2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — Оборотные средства и всеобщая неплатежеспособность



Оборотные средства и всеобщая неплатежеспособность


Рассматривая пути решения проблемы оздоровления оборотных средств предприятий, авторы исходят из того, что финансовые затруднения, возникшие в настоящее время в разных звеньях процесса воспроизводства, прямо или косвенно связаны с недостатками в организации и использовании оборотных средств.

Правильная организация, сохранность и эффективность использования оборотных средств имеет большое значение для обеспечения непрерывного процесса общественного воспроизводства, устойчивого финансового состояния всех субъектов хозяйствования, нормального денежного обращения, реального накопления национального богатства страны.

Все это обусловлено особой экономической характеристикой данной финансовой категории, двойственным ее содержанием, соединяющим в себе авансированные денежные средства и стоимость материальных ресурсов в виде запасов сырья, топлива, полуфабрикатов, готовой продукции и других видов материальных ценностей.

Находясь постоянно в обороте предприятия, оборотные средства являются источником авансированного финансирования затрат на производство и реализацию продукции с момента образования производственных запасов до времени поступления выручки от реализации продукции. Этим самым оборотные средства выполняют свою важнейшую функцию - производственную, то есть денежное обеспечение непрерывности процесса производства. Являясь одной из основных финансовых категорий, оборотные средства оказывают существенное влияние на сферу обращения, состояние расчетов в народном хозяйстве и тем самым на денежное обращение в стране, выполняют свою вторую функцию - платежно-расчетную.

Однако осуществление этих функций зависит прежде всего от степени обеспеченности предприятий оборотными средствами, правильности и эффективности их использования.

Одним из основных принципов организации оборотных средств является нормирование. Реализация этого принципа позволяет экономически обоснованно установить необходимый размер собственных оборотных средств и тем самым обеспечить условия для успешного осуществления производственной и платежно-расчетной функций.

Ошибочная практика нашего времени - отказ от нормирования оборотных средств - является одной из причин кризисного состояния платежно-расчетной дисциплины. Важный принцип организации оборотных средств - это полнота обеспеченности предприятия оборотными средствами и эффективность их использования строго по целевому назначению.

Накануне распада СССР предприятия отраслей народного хозяйства располагали оборотными средствами в сумме 800 млрд руб., в том числе вложенных в запасы товарно-материальных ценностей 520 млрд руб., или 65%.


Источники формирования оборотных средств, в %


 

Всего по нар. хозяйству

В промышленности

Собственные средства

28,7

39,0

Кредит банка

44,5

41,0

Кредиторы

13,8

7,9

Прочие (остатки средств фондов экономического стимулирования)

13,0

12,1


Данные оборотные средства покрывали действительную потребность предприятий в них в среднем на 90%. Общая сумма недостатка оборотных средств исчислялась в пределах 60-70 млрд руб. Финансовое состояние предприятий осложнялось также и тем, что значительная их часть являлись убыточными: в промышленности - 9%, в строительстве - 8%, в снабжении - 21%, в бытовом обслуживании - 17%. Целиком были убыточны все виды городского транспорта и предприятия ЖКХ.

Необходимо было осуществление широкой программы финансового оздоровления предприятий. Такая программа разрабатывалась в МФ СССР, но она осталась нереализованной.

Вместо этого правительство приняло ряд решений, повлекших ухудшение финансового состояния предприятий и увеличение недостатка собственных оборотных средств.

К их числу прежде всего можно отнести следующее:

- постановление об отмене дотирования промышленности разницы между закупочными и расчетными ценами на сельскохозяйственное сырье (100 млрд руб. в год) повысило себестоимость продукции и вызвало дополнительную потребность в оборотных средствах;

- постановление о повышении более чем в три раза отчислений в фонд социального страхования привело к резкому повышению себестоимости продукции и увеличению недостатка оборотных средств;

- изменение порядка отнесения процентов за краткосрочные кредиты банков не за счет распределяемой прибыли, а на себестоимость продукции и резкое повышение процентных ставок за кредит привело к увеличению недостатка собственных оборотных средств;

- реорганизация банковской системы и создание коммерческих банков привели к изъятию из оборотных средств кредитов госбанка; это резко сократило долю кредита в источниках формирования оборотных средств и крайне отрицательно сказалось на финансовом состоянии предприятий;

- введение налога на добавленную стоимость повысило потребность предприятий в оборотных средствах на приобретение сырья и материалов, облагаемых налогом на добавленную стоимость 20%;

- отнесение на себестоимость ряда налоговых платежей и отчислений в дорожные фонды также сказалось на увеличении потребности предприятий в оборотных средствах.

Наряду с указанными выше причинами в условиях сегодняшнего дня крайне отрицательное влияние на финансовое состояние предприятий оказывают:

- занижение реальной себестоимости реализуемой продукции и услуг из-за отсутствия индексации ее на коэффициент роста сырьевых цен и как результат этого - перекачивание оборотных средств в завышенную прибыль, изымаемую в бюджет;

- обесценение всех видов доходов предприятия в результате падения курса рубля;

- изъятие в бюджет авансовых платежей до получения фактической прибыли.

Под воздействием всех этих факторов сегодня все предприятия находятся в крайне тяжелом финансовом состоянии и почти полностью лишились собственных оборотных средств, что подтверждается следующими данными о структуре источников оборотных средств.

Собственные средства – 4,4%

Кредит банков и займы – 10,4%

Кредиторская задолженность – 85,2%.

Бедственное финансовое положение предприятий, недостаток оборотных средств и отсутствие реальных источников для их восполнения породили систематические неплатежи бюджету, банкам, поставщикам, работающим по заработной плате. Всеобщая неплатежеспособность, продолжающаяся в течение четырех лет и нашедшая свое развитие в банковском и бюджетном платежном кризисе, – это форма протеста состояния нашей экономики против сегодняшней самопоедаемой финансовой и экономической политики правительства.

Бюджет превратился в крупнейшего должника перед предприятиями госсектора, регионами, социальной сферой, международными кредиторами.

Сумма внешнего долга Российской Федерации исчисляется в 130 млрд дол. Размер платежей по его обслуживанию и погашению ежегодно составляет более 34 трлн руб. Задолженность предприятий промышленности, транспорта и сельского хозяйства кредиторам на начало 1997 г. насчитывала 916 трлн руб., в том числе просроченных - 448 трлн руб. По состоянию на 1 августа 1997 г. она возросла в 1,7 раза.

Острый дефицит финансовых ресурсов и денежных средств в реальной экономике усугубляется безэмиссионным покрытием дефицита бюджета, поскольку финансовые ресурсы отвлекаются на обслуживание внешнего долга, функционирование рынка государственных ценных бумаг.

Решение проблемы - оздоровление оборотных средств предприятий и восстановление платежеспособности - тесно связано с необходимостью пересмотра действующей разорительной для предприятий системы налогов и налогообложения.

Следует отказаться от установленного порядка отнесения большого числа налоговых платежей и отчислений в дорожные и другие внебюджетные фонды на затраты производства продукции, что приводит к резкому завышению себестоимости готовой продукции, делает ее неконкурентоспособной. В то же время это вызывает у предприятий дополнительную потребность в оборотных средствах на непроизводственные затраты, поскольку источником уплаты этих платежей являются оборотные средства предприятия, которых и так не хватает. В результате образуется в больших размерах недоимка по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а предприятия утрачивают оборотные средства. В целях создания нормальных условий для работы предприятия и обеспечения бюджета и внебюджетных фондов реальными доходами необходимо объектом налогообложения и источником уплаты налогов и отчислений сделать валовой доход предприятия, который является составной частью фактической выручки от реализации продукции, и поэтому отпадает авансовое изъятие средств - главный порок сегодняшней налоговой системы.

Кроме отнесения налоговых платежей на издержки производства причиной возникновения финансовых затруднений у предприятий является несовершенство порядка налогообложения. Действующая методика взимания налога на добавленную стоимость не со стоимости готовой продукции, реализуемой конечному потребителю, а со стоимости потребляемого сырья и материалов, получаемых от поставщиков для нужд производства, порождает отвлечение оборотных средств предприятий на уплату в бюджет налога на добавленную стоимость, неполученного еще с конечного потребителя, на срок длительности процесса производства и реализации продукции. Налог на добавленную стоимость должен взиматься не с предприятий, а с конечного потребителя товара по месту его реализации.

Оздоровление финансов предприятий и восстановление платежеспособности тесно связаны с необходимостью возрождения в новых условиях ранее действовавшей системы краткосрочного кредитования банками предприятий на нужды формирования оборотных средств. В этой связи целесообразно использовать формы кредита, которые оправдали себя в советской экономике, например кредит под товары, отгруженные покупателям.

Необходимо восстановить ранее действовавший порядок отнесения уплаты процентов за краткосрочные кредиты на уменьшение прибыли предприятия, облагаемой налогом с прибыли.

Наряду с осуществлением предлагаемых выше мер для оздоровления финансового состояния предприятий необходимо приостановить влияние инфляции на обесценение оборотных средств. Однако решить эту задачу только лишь путем разового пополнения недостающих оборотных средств, в обоснованных объемах, невозможно. Спустя некоторое время пополненные оборотные средства под влиянием растущей инфляции будут подвергаться обесценению. Поэтому наряду с единовременным санированием оборотных средств за счет бюджетного или банковского кредита (под невысокий процент) необходимо создать механизм, устраняющий влияние инфляции на последующее обесценение оборотных средств. По нашему мнению, для этого фактическую себестоимость продукции в момент ее реализации необходимо индексировать на коэффициент сложившегося на данное время роста цен на сырье и материалы и повышение средней зарплаты. Это устранит имеющее место перекачивание оборотных средств в завышенную прибыль, изымающуюся в бюджет, и обеспечит возобновление производственного процесса.







Интересное:


Меркантилизм как предтеча государственного регулирования рыночных отношений
Формирование государственной экономической политики по ограничению и контролю над бегством капитала из России
К вопросу об общих условиях и пределах осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями
Малый бизнес: альтернативы и перспективы
Вступление России в ВТО - некоторые проблемы
Вернуться к списку публикаций