2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — О привлечении иностранных инвестиций в российскую экономику



О привлечении иностранных инвестиций в российскую экономику


По мнению ряда аналитиков, на начальном этапе осуществления стратегической задачи экономического роста России требуется 150-200 млрд дол., нынешние же суммарные источники могут обеспечить лишь треть необходимых ресурсов. Возникает, таким образом, проблема изыскания дополнительных источников, решая которую нельзя не принять во внимание тот факт, что за пределами страны, в рамках международного рынка капиталов, "прокручиваются" астрономические суммы денежных активов (по оценкам экспертов, в 1997 г. - около 700 млрд дол.), принадлежащих российским юридическим и физическим лицам. Запад получает доход от легально вложенных в иностранные ценные бумаги валютных резервов ЦБ РФ, от нелегально вывезенных российских капиталов, от налогов на землю и недвижимость за границей.

Что же касается иностранных инвестиций в российскую экономку, то на заседании Консультативного совета субъектов РФ по международным и внешнеэкономическим связям при МИД РФ отмечалось, что в конце 1997 г. они составили лишь 20 млрд дол. (БИКИ. 1998. № 2). По другим данным, общий накопленный объем зарубежных инвестиций - около 24 млрд дол., в том числе прямые вложения - 11 млрд дол. (Инвестиции в России. 1998. № 2).

Особо следует сказать о бегстве капитала из России. По данным независимых экспертов, реальные масштабы бегства капитала за рубеж составили в 1991 г. 50 млрд дол., в 1992 г. - 60 млрд, в 1993 г. - 40 млрд, в 1994 г. - 50 млрд, а на протяжении 1995-1997 гг. на Запад ежемесячно утекало 2 млрд дол. (по другим данным, в течение 1997 г. из России ежемесячно вывозилось не 2, а 3,5-4 млрд дол. (Бизнес и банки. 1998. № 9).

Утечку капитала из страны специалисты сравнивают с периодом гражданской войны 1918 г. Среди многих причин следует назвать и сверхдоходы финансово-промышленной олигархии, экономической элиты, обогатившейся в результате номенклатурно-криминального характера приватизации в России. В частности, совершенно шокирующими для российской и мировой общественности были данные, приведенные на пленарном заседании Госдумы РФ 8 октября 1997 г., о том, что 7-10 банков контролируют 60% валового внутреннего продукта страны, а 200-300 семей - 60% собственности (Бизнес и банки. 1998. № 9).

В целом же отток капитала из России в 10 раз превышает все иностранные инвестиции. В этой связи привлечение иностранных инвестиций в Россию должно сопровождаться разработкой специальных мероприятий (никак не административного, а экономического характера) для возвращения российских капиталов в страну.

В первую очередь необходимо осуществление комплекса мер, обеспечивающих стабильную законодательную базу, применение на практике уже принятых законов и нормативных актов (например, закон "О соглашениях о разделе продукции"), совершенствование налоговой системы, в частности включение специального раздела о налогах на иностранные прямые и портфельные инвестиции в Налоговый кодекс, четкое разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации в их отношениях с иностранными инвесторами, предоставление гарантий по защите собственности и доходов, личной безопасности.

Принятая в октябре 1995 г. правительством "Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ", определившая основные направления деятельности правительства по выходу из инвестиционного кризиса и созданию условий для инвестиционной деятельности, не достигает своих целей.

Факторы, способствующие притоку в Россию иностранных инвестиций

1. Совершенствование налоговой системы.

Налоговая система современной России является одной из самых молодых в мировой практике. При своем формировании (1990-1992 гг.) она опиралась на опыт многих стран (Германии, Канады, США, Швеции). Однако если по видам налогов она отвечает рыночному характеру экономики, то по своей структуре ей не соответствует. В качестве примера можно привести следующую таблицу.


Сравнение структуры налоговых платежей в России и США (в %)*

Налогооблагаемые факторы

Федеральный бюджет

Бюджеты штатов (субъектов)

Местные бюджеты

Бюджетная система

Россия

США

Россия

США

Россия

США

Россия

США

Труд и предпринимательство

22,4

96,0

52,8

64,6

 

15,4

37,3

75,1

Капитал (имущество)

0,4

-

18,7

 

 

 

7,8

 

Природные ресурсы

2,4

-

4,3

 

 

 

3,4

 

Косвенное обложение (обращение и потребление)

74,8

4,0

24,2

35,4

 

84,6

51,5

24,9

Итого:

100

100

100

100

Источник: Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США. М., 1996. С 198.

* Экспертные оценки по официальной статистике.

** Данные в источнике отсутствуют.


Совершенствование налоговой системы предполагает ее последовательное преобразование, устранение множественности действующих налоговых режимов в стране в целях создания рациональной, несущей регулирующие, стимулирующие и фискальные функции системы и установление единого налогового правопорядка.

Для этого в первую очередь следует предусмотреть исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые допустимо применять в РФ, с сокращением общего числа налогов и сборов (до 60 вместо более 200). Перечень региональных и местных налогов должен быть с четкой регламентацией распределения источников доходов между уровнями власти. Введение несовместимых налоговых схем в регионах сильно осложняет положение налогоплательщиков в связи с необходимостью уплаты налогов в бюджеты различных территорий.

Важное значение имеет включение в состав единой налоговой системы платежей, предусмотренных законами, не регулирующими в целом вопросы налогообложения: таможенные пошлины, плата за использование природных ресурсов, отчисления в социальные фонды и т.д.

До принятия Налогового кодекса целесообразно было бы Указом Президента РФ систематизировать и привести в соответствие с Гражданским кодексом ранее принятые нормативные акты, касающиеся налогообложения иностранных инвестиций.

В мировой практике в инвестиционном законодательстве принято устанавливать дифференцированный режим для инвесторов. В законодательстве России также следует предусмотреть несколько правовых режимов для иностранных инвесторов. Они должны применяться в зависимости от вкладываемого капитала и от того, в какие отрасли и регионы направляются средства.


2. Реализация инвестиционных проектов в регионах Российской Федерации.

Предпринимательский климат регионов России изучен недостаточно. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, который совместно с Московским национальным банком провел исследование факторов привлечения иностранных инвесторов в различные районы РФ, в стране нет непривлекательных регионов: даже в "убыточных" можно найти экономически выгодные объекты для инвестиций; следует, однако, всесторонне оценить совокупность факторов, которые определяют хозяйственную целесообразность как со стороны инвестора, так и принимающей стороны.

По данным центра содействия иностранным инвестициям при Минэкономики, трудности при реализации инвестиционных проектов возникают в таких, казалось бы, простых вопросах, как распределение получаемого дохода, степень участия каждой из сторон, формы финансирования. Как показывает в последнее время практика общения администраций регионов с зарубежными инвесторами, установить деловое сотрудничество удается в том случае, когда и инвестор, и администрация региона четко представляют и формулируют свои цели, учитывают свои и чужие интересы. Об этом говорит опыт Татарстана и Алтайского края, где переговоры о непосредственном вложении средств со стороны американских компаний начались лишь после того, как на предварительной стадии были решены все основные вопросы: от перечня отраслей и предприятий, нуждающихся в инвестициях, до технических параметров проектов.

Для привлечения иностранных инвесторов регионы используют законодательно предоставленную возможность самостоятельно определять количество и ставки налогов. Согласно докладу "Инвестиционный климат регионов России: опыт оценки и пути улучшения", подготовленному группой экономистов по заказу Торгово-промышленной палаты, в части регионов законы о налоговых льготах принимаются на один год. Это вынуждает иностранных инвесторов действовать очень осторожно, поскольку они опасаются, что в дальнейшем льготы могут быть отменены.

Один из методов предоставления инвесторам гарантий - долевое участие регионального бюджета в проектах. Другой подход - создание инвестиционных и залоговых фондов, которые объединяют финансовые средства государства и частных лиц. Все большую популярность приобретает такая форма привлечения инвесторов, как выпуск областных займов. Он широко используется в Нижегородской, Пермской и Ленинградской областях.

В связи с этим представляется целесообразным обмен опытом между регионами в целях создания информационной базы данных об использовании иностранных инвестиций в различных районах Российской Федерации.


3. Приведение системы бухгалтерского учета в России к международным стандартам.

Многие западные инвесторы и банкиры полагают, что бухгалтерский учет в России не отвечает международным нормам, отчетность российских организаций непонятна их западным партнерам, не отражает реального имущественного и финансового положения отчитывающихся организаций и вообще "непрозрачна и ненадежна".

Правительство РФ создало в 1997 г. межведомственную комиссию по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Она представила комплексную программу, одной из целей которой является переход России на международные стандарты бухгалтерского учета; реализация ее потребует массового переучивания бухгалтеров и аудиторов.

Постепенный переход на применение общепринятых международных форм бухгалтерского учета начался еще в 1992 г. С 1 января 1998 г. российские банки в соответствии с указанием ЦБ РФ от 18.6.97 г. перешли на новый план счетов бухгалтерского учета, который в определенной степени отвечает международным стандартам. Внутри самого Центрального банка был также утвержден новый план счетов бухгалтерского учета.

Следует указать, что опасения зарубежных специалистов по поводу "непрозрачности" наших отчетов имеют под собой определенные основания, но это скорее относится не к содержанию и форме отчетности, а к ее составлению и подтверждению. Закон "О бухгалтерском учете", вступивший в действие в ноябре 1996 г., предполагает, что в составе бухгалтерской отчетности ее пользователю (адресату) представляется аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетности.

В условиях нестабильности и частичной криминализации экономических отношений эта мера вполне оправдана и направлена на защиту пользователя отчетной информации от ее преднамеренного искажения.

С 1993 г. отчетность, в частности баланс, составляется в нетто-показателях, как и принято международными нормами.

В 1994 г. с принятием Минфином РФ Положения об учетной политике существенно расширилось применение международных принципов в российском учете, в частности была констатирована необходимость последовательного применения учетной политики и полноты учета всех фактов в хозяйственной деятельности, особо подчеркнут принцип непротиворечивости учета и отчетности во всех их структурных составляющих, указано на необходимость соблюдения принципа рациональности и полноты бухгалтерского учета. Но главное заключалось в том, что были определены и стали применяться повсеместно такие основополагающие принципы международного учета, как осмотрительность, приоритет содержания над формой, временная определенность учитываемых фактов хозяйственной деятельности.

Что касается международных стандартов бухгалтерского учета, то представляет интерес работа, выполненная Финансовой академией при Правительстве РФ и одной из крупнейших транснациональных корпораций - германским концерном РВЕ АГ. Был проведен сравнительный анализ опыта бухгалтерского учета на основе международной, российской и германской практики. В марте 1997 г. на двух языках, русском и немецком, с предисловиями министров финансов России и Германии, а также руководителей исследования профессора А.Г. Грязновой (ректор Финансовой академии) и В. Циманна (член правления РВЕ АГ) был опубликован труд под названием "Стандарты отчетности в синоптическом представлении: ФРГ, РФ, МСО". Деловая пресса, в том числе экономические издания высоко оценили этот труд, подчеркнув его значимость для развития германо-российского экономического сотрудничества и перехода России на международные стандарты бухгалтерского учета.

Представляется важным при использовании международных норм бухгалтерского учета иметь в виду, что действующий в России план счетов перегружен и практически исчерпал себя. Он не отражает отложенные затраты, предстоящие процентные платежи, в нем запутана методика отражения арендных отношений, оценки имущества, и он во многом обслуживает фискальные интересы. Необходимо ускорить принятие закона "Об аудиторской деятельности в РФ".


4. Совершенствование работы зарубежных бюро Российского центра содействия иностранным инвестициям при Минэкономики России.

Здесь возможны следующие основные направления:

- Активизация разъяснительной работы представителей зарубежных бюро среди предполагаемых инвесторов о необратимом характере экономических преобразований в РФ, улучшающемся инвестиционном климате в стране в связи с ожидаемым экономическим ростом, предстоящем вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), что должно способствовать уверенности в получении прибыли от реализации конкретного инвестиционного проекта.

- Создание мощной информационной базы (банка данных) о возможных направлениях инвестирования (регион - отрасль - подотрасль - предприятие - проект). Подбор заинтересованных инвесторов, предоставление необходимой информации о них, обеспечение деловых контактов.

- Усиление работы по поддержке и сопровождению уже заключенных договоров, контрактов, соглашений.

- Привлечение иностранных инвестиций не только в крупномасштабные инвестиционные проекты, но также в сферу малого и среднего бизнеса, где возможности российской стороны практически не ограничены.

- Организация и проведение регулярных встреч заинтересованных инвесторов и реципиентов в целях укрепления взаимного доверия и деловых контактов.

- Проведение маркетинга различных сегментов международного рынка капиталов.

- Привлечение к экспертным оценкам предполагаемых инвестиционных проектов ведущих консультационных компаний и фирм, известных ученых и практиков.

- Расширение издательско-рекламной деятельности по информированию потенциальных инвесторов о возможностях и путях прибыльного вложения капиталов в российскую экономику.


5. Развитие финансового рынка и рынка ценных бумаг.

В России до последнего времени основной упор в привлечении инвестиций делался на создание совместных предприятий. В условиях приватизации большого количества предприятий важной формой привлечения инвестиций становится продажа иностранным компаниям акций и других ценных бумаг. В связи с этим особое значение приобретает развитие фондового рынка на федеральном и региональном уровне.

1996-1997 гг. ознаменовались заметной активизацией роли России на международном рынке капиталов. Речь идет о двух успешно размещенных государственных еврооблигационных займах, о выходе ряда регионов и предприятий на мировые фондовые рынки.

Одновременно все более либерализуется российский рынок внутренних государственных заимствований. Нерезиденты получают все большие возможности действовать на российском рынке ценных бумаг в связи с тем, что Центральный банк снял ряд ограничений на их деятельность (например, за один 1996 г. инвестиции нерезидентов составили около 5 млрд дол).

Стоимость российских ценных бумаг на мировых фондовых рынках за тот же период выросла на 155% и в последующем продолжала расти. Россия превратилась в один из быстро прогрессирующих нарождающихся рынков. Международная финансовая корпорация и американская корпорация "Морган Стэнли" включили Россию в мировой финансовый рейтинг.

Все это, несомненно, создает необходимые предпосылки для интеграции РФ в мировую экономику. Вместе с тем степень включения ее в международный рынок капиталов и масштабы привлечения внешних инвестиций не позволяют пока говорить о том, что в этих вопросах наступили решающие перемены к лучшему.

Развитию финансового рынка и рынка ценных бумаг могло бы способствовать следующее:

- акцент на долгосрочное развитие рынка ценных бумаг и финансовых институтов при сокращении доли кредитного рынка (более 90% которого составляют краткосрочные ссуды), становление масштабного и ликвидного рынка корпоративных ценных бумаг;

- сокращение рынка государственных ценных бумаг, прекращение выкачивания правительством денежных ресурсов в ущерб инвестициям;

- пересмотр практики приватизации, прекращение продажи за бесценок российских предприятий (как условие прихода в Россию неспекулятивных иностранных инвестиций);

- запуск крупных инвестиционных программ (экспортное производство, дороги, жилищное строительство, автомобилестроение и т.д.), связанных с улучшением качества жизни населения (для выполнения этих программ наравне с государственными средствами могут использоваться частные);

- ограничение на достигнутом уровне военных расходов при развитии экспортных военных производств;

- стимулирование и расширение экспорта, прежде всего его несырьевой составляющей;

- поощрение неспекулятивных иностранных инвестиций, связанных с долгосрочным переносом в Россию капитала и современных технологий.


6. Устранение внутренних и внешних барьеров к экспорту российских товаров.

Зарубежные эксперты отмечают, что политика российского правительства до сих пор остается непоследовательной, а многие факторы, препятствующие приходу капитала, нельзя исправить за короткий срок. По их мнению, еще не менее двух лет инвестиционный климат в России будет отставать от уровня развитых стран. Согласно рейтингу стран в мировой экономике, определенному Мировым экономическим форумом (Женева, 1996 г.), из числа 48 стран мира Россия заняла последнее место. При этом конкурентоспособность стран рассчитывалась на основе многофакторных векторных моделей, включавших 381 показатель.

Затраты в России на выпуск сопоставимой единицы продукции превышают аналогичный показатель, например, в США в 2,7 раза.

По нашему мнению, в целях более энергичного стимулирования эффективности и конкурентоспособности экономики России за счет активизации внешнеэкономического фактора представляется целесообразным:

- перекрыть экономические каналы утечки национального дохода за пределы страны, ликвидировать "прозрачность" границ, особенно со странами СНГ. По официальным данным Госкомстата РФ, товарные поставки из России в страны СНГ осуществляются в среднем по ценам, достигающим лишь 30-40% мирового уровня; импортируются же товары в Россию из этой группы стран хотя также по более низким ценам, но уже в диапазоне 70-80% мирового уровня. Иначе говоря, "ножницы цен" раздвинуты далеко не в пользу России. Если же приплюсовать сюда фактор неплатежей, то становится еще более очевидной неэквивалентность торговли России в этом географическом секторе мирового рынка. Необходимо обеспечить эквивалентный обмен со всеми странами, исходя из цен мировых рынков;

- усилить государственный контроль вплоть до установления монополии внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей за экспортно-импортными операциями всех монополий страны, включая естественные;

- расширять и углублять либерализацию экспортно-импортных операций для тех субъектов внешнеэкономической деятельности России, для которых внутри страны имеется достаточно развитая конкурентная среда.

Регулирование внешней торговли должно быть подчинено дальнейшей интеграции России в мировую экономику и вступлению в ВТО.







Интересное:


Некоторые схемы бегства капитала из России и его составляющие
Особенности управления государственным долгом в российских регионах
Международный опыт реформирования ЖКХ
Меркантилизм как предтеча государственного регулирования рыночных отношений
Вопросы повышения эффективности бюджетного регулирования
Вернуться к списку публикаций