2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — О некоторых формах интегрированных объединений в сельском хозяйстве



О некоторых формах интегрированных объединений в сельском хозяйстве


Усиление интеграционной деятельности в сельском хозяйстве, произошедшее в 1999 – 2000 гг. и получившее свое развитие в 2001 г. обусловлено не только стремлением интеграторов снизить трансакции в связи с ограниченными возможностями государства обеспечить выполнение контрактов, но и поиском региональными властями путей решения проблемы финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий. Интеграция в рыночной экономике обусловлена, с одной стороны, стремлением повысить конкурентоспособность, а с другой – снижением издержек производства.

Особенностями современных процессов интеграции в сельском хозяйстве являются: наличие многообразия форм собственности; развитие современных рыночных отношений; относительная независимость хозяйствующих субъектов от государства; преобладание экономических стимулов при создании агропромышленных формирований. Концепция развития агропромышленной интеграции в современных условиях основывается на новых принципах и механизмах взаимодействия.

Приоритетное место в ней должно отводиться маркетинговой ориентации хозяйственных стратегий. В свою очередь, решение стратегических задач предполагает комплексность и в то же время последовательность проводимых мероприятий. Главное внимание при этом должно уделяться согласованию инвестиционных программ, своевременной корректировке механизмов управления и экономических отношений. Основные принципы создания различных моделей интегрированных формирований сводятся к следующему: добровольность, адаптивность, целостность и комплексность, поддержка и содействие со стороны органов управления, «ведущее звено» – предприятие интегратор, оптимальность размеров.

В зависимости от свойств объединяющихся компонентов возможны три типа интеграционных процессов – горизонтальный, вертикальный и диверсификация.

Горизонтальная интеграция характерна для объединения хозяйственных структур, выпускающих однородную продукцию, оказывающих одинаковые услуги или выполняющие аналогичные операции технологического цикла.

Вертикальная интеграция применяется при слиянии предприятий различных отраслей по принципу технологического единства производственных процессов. Интеграция проявляется в том, что объединяющиеся структуры становятся необходимыми, взаимосвязанными и соподчиненными элементами более крупной структуры. Технологически процесс производства продукции управляется из единого центра.

Особый тип интеграции – диверсификация – состоит в проникновении крупной компании в другие отрасли, с которыми она не находится ни в прямой, ни в косвенной производственной связи.

В настоящее время назрела острая необходимость создания в сельском хозяйстве вертикально интегрированных объединений. Наиболее эффективным является объединение сельскохозяйственных предприятий с перерабатывающими предприятиями и организациями торговли, т.е. создание объединений, представляющих замкнутый круг: производство продукции сельского хозяйства, ее переработка и реализация конечного продукта. Соответствует такому направлению интеграции создание агрохолдинга.

Организационное построение агрохолдинга включает, прежде всего, решение вопросов выбора количественного и качественного состава предприятий-участников, в частности по производственному направлению и уровню хозяйствования, обоснование их технологических и экономических связей, степени централизации производственных и других функций, а также учет территориального фактора.

Важная составляющая организационного построения агрохолдинга – состав учредителей. В любом агропромышленном холдинге должно быть не менее трех-четырех предприятий, представляющих сельскохозяйственную и перерабатывающую отрасль, а также сферу обслуживания и торговли.

Учитывая, что проектная сырьевая база большинства перерабатывающих предприятий значительно превышает фактические объемы производства среднего сельскохозяйственного предприятия, число последних в холдинге должно быть, как минимум, не менее пяти-шести.

Принципы использования инвестиционного и инновационного ресурсов приобретают решающее значение при формировании состава учредителей вновь создаваемых хозяйственных обществ. Без предприятия лидера, без надежного инвестиционного источника холдинг может стать формальным объединением неэффективно работающих, как и прежде, юридических лиц.

Отправной точкой формирования модели интеграции является эволюционный подход к изменению принципов, по которым строится «остов» объединения холдингового типа. Иначе говоря, моделирование означает разработку возможных критериев и параметров создания и функционирования агрохолдинговых формирований.

По характеру хозяйственной деятельности агрохолдинги являются коммерческими организациями и создаются в форме акционерных обществ открытого и закрытого типов и реже – в форме общества с ограниченной ответственностью. В связи с реформированием несостоятельных сельскохозяйственных организаций используется последний тип. Эта практика получает распространение во многих регионах страны. Такая форма, по сравнению с акционированием, гибче: отсутствуют механизм купли-продажи акций, жесткая регламентация проведения общих собраний, проще структура управления, разрешается выпуск облигаций для привлечения дополнительных ресурсов. Стратегия акционерной модели интеграции – мобилизация материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях.

Процесс формирования агрохолдинга, по нашему мнению, должен состоять из нескольких этапов.

На первом этапе – организационном – проводится обоснование создания агрохолдинга, определяется число участников, желающих добровольно стать участниками образования, их местонахождение, вид деятельности, определяется специализация.

На втором этапе – экономическом – оценивается текущее состояния сельскохозяйственных предприятий, их потенциал, объемы запасов, готовой продукции и возможные рынки ее сбыта. Составляется план финансирования деятельности, порядок и сроки погашения задолженности, определение центров финансовой ответственности на принципах внутреннего хозяйственного расчета и планирования бюджетов структурных подразделений.

Третий этап – структурный – предусматривает выбор оптимального варианта организационной структуры, с выделением самостоятельных производственных, перерабатывающих и обслуживающих бизнес-единиц, определяются их функции, формирование центрального аппарата компании, численность работников, принципы взаимоотношений между подразделениями и внешними субъектами рынка. При этом центральный аппарат выполняет функции, связанные со стратегическим планированием и защитой интересов собственников предприятия, а вновь образованные бизнес-единицы занимаются текущей производственной деятельностью.

Четвертый этап – правовой – проводится официальная регистрация в органах государственной власти.

Агрохолдинг включает в свой состав сельскохозяйственные, перерабатывающие и торговые организации, соединившие либо полностью, либо частично свои ресурсы на основе договора о взаимовыгодном экономическом сотрудничестве.

Включение сельскохозяйственных предприятий в состав агрохолдинга даст им следующие перспективы:

– возможность целенаправленного развития и устойчивого функционирования;

– возможность разработки перспективных программ и обеспечения их реального осуществления на основе диверсификации производства и получения внутренних льготных инвестиционных и кредитных ресурсов;

– пополнение собственных оборотных средств и обновление основных фондов;

– централизованное снабжение хозяйств ГСМ, запасными частями, новой техникой, оборудованием;

– погашение кредиторской задолженности;

– гарантированный и выгодный сбыт произведенной сельскохозяйственной продукции с использованием различных схем маркетинга;

– повышение деловой активности;

– расширение рынков сбыта продукции.

Сельскохозяйственная продукция служит сырьем для изготовления других видов продукции и создания кооперационной цепочки. Необходимы предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и производству из нее продовольственных товаров. Это позволит им:

– решить проблему обеспеченности сырьем;

– освоить новые рынки сбыта продукции;

– за счет вовлечения в состав участников агрохолдинга появится возможность повысить уровень обеспеченности основными средствами.

Для полной завершенности интегрированных цепочек необходимы звенья, занимающиеся оптовой и розничной реализацией произведенной продукции.

Координирующим, управляющим звеном интеграционного образования выступает центральная компания, участниками которой делегируются основные вопросы принятия решений распоряжения с собственностью и доходами, осуществление высшего стратегического руководства, координации финансово-хозяйственной деятельности, бизнес планирования, разработки маркетинговой политики и т.д.

Стратегическим моментом в деятельности центральной компании является организация производства и гарантированного сбыта продукции согласно современной тенденции развития, а именно возможность реализовывать продукцию под единой торговой маркой-брендом, в связи с чем агрохолдинг вступает в договорные отношения с бренд-компанией, на основе франчайзинговой формы предпринимательства.

В рамках агрохолдинга должны быть установлены длительные и стабильные производственные, технологические, организационные, экономические, коммерческие и другие связи, обеспечивающие максимальное сокращение потерь продукции в процессе перехода из одной сферы в другую, четкое функционирование воспроизводственной цепи и стабильное обеспечение формирования районного, регионального и межрегионального продовольственных фондов.

Одним из условий создания и успешного функционирования агрохолдинга является активная поддержка государства, особенно при создании региональных агрохолдингов. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, интеграция в рамках крупных административных районов будет длительным процессом, что объясняется отсутствием опыта и недостатком у промышленных и сельскохозяйственных предприятий свободных финансовых средств. Во-вторых, отсутствие в регионах необходимой инфраструктуры рынка, что вынуждает участников формирования заниматься всеми видами коммерческих операций.

Экономическая целесообразность участия сельскохозяйственных предприятий в агрохолдинге заключается в следующем. Во-первых, улучшение финансово-экономического положения предприятия и восстановление состоятельности обеспечивается за счет:

– сокращения трансакционных издержек;

– снижения постоянных затрат на единицу продукции, а вследствие и себестоимости сельскохозяйственной продукции;

– роста объема продаж за счет наращивания объемов производства при расширении (с помощью торгово-сбытовых возможностей агрохолдинга) существующих рынков сбыта и использование бренда;

– улучшения делового имиджа участников формирования.

Во-вторых, участие стабилизирует работу предприятий и, следовательно, позволит сохранить, а в некоторых случаях увеличить рабочие места, что положительно скажется на решении социальных проблем региона.

Таким образом, создание регионального агрохолдинга путем объединения сельскохозяйственного, промышленного и торгового капитала могло бы стать одной из предпосылок для эффективного развития сельского хозяйства региона в будущем.







Интересное:


Определение и структура теневого бизнеса
Аналитическое обоснование выбора договорных условий при решении проблем финансирования капитального строительства
Экономические предпосылки эффективной организации и стимулирование роста инвестиций паевыми инвестиционными фондами
Некоторые особенности финансовой системы России в сравнении с Западной Европой
Иностранные инвестиции в РФ и их роль в экономике региона
Вернуться к списку публикаций