2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — О дальнейшем развитии малого предпринимательства



О дальнейшем развитии малого предпринимательства


Содержание

  1. Введение
  2. Краткая оценка состояния малого предпринимательства в Российской Федерации
  3. Оптимизация нормативных правовых основ регулирования малого предпринимательства со стороны государства
  4. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства
  5. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства
  6. Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства
  7. Развитие инфраструктуры, информационных систем малого предпринимательства
  8. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства
  9. Активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям
  10. Совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства, сокращение административных барьеров в предпринимательстве
  11. О программах государственной поддержки малого предпринимательства

Совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства, сокращение административных барьеров в предпринимательстве

В 2001 году приняты федеральные законы, направленные на дебюрократизацию экономики, на совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства, на ограничение наиболее явных форм бюрократического произвола по трем «болевым точкам»: регистрация предприятий (так, например, легче платно открыть ооо в Москве, нежели самостоятельно пройти всю процедуру регистрации фирмы и постановки ее на учет в ИФНС, соцстрахе и пенсионном фонде), получение лицензий, контрольные проверки: «О государственной регистрации юридических лиц», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности». Эти законы являются наиболее актуальными для малого бизнеса, как наименее защищенного сектора предпринимательской деятельности. В настоящее время Минэкономразвития России, МАП России и другими заинтересованными организациями изучается влияние этих законов на реальное снижение административных барьеров, вырабатываются предложения по их совершенствованию.

Действующая система государственного контроля и надзора не обеспечивает выполнение указанных требований, что порождает противоречие между законодательством в данной области, которое в основном соответствует потребностям рыночной экономики, и организационными механизмами его применения, сформировавшимися в период централизованного управления экономикой.

Дальнейшие шаги в данной области невозможны без внесения изменений в действующую систему органов государственного контроля и надзора, которая должна стать организационной основой в реализации мероприятий по дерегулированию экономики. Развитие нормативной правовой базы политики дерегулирования было определено принятием Федерального закона “О техническом регулировании”.

В соответствии с предложениями Минэкономразвития России (письмо в Правительство Российской Федерации от 30.12.02 № 5495-П) система государственных органов должна быть реорганизована на основе законодательно установленных принципов, в частности: четкого и однозначного определения целей и сферы государственного вмешательства и применения обязательных требований; ограничения такого вмешательства минимумом, необходимым для достижения целей регулирования; прозрачности деятельности государственных органов, единообразия практики применения мер регулирования, исключения дублирования контрольных и надзорных мероприятий.

Работа в этом направлении будет продолжена в рамках реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 – 2005 годы, раздел 5.3 «Активизация процессов дебюрократизации», в которой намечается:

изменение подходов к введению нового государственного регулирования хозяйственной деятельности, а также оценка существующих форм и масштабов государственного регулирования;

оптимизация государственных контрольных и надзорных функций и функций лицензирования;

совершенствование системы государственной регистрации субъектов предпринимательства;

реформирование системы сертификации и подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

развитие саморегулируемых организаций.

По вопросу сокращения административных ограничений в предпринимательстве и в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по устранению излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности, образована Комиссия Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.

По инициативе МАП России в 40 регионах Российской Федерации созданы Комиссии по устранению административных барьеров.

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.02г. №523 формируется состав секции малого предпринимательства Совета по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации с целью обеспечения участия предпринимателей, представителей общественных объединений предпринимателей в проведении государственной политики по развитию предпринимательства как на федеральном, так и на региональном, муниципальном уровнях. К сожалению, формирование секции необоснованно затягивается.

В целях совершенствования взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области развития малого предпринимательства и оказания необходимой для этого государственной поддержки считаем целесообразным проведение работы по следующим направлениям:

завершить создание межведомственных комиссий по сокращению административных барьеров в предпринимательстве при государственных федеральных инспекторах в субъектах Российской Федерации;

организовать информационный обмен между полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главными федеральными инспекторами и антимонопольными органами в целях осуществления совместных действий, направленных на снижение административных барьеров;

проводить совместную работу аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и антимонопольных органов по разработке программ развития и реформирования экономического сектора региона и отдельных субъектов Российской Федерации;

рассматривать наиболее актуальные вопросы на коллегиях при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах с участием представителей органов исполнительной власти всех уровней и организаций;

разработать и внедрить в 2003 году порядок оперативного взаимодействия полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах с антимонопольными органами в работе по снижению административных барьеров.

Так как малое предпринимательство развивается во всех отраслях экономики, для дальнейшего совершенствования деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства считаем целесообразным:

включить специалистов МАП России в составы комиссий, которые рассматривают и согласовывают федеральные программы, в части развития предпринимательства;

привлекать для обучения основам предпринимательской деятельности на конкурсной основе работающие объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

включить в составы конкурсных комиссий по отбору объектов инфраструктуры сотрудников МАП России и территориальных управлений МАП России;

выработать специальные меры государственной поддержки малого предпринимательства в регионах России со сложившейся депрессивной социально-экономической ситуацией на конкретных территориях, с учетом региональных и местных особенностей, и обеспечить их реализацию в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Для этих целей нужно консолидировать усилия всех уровней исполнительной власти страны и создать условия для привлечения ресурсов предпринимателей, что позволит сконцентрировать финансовые средства на решении указанных проблем и обеспечить мультипликативный эффект на других территориях.

О программах государственной поддержки малого предпринимательства

Подготовленный МАП России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Комплекса мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003 год направлен на решение основных задач в сфере поддержки развития малого предпринимательства, определенных Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и основными направлениями совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства, содержащимися в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

На основании положений, содержащихся в указанных Программе и Концепции, приоритетными направлениями реализации государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в 2003 году определены:

1. Законопроектная работа по нормативному правовому регулированию малого предпринимательства;

2. Финансово - кредитная поддержка малого предпринимательства;

3. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства;

4. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

5. Информационно-консультационная и кадровая поддержка малого предпринимательства;

6. Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

В рамках законопроектной работы по нормативному правовому регулированию малого предпринимательства будут осуществлены: подготовка предложений по совершенствованию государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства и государственной поддержки малого предпринимательства, внесению изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», разработка Порядка предоставления государственных гарантий субъектам малого предпринимательства и Порядка субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства, разработка нормативного правового акта, регулирующего порядок регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства включает в себя мероприятия по организационно-методическому обеспечению и сопровождению программ микрофинансирования на региональном и муниципальном уровнях, апробации и внедрению механизма предоставления гарантий и субсидий по кредитам, полученным в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, софинансированию региональных программ поддержки малого предпринимательства.

Направление «Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства» включает в себя определение перечня муниципального имущества, мониторинг и обновление перечня федерального имущества, предполагаемого для сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства, определение перечня не завершенных строительством объектов производственного назначения, подготовку предложений по совершенствованию упрощенных процедур передачи субъектам малого предпринимательства государственного и муниципального имущества.

Направление “Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства” предполагает создание и развитие на базе действующих объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства центров малого бизнеса с полным набором информационных, консультационных, юридических и др. услуг, развитие инфраструктуры поддержки новых инновационных малых предприятий: бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров, развитие федерального выставочно-маркетингового центра для малого предпринимательства.

В рамках раздела “Информационно-консультационная и кадровая поддержка малого предпринимательства” будут осуществлены мероприятия по подготовке методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предложений по формированию эффективных механизмов взаимодействия научных организаций и малых промышленных предприятий, предложений по разработке и внедрению рекомендаций по сертификации и аккредитации объектов инфраструктуры и субъектов малого предпринимательства в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9000, используемых Всемирной Торговой Организацией (ВТО), сопровождению и развитию единой информационной системы малого предпринимательства, поддержке, обеспечению функционирования и развития электронной библиотеки по малому предпринимательству России, подготовке и размещению в центральных и региональных средствах массовой информации аналитических материалов по малому предпринимательству, организации специальных информационных выпусков (в центральных и региональных изданиях, на теле- и радиоканалах) по вопросам государственной поддержки малого бизнеса, участию в подготовке второго выпуска Российского обозрения малых и средних предприятий, организации и проведению выборочных обследований, анализу экономических и социальных проблем малого предпринимательства, организации подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства, а также организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Направление “Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства” предусматривает развитие сотрудничества с международными и иностранными государственными организациями в области поддержки малого и среднего бизнеса в т.ч. с «Бюргесбанком» (Австрия), «Финнвера» (Финляндия); подготовку и реализацию международных проектов финансового и технического содействия развитию малого предпринимательства в России.

Реализация указанного Комплекса мероприятий в 2003 году будет способствовать развитию малого предпринимательства в России, сохранению и созданию новых рабочих мест, решению проблем доступа малых предприятий к источникам финансирования, обеспечению органов власти и управления, а также субъектов малого предпринимательства достоверной и оперативной информацией, повышению эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства.

На основе изложенных в настоящем докладе материалов к первоочередным задачам по дальнейшему развитию малого предпринимательства относятся: оптимизация нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы функционирования и государственной поддержки малого предпринимательства;

проведение мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации с целью выявления и устранения законодательных ограничений, препятствующих развитию малого предпринимательства;

создание условий для масштабного привлечения коммерческих банков к финансированию малого бизнеса. Необходимо разработать действенный механизм государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями. Следует разработать и реализовать комплекс мер, стимулирующих создание кредитных бюро, обеспечивающих ведение единой базы кредитных историй субъектов малого предпринимательства и обеспечить возможность ее свободного использования банками и небанковскими кредитными институтами;

развитие микрофинансовых институтов: кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства для развития субъектов малого предпринимательства;

снижение налогового бремени на малый бизнес на основе анализа предложений предпринимательских объединений, исходя из условия обеспечения баланса интересов всех уровней бюджетной системы и субъектов малого предпринимательства. Данное направление работы следует рассматривать как приоритетное в проведении налоговой реформы;

продолжение работы по созданию региональной сети специализированных лизинговых компаний, бизнес-инкубаторов, оказывающих услуги субъектам малого предпринимательства;

обеспечение реального доступа субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции (выполнении работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд;

создание сети специализированных инновационных фондов и фондов венчурного капитала для малых предприятий, использующих в своей работе высокотехнологичные инновационные разработки и ноу-хау на базе действующих объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

завершение работ по формированию целостной системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на всех уровнях, с учетом их приоритетного развития на муниципальном (локальном) уровне. Координация деятельности всей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на базе государственной;

разработка специальных мер государственной поддержки малого предпринимательства в регионах России со сложившейся депрессивной социально-экономической ситуацией на конкретных территориях, с учетом региональных и местных особенностей, и их поэтапная реализация;

осуществление комплекса мероприятий по расширению возможности и повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства. Обеспечение свободного доступа предпринимателей к информации об имеющихся площадях и имуществе, которые предполагается передать или сдать в аренду субъектам малого предпринимательства, а также к нормативным правовым документам по вопросам упрощенных процедур заключения договоров аренды, разрешительных документов по использованию предпринимателями участков и недвижимого имущества;

оптимизация государственных контрольных и надзорных функций и функций лицензирования;

совершенствование системы государственной регистрации субъектов предпринимательства;

повышение уровня профессиональной подготовки предпринимателей и сотрудников объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

ужесточение контроля за возможными проявлениями монополистических действий отдельными экономическими субъектами, в первую очередь – на местном (локальном) уровне, и принятие мер по их предупреждению и устранению территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Решение задач по дальнейшему развитию малого предпринимательства предусматривается осуществлять в рамках реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) и Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2004-2006 годы. В настоящее время МАП России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти приступил к разработке проекта Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2004-2006 годы.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Национальное счетоводство
Влияние денежно-кредитной политики центрального банка на деятельность коммерческих банков России
Влияние процессов региональной интеграции на прямое иностранное и взаимное инвестирование
К вопросу о сущности и структуре социальной составляющей рыночной экономики
Инновационная активность - сущность и пути повышения
Вернуться к списку публикаций