2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — О дальнейшем развитии малого предпринимательства



О дальнейшем развитии малого предпринимательства


Содержание

  1. Введение
  2. Краткая оценка состояния малого предпринимательства в Российской Федерации
  3. Оптимизация нормативных правовых основ регулирования малого предпринимательства со стороны государства
  4. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства
  5. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства
  6. Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства
  7. Развитие инфраструктуры, информационных систем малого предпринимательства
  8. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства
  9. Активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям
  10. Совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства, сокращение административных барьеров в предпринимательстве
  11. О программах государственной поддержки малого предпринимательства

Введение

Основополагающими документами, определяющими государственную политику в области поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации являются: Федеральный закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, Концепция государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации», положения, содержащиеся по данной проблеме в посланиях Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), другие нормативные правовые документы, относящиеся к данному вопросу.

Настоящий доклад подготовлен в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, данном на заседании Правительства Российской Федерации 19 декабря 2002 г., протокол № 47, раздел I, п.5, с учетом предложений Минэкономразвития России, Минфина России, МНС России, Минпромнауки России, Банка России, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в Дальневосточном, Центральном, Южном и Уральском федеральных округах, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, а также других организаций, работающих над указанной проблематикой. Кроме того, использованы аналитические материалы Ресурсного центра малого предпринимательства.

В докладе приведена краткая оценка состояния российского малого предпринимательства, подготовленная на основе данных Госкомстата России, Рабочего центра экономических реформ при Правительстве Российской Федерации и Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

В рассматриваемых материалах кратко отмечены работы, выполненные в целях реализации Концепции государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации; проанализирована информация о состоянии малого предпринимательства в 2002 году и перспективах его развития на среднесрочный период, полученная от органов исполнительной власти 64 субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что каждый регион имеет свой уровень развития, свои проблемы и перспективы, различные ресурсы, выявлены и сформулированы общие проблемы развития малого предпринимательства в регионах и перспективы его дальнейшего развития, которые приведены в соответствующих разделах доклада.

В последние годы наметилась определенная стабилизация в состоянии малого предпринимательства в России. Отсутствие заметной динамики в его развитии свидетельствует о наличии определенных препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющихся в стране. В целях обеспечения дальнейшего экономического роста в стране, диверсификации экономики, устранения из нее теневого сектора, повышения деловой активности и роста занятости населения, обеспечения социальной стабильности в обществе необходимо в ближайшее время решить задачи по дальнейшему развитию малого предпринимательства.

Краткая оценка состояния малого предпринимательства в Российской Федерации

По данным Госкомстата России количество малых предприятий по состоянию на 01.10.02 г. (далее - МП) составило 880,6 тыс., что на 4,5% выше соответствующего показателя прошлого года, а также превысило уровень, характерный для периода, предшествующего августовскому кризису 1998 года.

По исследованиям, проведенным Рабочим центром экономических реформ при Правительстве Российской Федерации (РЦЭР) и Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), в расчете на 100 тыс. жителей страны количество зарегистрированных МП также выросло и достигло 611,7 единиц.

Численность занятых на МП, включая все категории работников, составила 7,9 млн. человек. По отношению к соответствующему периоду прошлого года произошло увеличение численности занятых на МП на 7,4 процента.

Количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица увеличилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,7% и составило 4,6 млн. человек, количество крестьянских фермерских хозяйств незначительно уменьшилось - на 0,6 % и составило 264 тысячи.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики составили 32,8 млрд. рублей, по отраслям промышленности - 9,3 млрд. рублей.

По исследованиям, проведенным РЦЭР и НИСИПП, инвестиции в основной капитал на МП в целом по стране выросли почти в 1,5 раза.

Исследования РЦЭР и НИСИПП показали, что поступления единого налога для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (далее – ЕНМП) увеличились на 11 процентов.

Поступления доходов в виде единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) повысились, однако рост менее заметен, чем по итогам января-сентября 2001 г. по отношению к аналогичному периоду 2000 г. (16,6% против 50,1%).

Дальнейшая работа по анализу состояния развития субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации будет проводиться МАП России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и на основе получения более полной информации об индивидуальных предпринимателях в ходе статистических обследований.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 октября 2002 г. № 1410-р на территории Российской Федерации в апреле 2004 года будет проводиться сплошное статистическое обследование индивидуальных предпринимателей по итогам работы за 2003 год. Согласно п.6 указанного распоряжения МАП России совместно с Госкомстатом России разработан план мероприятий по проведению информационно-разъяснительной работы, направленной на освещение значимости целей, задач и результатов сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей, который направлен в Правительство Российской Федерации с письмом от 26.02.03 № ИЮ/307-пр.

Важным источником информации о состоянии малого предпринимательства являются сведения о результатах перерегистрации юридических лиц в налоговых органах, которые будут получены во втором квартале 2003 года.

Оптимизация нормативных правовых основ регулирования малого предпринимательства со стороны государства

Оптимизация нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность, развитие, государственную поддержку малого предпринимательства в современных социально-экономических условиях развития России является наиболее актуальной задачей, от решения которой будут зависеть дальнейшие пути развития предпринимательства в целом.

Законотворческая деятельность в этой сфере экономики направлена на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в стране, предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентацию контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимательства.

Нормативное правовое регулирование (обеспечение) государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации обеспечивается правовыми актами, включая Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.

В Российской Федерации законодательной основой для развития всей системы поддержки малого предпринимательства является Федеральный закон от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», обеспечивающий правовое поле для существования и развития малого предпринимательства в Российской Федерации и реализующий политику государства в сфере малого предпринимательства. Однако, следует отметить, что отдельные нормы этого закона устарели и требуется приведение их в соответствие с действующим законодательством.

Для решения этой задачи МАП России, начиная с 2001 года, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также при участии ряда субъектов Российской Федерации, разработал проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который в течение прошлого года неоднократно корректировался, дорабатывался и проходил согласование.

При согласовании данного законопроекта Минэкономразвития России его не поддержало, считая целесообразным отменить действующий Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и взамен его подготовить проект Указа Президента Российской Федерации о государственной поддержке малого предпринимательства.

Позиция Минэкономразвития России не нашла поддержки у большинства специалистов в регионах Российской Федерации, курирующих развитие малого бизнеса на разных уровнях, предпринимателей, участников различных форумов, конференций.

В настоящее время позиция Минэкономразвития России по вопросу отмены Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» претерпела изменения и заключается в целесообразности разработки проекта нового федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Работа в этом направлении ведась и раньше, но была по большей части инициативного порядка. МАП России поддержал идею Торгово-промышленной палаты России приступить к разработке проекта нового федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации (новая редакция)» (далее - «О государственной поддержке …»), рассмотрев и взяв в основу нового законопроекта самое лучшее из ранее разработанных законопроектов в сфере малого предпринимательства. В состав рабочей группы по работе над законопроектом вошли представители МАП России, Минэкономразвития России, Минпромнауки России, других заинтересованных министерств и ведомств, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, заинтересованных предпринимательских структур, объединения предпринимательских организаций России «ОПОРА».

Были рассмотрены законопроекты: «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», представленный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Н.Гвоздевой законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», разработанный Государственной Думой Томской области, законопроект «О малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации», подготовленный Департаментом поддержки и развития предпринимательства Правительства Москвы, законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», разработанный МАП России.

В проекте федерального закона «О государственной поддержке...» уточнены критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства: показатели среднесписочной численности работников малых предприятий – до 100 человек, вне зависимости от видов и сфер осуществления предпринимательской деятельности; также устанавливается средняя численность работников за год у физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в установленном порядке как индивидуальные предприниматели, в размере не более 10 человек; предусматривается уточнение статуса Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в виде «федеральной целевой»; уточнен государственный заказчик федеральной целевой программы в соответствии с действующим федеральным законодательством, исключено предоставление фондам поддержки МП льготных кредитов, выпуска ими ценных бумаг, осуществления ими функций гаранта и формирование имущества фондов от приватизации федерального имущества; исключены вопросы налогообложения, регистрации, ускоренной амортизации.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства отнесен к субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и может на конкурсной основе участвовать в реализации мероприятий Федеральной программы поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.

Законопроект направлен на совершенствование системы государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации, не вторгается в сферы правового регулирования других федеральных законов, значительно расширяет права органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области правового регулирования предпринимательской деятельности и применения дополнительных форм поддержки малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов. Его принятие должно послужить импульсом для начала нового этапа работы органов государственной власти, органов местного самоуправления по поддержке малого бизнеса, развитие которого является одной из предпосылок экономического роста в Российской Федерации.

Оптимизация нормативно-правовых основ регулирования предпринимательства со стороны государства предполагает собой не только совершенствование основного закона о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, но разработку наиболее насущных и необходимых на этом этапе нормативных правовых актов.

Необходимо продолжить работу по принятию законов Налогового кодекса Российской Федерации (изменения в Части I специальной главы Части II), Закона Российской Федерации «О взаимном страховании», Закона Российской Федерации «О саморегулирующихся организациях», Закона Российской Федерации «О третейских судах», Закона Российской Федерации «О венчурном финансировании», Закона Российской Федерации « О кредитной кооперации», Закона Российской Федерации «Об основах технического регулирования, стандартизации подтверждения соответствия», Закона Российской Федерации «О фондах поддержки малого предпринимательства».

Полагаем, что следует продолжить работу по внесению изменений и дополнений в Федеральные законы от 29.11.01 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», либо продолжить работу над новой редакцией этого закона.

Одно из основных направлений работы в рамках налоговой реформы – дальнейшее реформирование вновь принятых глав второй части Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих налогообложение малого бизнеса, устранение недоработок отдельных положений вновь принятого законодательства, негативно влияющих на предпринимательскую активность.

Предстоит работа по принятию нормативных правовых актов во исполнение федеральных законов «О государственной регистрации юридических лиц», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Для совершенствования правового регулирования предпринимательской деятельности необходимо предусматривать проведение мониторинга действующего законодательства, в том числе в субъектах Российской Федерации, выявлять законодательные ограничения, препятствующие развитию предпринимательства и принимать меры по их устранению.

В связи с возможным вступлением России во Всемирную торговую организацию следует приступить к изучению и рассмотрению требований, регулирующих деятельность и развитие малого предпринимательства, разработке практических рекомендаций по формированию необходимых нормативных документов, содействующих защите субъектов малого российского предпринимательства.

Совершенствование и оптимизация нормативной правовой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность в России, предполагает собой последовательную и скоординированную деятельность всех заинтересованных сторон Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представителей предпринимательских сообществ.

Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства

Успешное развитие малого предпринимательства в значительной степени зависит от обеспечения субъектов малого предпринимательства финансовыми ресурсами как краткосрочного, так и долгосрочного характера.

Одним из наиболее востребованных направлений финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства является микрофинансирование. Микрофинансовые услуги могут предоставлять коммерческие банки, кредитные союзы, общественные банки, фонды, кооперативы. Наиболее эффективно с задачей микрофинансирования справляются специализированные финансовые посредники, сосредоточенные на финансировании микро-предприятий и индивидуальных предпринимателей.

В настоящее время ряд регионов реализуют программы микрокредитования субъектов малого предпринимательства. В качестве организаций, выполняющих микрофинансовые операции, выступают региональные фонды поддержки малого предпринимательства (Новгородский государственный фонд поддержки малого предпринимательства, Орловский областной фонд поддержки малого предпринимательства, Государственный фонд развития малого предпринимательства Мурманской области, Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия). Кроме того, в некоторых регионах создана сеть кредитных кооперативов, оказывающих финансовые услуги субъектам малого предпринимательства, а также сельским товаропроизводителям (Волгоградская, Ростовская, Смоленская, Томская области, Республика Чувашия, Республика Коми и др.).

Учитывая, что рынок микрофинансовых услуг в России практически не освоен (на нем действует преимущественно ряд микрофинансовых организаций, использующих средства зарубежных компаний и Европейского банка реконструкции и развития), а потребность в микрофинансовых услугах по экспертным оценкам составляет порядка 7,0 млрд. долларов США, МАП России планирует в перспективе расширять сеть российских микрофинансовых организаций, включая предоставление микрофинансовых услуг фондами поддержки малого предпринимательства. Реализацию данного направления предполагается осуществлять в рамках исполнения мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации в 2003 году, а в последующие годы - в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2004-2006 годы за счет средств бюджетов всех уровней, выделяемых на эти цели.

Другое важное направление финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства – реализация программ кредитных гарантий (поручительств). Во многих странах мира для расширения притоков капиталов в реальную экономику и, в частности, в малый бизнес созданы и функционируют программы кредитных гарантий, которые доказали свою эффективность в улучшении финансирования малых предприятий.

В сложившейся экономической ситуации расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам банков невозможно без участия государства, которое должно взять на себя часть рисков финансовых структур, неизбежно возникающих при кредитовании ими субъектов малого предпринимательства.

В настоящее время отдельные субъекты Российской Федерации используют механизмы предоставления гарантий (поручительств) финансово-кредитным институтам по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Воронежская, Ленинградская, Нижегородская, Новгородская, Тульская области и др.).

В целях упрощения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам необходимо разработать общегосударственную многоуровневую систему федерального, регионального и муниципального уровня для предоставления поручительств (гарантий) финансово-кредитным организациям по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства, пригодную для действующих малых предприятий, и для малых предприятий, только начинающих свою деятельность.

Одним из направлений финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства является реализация механизма возмещения разницы в процентных ставках по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства в российских кредитных организациях, из федерального и региональных бюджетов. Однако, сам по себе механизм субсидирования не влияет на принятие решения финансово-кредитными организациями о выдаче кредитов субъектам малого предпринимательства и, как следствие, не упрощает их доступ к финансовым ресурсам, но в совокупности с гарантийными механизмами может оказать положительное воздействие на решение проблем, связанных с привлечением заемных средств в сектор малого предпринимательства.

Дальнейшие действия по реализации государственной политики в сфере финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства будут определяться мероприятиями Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2004-2006 годы, которая разрабатывается в соответствии с Концепцией государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

К перспективным направлениям следует отнести разработку базы данных кредитных историй субъектов малого предпринимательства, которая неотрывно связана с выдачей кредитов субъектам малого предпринимательства, но в большей степени это относится к категории успешно работающих предприятий малого бизнеса.

В целях повышения заинтересованности коммерческих банков в кредитовании малого бизнеса необходимо разработать нормативный правовой документ, регламентирующий общий принцип деятельности негосударственных кредитных бюро для ведения единой базы кредитных историй субъектов малого предпринимательства, предусмотрев возможность ее свободного использования банками и небанковскими кредитными институтами, осуществляющими кредитование субъектов малого предпринимательства.

За последние десять лет проводилась работа по созданию региональной сети специализированных лизинговых компаний, оказывающих услуги субъектам малого предпринимательства, по упрощению доступа субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд. По мнению МАП России в дальнейшем необходимо продолжить работу в данных направлениях, а также создать сеть специализированных инновационных фондов и фондов венчурного капитала для малых предприятий, использующих в своей работе высокотехнологичные инновационные разработки и ноу-хау на базе действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

МАП России принимает участие в деятельности рабочей группы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по подготовке проекта Всемирного банка по реформированию банковского сектора и поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации во взаимодействии с Ассоциацией российских банков и Ассоциацией региональных банков России.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Эффективность инвестиционного проекта
Общие принципы анализа инвестиций в нововведения
Оборотные средства и всеобщая неплатежеспособность
Инновационная активность - сущность и пути повышения
Между историей и наукой - к анализу проблемы причинности в экономике
Вернуться к списку публикаций