2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — Нормативный метод формирования расходной части бюджета



Нормативный метод формирования расходной части бюджета


Расходы бюджетов всех уровней должны базироваться на единой методологической основе - минимальных социальных стандартах и нормативах финансовых затрат на оказание услуг, устанавливаемых федеральными законами и иными нормативными актами федеральных органов государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, с учетом имеющихся финансовых возможностей, вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Финансирование затрат на нормативной основе распространяется, прежде всего, на бюджетные расходы по образованию, культуре, здравоохранению и социальной политике, а также по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и госуправлению. Расходы государства на указанные цели приходятся, в основном, на территориальные и местные бюджеты.

По отчетным данным за 1997г. их доля в консолидированном бюджете страны составила: по образованию - 87%, по здравоохранению и физической культуре - 88%, по культуре и искусству - 90%, по социальной политике - 59% и по жилищно-коммунальному хозяйству - 100%.

Несмотря на исключительно важную роль непроизводственной сферы в социально-экономическом развитии и постоянное декларирование приоритетности в бюджетной политике затрат на социальные мероприятия, государство не смогло обеспечить необходимый уровень социального обслуживания населения страны: ранее - из-за пресловутого “остаточного” принципа финансирования, затем - вследствие тяжелейшего финансового положения и бюджетного кризиса.

Согласно федеральным законам, государство обязано ежегодно направлять на финансирование образования не менее 10% ВВП и на культуру - не менее 3%. Фактически же за 1997г. на указанные цели их было выделено соответственно 4% и 0, 6%.

Аналогично положение с финансированием и в других отраслях социальной сферы. По причине постоянной нехватки финансовых ресурсов практически повсеместно бюджетные средства удовлетворяют лишь нужды текущего содержания социальной сферы, да и то не полностью. Это крайне отрицательно сказывается на состоянии и развитии материально-технической базы бюджетных учреждений и, в целом, на уровне социального обслуживания населения.

Однако было бы совершенно неправильным сводить все нынешние беды только к нехватке финансовых ресурсов и не видеть недостатков сложившейся системы составления и исполнения бюджетов. При этом ключевое значение имеет четкая регламентация бюджетного процесса и строгое соблюдение главных принципов бюджетного планирования: целевое направление и использование денежных средств, нормирование бюджетных расходов.

Учитывая назревшую необходимость формирования единой нормативной базы для обоснования потребностей в бюджетных расходах, еще в мае 1996г. Президент Российской Федерации подписал Указ “Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов

Российской Федерации и местных бюджетов”. Правительство Российской Федерации в июле 1996г. своим распоряжением одобрило уточненные рядом министерств и ведомств социальные нормы и нормативы и рекомендовало использовать их при составлении территориальных и местных бюджетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998г. утверждена Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, нормативы объемов медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования здравоохранения.

На основании вышеуказанных нормативных актов отдельные регионы (Иркутская, Свердловская, Ростовская, Ленинградская, Московская области и другие) разработали свои методики расчетов социальных норм и финансовых нормативов и в настоящее время применяют их при формировании проектов бюджетов.

Методологически нормы и нормативы рассчитываются посредством приведения сводной сметы текущих минимальных затрат на содержание однотипных учреждений к условной единице в год на одного жителя, учащегося, воспитанника и т.д. Иными словами, соответствующие бюджеты формируются на основе установления укрупненных (групповых) финансовых нормативов.

При этом территория делится по совокупным сходным признакам (факторам) на три группы: северные районы, города и сельские районы.

Недостаточность финансовых ресурсов сегодня не позволяет в полной мере использовать преимущества нормативного метода определения бюджетных расходов, но и при этих стесненных условиях применение финансовых норм и нормативов должно обязательно обеспечивать равный подход к формированию минимальных расходов бюджетов всех уровней, как в отраслевом, так и в территориальных разрезах, прежде всего, путем пропорционального сокращения средств, выделяемых для всех бюджетополучателей. Если же отдельным территориям, в результате принятых мер, удастся получить дополнительные доходы, территории целесообразно стимулировать посредством предоставления возможности направлять эти средства на достижение более полного обеспечения своих социальных потребностей. Через разумное использование нормативной базы бюджетных расходов следует добиваться максимально возможного выравнивания уровня социального развития тех регионов, где в силу объективных причин оказались недопустимо низкими важнейшие количественные и качественные показатели социального обслуживания населения.

Никакие концепции реформирования межбюджетных отношений в стране не в состоянии дать решение проблемы без все сторонне обоснованного формирования минимальных бюджетов на местах по единым социальным и финансовым нормативам, именно этот показатель, наряду со среднедушевым бюджетно-налоговым потенциалом, является стержневым в схеме межбюджетных отношений, в образовании и использовании фондов финансовой поддержки регионов. Помимо того, только наличие государственных социальных стандартов, норм и нормативов по широкому кругу показателей работы учреждений социальной сферы способно создать предпосылки для столь необходимого в наше время усиления финансового контроля за целевым и экономным расходованием бюджетных средств.

Безусловно, работа по совершенствованию организации и эффективному практическому применению нормативного метода бюджетного финансирования учреждений и мероприятий социальной сферы должна вестись постоянно и повсеместно. В регионах необходимо:

- предпринять новые шаги на пути дальнейшего поэтапного расширения нормативной базы всего спектра бюджетных расходов;

- разработать более углубленные подходы к решению проблем разработки и применения научно обоснованных норм и нормативов, а также уровней потребления населением услуг, оказываемых им бюджетными учреждениями;

- финансовые нормы и нормативы должны разрабатываться, как правило, с применением системы натуральных показателей и их ценностной оценки, причем, не только для сводного бюджетного планирования, но и конкретного прямого расчета затрат по сметам бюджетных учреждений в разрезе всех статей расходов (оплата труда, питание, медикаменты, капитальный ремонт и т.д.);

- производимые расчеты норм и нормативов на основе фактических затрат базисного года должны уточняться, во-первых, с использованием системы научно обоснованных оценок потребностей расходов, и, во-вторых, с учетом прогнозируемых поступлений доходов в соответствующие бюджеты.

К настоящему времени проведена инвентаризация бюджетной сети, численности и социальной обеспеченности ее работников, реструктуризация бюджетных обязательств с выяснением причин образования долгов (из-за допущенных расходов сверх бюджетных назначений или нецелевого использования средств и др.), проверяется целесообразность существования той или иной бюджетной организации (можно ли считать ее бюджетной, какие функции выполняет, занимаемые здания и сооружения, расходы по содержанию) с целью сокращения числа бюджетополучателей (лучше финансировать меньше организаций, но в полном объеме).

Основой для разработки общероссийской Программы формирования нормативного финансового обеспечения местного самоуправления мог бы стать конструктивный опыт дополнительно проведенной в ряде областей РФ работы по дальнейшему совершенствованию системы нормативного бюджетного финансирования. Настоятельная необходимость ее разработки еще раз была подчеркнута в постановлении Совета Федерации Федерального Собрания от 20 мая 1998г. “О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации”. В нем предложено правительству РФ ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов о государственных минимальных социальных стандартах и финансовых нормативах в РФ, о минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, необходимых для обоснованного расчета размера финансовой поддержки субъектов РФ за счет средств федерального бюджета.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998г. №862 “О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах” в указанный период планируется осуществить поэтапный переход к нормативной оценке бюджетных потребностей органов власти и управления разных уровней, соответствующих их расходным полномочиям и ответственности.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Государственный долг, как экономическая категория. Сущность, формы и структура государственного долга субъектов Российской Федерации, его основные характеристики
Экономические предпосылки эффективной организации и стимулирование роста инвестиций паевыми инвестиционными фондами
К вопросу о моделировании циклических процессов в экономике
О дальнейшем развитии малого предпринимательства
Критерии и показатели развития малого бизнеса
Вернуться к списку публикаций