2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — Малый бизнес: альтернативы и перспективы



Малый бизнес: альтернативы и перспективы


То, что малый бизнес в России уже стал значимым социальным сектором, - бесспорно. Он кормит семьи мелких предпринимателей, снимая тем самым нагрузку с государственного бюджета на содержание армии безработных. Например, в Томской области в малом предпринимательстве занято более 20% экономически активного населения, в том числе на селе.

Кроме того, малый бизнес в настоящее время - самый перспективный сектор экономики. Он держится на свежих идеях, предприимчивости. В Томской области в 2001 году прибыль предприятий малого бизнеса увеличилась более чем в два раза. Этот сектор экономики выплачивает около 10% всех налоговых платежей. По сравнению с 2000г. объем произведенной малыми предприятиями продукции увеличился на 60%.

Однако формирование предпринимательского слоя в России идет медленно и противоречиво. Можно выделить целый ряд препятствий, мешающих динамичному развитию малого бизнеса:

- не стимулирующая налоговая система;

- труднодоступность кредитов;

- административные барьеры;

- негибкая политика в области лизинга и использования государственной собственности;

- менталитет российского чиновника, который привык работать с размахом на крупные проекты, и мелкий бизнес ему просто неинтересен.

Государственная власть обязана эти проблемы снимать, чтобы создавать условия для свободного саморазвития малого предпринимательства. Известно, что можно стимулировать рост числа малых предприятий, если с разрешительного характера перейти к уведомительному принципу их регистрации, одновременно сокращая число лицензируемых видов деятельности. В Томской области уже не первый год действует комиссия по преодолению административных барьеров - я ее называю «комиссией по борьбе с государственным рэкетом». Успехи комиссии заключаются в росте числа хозяйствующих субъектов в сфере малого бизнеса и сглаживании противоречий между чиновниками и предпринимателями.

Налоговые тормоза

Развитие российского бизнеса вообще и малого в частности тормозится существующей налоговой системой. Видимо, в ближайшее время не может быть и речи о резком снижении налогового бремени на малый бизнес. Но можно приветствовать оптимизацию налогового законодательства. Вполне оправданы правительственные инициативы по введению плоской шкалы подоходного налога, реформе НДС. На мой взгляд, правильным было решение о введении единого налога на вмененный доход. В Томской области накоплен солидный опыт по его применению. В 2001 году общие поступления от единого налога превысили аналогичный показатель предыдущего года более чем вдвое. Мы сознательно изначально установили низкие ставки этого налога, чтобы обеспечить накопление предпринимателями первоначального капитала. Теперь ставки будут плавно и дифференцированно повышаться, но платить единый налог предпринимателям все равно выгоднее, чем работать по традиционной системе налогообложения.

Томская область - один из тех регионов, который не ввел налог с продаж. Я полностью поддерживаю решение правительства об отмене в 2004 году этого налога. Хорошо, если решение состоится раньше. Тем более, что налог с продаж служит наркотиком для региональных бюджетов и приводит к ломке потребительского рынка.

Полагаю, что стоит поддержать идею о введении единого налога на малый бизнес, так называемый налог на результаты хозяйственной деятельности. Дискуссии могут идти о процентных ставках налога и доли, зачисляемой в бюджеты субъектов Федерации. Понятно, что на территории нужно оставлять весь налог. Это приведет к повышению заинтересованности органов местной власти в росте экономической активности малых предприятий. Ведь во всем мире стимулирование мелкого бизнеса является прерогативой региональной власти. Это решение позволит сбалансировать интересы Центра и регионов и остановить экспансию фискального федерализма.

Инновационный бизнес - перспективы развития

Развитию малого бизнеса мешает не отвечающая требованиям времени сложившаяся структура. В России основную долю малого предпринимательства составляет торговый бизнес, далее следуют переработка сельскохозяйственного сырья, услуги всех видов, промышленное производство, строительство и, наконец, наукоемкий бизнес. Даже в Томске - общепризнанном университетском центре, называемом «Сибирскими Афинами», из 100 тысяч человек, занятых в малом бизнесе, только 4 тысячи работают на наукоемких предприятиях. При этом совершенно бесспорно, что инновационный бизнес - это одна из немногих отраслей, где возможно движение России на равных с развитыми странами.

Ведущие отрасли экономики XXI века - информационные и биотехнологии начинают свое развитие именно через малый бизнес. Уже сегодня в Томске успешно действуют десятки малых предприятий, производящих программные продукты, развивающие информационные системы, разрабатывающие новые направления биотехнологии.

Однако развитие малого бизнеса, в том числе и наукоемкого, на региональном уровне без внимания со стороны федеральных властей затруднено. Производственный бизнес, в отличие от торгового, по природе не может быть «сливочным»: «быстрых» денег здесь не бывает, а поиски инвесторов и кредитов связаны с большими трудностями. В частности, сложившаяся российская банковская система никак не стимулирует развитие малого предпринимательства. В лучшем случае можно получить «короткие» деньги на операцию «купи-продай». Нужны совершенно новые, неординарные залоговые механизмы, новые принципы финансирования малого бизнеса.

В Томске разработана эффективная модель создания частных инновационных фирм при университетах, так называемая модель «большого университета». Томской вузовской и научной общественностью направлены предложения по формированию президентской инновационной программы, которая должна предусмотреть больше финансовой свободы университетам. Речь идет о сохранении за государственными вузами права самостоятельно распоряжаться внебюджетными средствами, возможности открывать счета в банках структурными подразделениями вузов.

Модель «большого университета» включает также подготовку специалистов, работающих в сфере малого бизнеса. Наши студенты имеют возможность проходить управленческую практику на инновационных предприятиях при вузах. Думаю, государство вполне способно взять на себя функции по развитию инновационного менеджмента.

Другое наше предложение в области инноваций заключается в создании реестра предприятий-банкротов, вовлеченных в процедуру финансового оздоровления и располагающих огромными и неиспользуемыми основными фондами. Пустующие площади, простаивающее оборудование - это весьма привлекательные объекты для бизнес-инвестиций. Наша задача - разработать механизмы эффективного использования государственной собственности для нужд малого бизнеса.

Словом, возможностей помогать малому бизнесу много, нужна только продуманная и стройная политика государства в отношении предпринимательства.


В. Кресс, губернатор Томской области // Барьеры на пути







Интересное:


Между историей и наукой - к анализу проблемы причинности в экономике
Инновационная активность - сущность и пути повышения
Эволюция взглядов на экономическую роль государства в процессе воспроизводства
Методологические проблемы социально-экономических наук
Формирование модели управления развитием малого бизнеса в регионе (на примере ЮФО)
Вернуться к списку публикаций