2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — Контроль за денежным обращением как одно из направлений государственного финансового контроля



Контроль за денежным обращением как одно из направлений государственного финансового контроля


Эффективное использование финансовых ресурсов в государстве возможно только в условиях стабильного функционирования денежно-кредитной системы. В этом случае первостепенное значение, наряду с бюджетным и налоговым контролем, приобретает государственный финансовый контроль за денежным обращением, основная цель которого; обеспечение устойчивости национальной валюты и бесперебойного функционирования платежной системы, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием экономической безопасности государства и его экономического развития.

Государственный контроль за денежным обращением; это одно из направлений государственного финансового контроля, содержанием которого является совокупность контрольных мероприятий, проводимых компетентными субъектами контроля и направленных на обеспечение соблюдения законодательства о денежном обращении.

Автор настоящей статьи поддерживает точку зрения, обоснованную И.А. Журавлевой, С.А. Крысиным и В. Василец, относительно природы и места в системе финансового права группы правовых норм, регулирующих денежное обращение. Согласно названной концепции, денежное обращение представляет собой подотрасль финансового права, включающую несколько институтов: институты наличного и безналичного денежного обращения и институт валютного обращения. Автору представляется возможным согласиться и с аргументами названных авторов, касающимися отнесения группы норм, регулирующих валютное обращение (валютные операции), к институту права денежного обращения [1].

На основании структуры (группировки норм) подотрасли финансового права; права денежного обращения, можно утверждать, что контроль за денежным обращением включает в себя несколько направлений:

- контроль за наличным денежным обращением;

- за безналичным денежным обращением;

- за валютным обращением (валютный контроль);

- контроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Задачами государственного финансового контроля за денежным обращением являются:

- контроль за состоянием и обращением наличной денежной массы, в том числе и за соблюдением порядка ведения кассовых операций;

- обеспечение выполнения действующего законодательства в сфере безналичных расчетов;

- обеспечение соблюдения правил обращения наличной и безналичной иностранной валюты, включая обеспечение соблюдения порядка об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

- предотвращение и минимизация нелегального денежного обращения и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

Денежное обращение в Российской Федерации регулируется Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [2], «О валютном регулировании и валютном контроле» [3], а также изданными Центральным банком в рамках своей компетенции Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации [4] и Порядком ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ [5].

Под денежным обращением понимается движение денег в наличной и безналичной денежной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты [6]. Денежное обращение обслуживает товарное производство и товарное обращение, кругооборот и оборот капиталов, движение ссудного и фиктивного капиталов и доходов различных социальных групп.

Выделяют два вида денежного обращения: обращение наличных денег, безналичное денежное обращение.

Наличное денежное обращение представляет собой движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства обращения [7].

В сфере организации наличного денежного обращения в соответствии со статьей 34 Закона «О Центральном банке РФ» на Банк России возлагаются следующие функции:

- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

- установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение;

- определение порядка ведения кассовых операций.

Последняя из названных функций Банка России неразрывно связана с проведением контроля над соблюдением установленного порядка ведения кассовых операций, который на практике осуществляют кредитные организации. При этом полноту осуществления ими контроля в этой сфере, в свою очередь, проверяет непосредственно Центральный Банк.

Безналичные расчеты представляют собой списание определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачисление ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средства платежа отсутствуют [8].

Любое государство, в том числе и Российская Федерация, заинтересовано в максимально широком использовании безналичного денежного обращения (безналичной системы расчетов), поскольку банкноты и монеты как физические объекты подвержены естественному процессу износа (старения) и изношенные денежные знаки приходится изымать из обращения и заменять новыми, такого же достоинства. Каждая банкнота и монета имеет определенную себестоимость, причем себестоимость производства банкноты (монеты) более низкого достоинства относительно дороже по сравнению с номиналом, чем себестоимость банкнот и монет более высокого достоинства. К тому же для пересчета, инкассирования, хранения и перевозки наличных денег требуются дополнительные расходы.

Основной недостаток наличных расчетов заключается в том, что в этом случае крайне затруднен контроль над движением денежной массы. Если же основная часть расчетов осуществляется в безналичном порядке, можно легко определить объем денежной массы, находящейся в обращении, что крайне важно, поскольку именно эта величина оказывает влияние на экономический рост, динамику цен, занятость, бесперебойное функционирование платежно-расчетной системы.

Безналичные расчеты лишены перечисленных недостатков, и государство, как правило, стимулирует безналичные расчеты, используя в необходимых случаях и прямые юридические запреты на совершение некоторых финансовых операций с использованием наличных денег. Именно существование определенных ограничений или запретов обусловливает контроль над соблюдением порядка наличных и безналичных расчетов со стороны государства.

В систему контроля за денежным обращением в качестве одного из направлений его проведения входит валютный контроль; контроль обращения иностранной валюты, в сферу которого попадают те отношения, которые связаны с оборотом иностранной валюты и валютных ценностей. Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок осуществления валютного контроля, является Закон Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3615-1»О валютном регулировании и валютном контроле» [9] (далее; Закон «О валютном регулировании…»).

Валютный контроль является составляющим элементом государственной валютной политики, неразрывно связанным с государственным регулированием валютных операций, и выступает как один из видов финансового контроля.

Мировой опыт показывает, что успешное развитие валютных отношений, внутреннего валютного рынка происходит, как правило, при активном регулирующем участии государства и эффективном контроле валютных операций со стороны уполномоченных органов.

Валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных видов валютных операций [10].

В соответствии с Законом «О валютном регулировании…» целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций [11].

Основные направления валютного контроля таковы:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств продажи иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Сегодня, во время проведения реформ, на первый план вышла проблема недопущения в российскую экономику капиталов, полученных в результате преступной деятельности. Контроль над легальным происхождением капиталов является частью контроля денежного обращения в РФ и, следовательно, частью государственного финансового контроля.

Оборот капитала, т.е. движение финансовых средств,; неотъемлемый элемент современной экономики. Само существование экономических отношений зависит от непрерывного и бесперебойного движения финансовых средств. Но далеко не все субъекты хозяйственной деятельности соблюдают предписания законодательства относительно обращения капитала и способов ведения экономической деятельности. В любом государстве существует так называемая теневая экономика, которая является составной частью неформального сектора экономики, охватывающего как легитимные, так и нелегитимные виды экономической деятельности [12].

Поскольку все экономические отношения опосредованы движением денежных средств, то и оборот капитала, в свою очередь, делится на две части; легальный и нелегальный, то есть денежный оборот в теневой экономике. Причем обе эти части не являются статичными, происходит постоянное «перетекание» капитала из теневой экономики в легальную и наоборот.

Обращение капитала в теневой экономике связано с постоянным увеличением нелегально полученных денежных средств. Причем последние не оказывают никакого положительного влияния на экономику государства и не могут быть использованы на общественно полезные цели, поскольку выведены из легального оборота. Напротив, нелегально полученные денежные средства используются для финансирования дальнейшей преступной деятельности. В результате государству причиняется прямой финансовый ущерб.

Фактически нелегальный оборот капитала не поддается государственному регулированию, в том числе и со стороны Центрального банка РФ. В этом случае выполнение функций Банка России по регулированию и контролю денежного обращения крайне усложняется. В связи с этим нелегальный оборот капитала и легализация денежных средств, полученных преступным путем, подрывают основы национальной экономики и неблагоприятно сказываются на функционировании платежной системы государства, влияют на решение других вопросов в сфере денежного обращения.

Сегодня совершенно очевидна необходимость контролирования источников теневого капитала и тех целей, на который он используется. Этот вид контроля должен входить в систему государственного финансового контроля, поскольку он может осуществляться исключительно государственными органами по поводу законности происхождения денежных средств и операций с ними.

Государственный финансовый контроль денежного обращения проводит Банк России посредством контрольной деятельности в этой сфере кредитных организаций. Иными словами, сам Центральный банк проводит непосредственно контрольные мероприятия только в отношении кредитных организаций. Последние, в свою очередь, осуществляют этот же контроль за всеми хозяйствующими субъектами в РФ.

Особо необходимо отметить, что контроль Банка России над кредитными организациями включает контроль не только деятельности самих кредитных организаций в сфере соблюдения правил ведения кассовых операций и операций с иностранной валютой, но и контроль на предмет выполнения коммерческими банками контрольных функций, возложенных на них законодательством РФ. Такое построение системы финансового контроля обусловлено большим количеством подконтрольных объектов (юридических и физических лиц). В этих условиях непосредственно самому Центральному банку сложно с организационной точки зрения эффективно осуществлять контрольные полномочия.

В то же время банковская деятельность, в силу своей специфики, позволяет осуществлять контроль в этой сфере без дополнительных финансовых, организационных и технических затрат. Кредитные организации не только обладают полной информацией об операциях субъектов предпринимательской деятельности, но и имеют соответствующий контрольный инструмент; отказ в проведении незаконных операций по счетам юридических и физических лиц. Поэтому, с точки зрения автора, можно говорить об опосредованном государственном финансовом контроле, который осуществляется Центральным банком РФ через кредитные организации.

В свою очередь, Центральный банк обладает всеми государственно-властными инструментами воздействия на деятельность кредитных организаций (включая право применения санкций), что позволяет сделать контроль со стороны Банка России более эффективным и обеспечить действия кредитных организаций в рамках установленных предписаний.

Можно выделить несколько направлений, по которым осуществляется взаимодействие Банка России и коммерческих банков в процессе проведения финансового контроля денежного обращения.

1. Коммерческие банки и иные кредитные организации предоставляют в ЦБ РФ отчетность в установленной нормативно-правовыми актами форме.

2. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля и осуществляют свои полномочия в рамках лицензии на валютные операции, выданной Центральным банком РФ.

3. В сфере валютного контроля за соблюдением операций, связанных с движением капитала, уполномоченные банки контролируют наличие разрешений, выданных территориальным учреждениями ЦБ РФ, а также соблюдение юридическими лицами условий полученных ими разрешений.

4. Являясь одним из субъектов валютной операции, кредитные организации контролируют соответствие каждой конкретной операции, непосредственными сторонами которой являются юридические и физические лица, как резиденты, так и нерезиденты.

5. В целях реализации установленного Порядка ведения кассовых операций кредитные организации устанавливают кассовые лимиты предприятиям, учреждениям и организациям. В свою очередь, Центральный банк устанавливает лимит кассы для каждого банка и иной кредитной организации.

6. Коммерческие банки проводят проверки юридических лиц по вопросам соблюдения последними порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. При этом Банк России контролирует деятельность кредитных организаций в этой области путем проведения проверок банков и анализа представляемой ими отчетности.

7. В целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, кредитные организации в процессе осуществления ими операций с денежными средствами или иным имуществом обязаны фиксировать информацию, виды и объем которой определены в Федеральном законе. Всю указанную информацию коммерческие банки направляют в виде электронных отчетов в территориальные учреждения Центрального банка для последующей передачи в Комитет РФ по финансовому мониторингу.

В свою очередь, Банк России устанавливает порядок представления кредитными организациями отчетности о фиксировании, хранении и информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организации в банках внутреннего контроля в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Кроме того, Банк России осуществляет контроль достоверности предоставляемой ему отчетности.

8. Центральный Банк РФ проводит инспекционные проверки кредитных организаций для оценки организации их работы в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также проверки соответствия деятельности кредитной организации положениям Федерального закона и нормативных актов Банка России в части получения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Таким образом, система государственного контроля над денежным обращением состоит из двух уровней. Нижний уровень представлен коммерческими банками, непосредственно осуществляющими контрольные мероприятия в отношении подконтрольных объектов; юридических и физических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами. Верхний уровень представлен компетентными органами государственной власти (ЦБ РФ, ГТК РФ, Комитет по финансовому мониторингу РФ), которые контролируют соблюдение законодательства о денежном обращении только в отношении коммерческих банков. Т. е. верхний уровень контролирует нижний уровень, но не проводит контрольные мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов. Поэтому государственный финансовый контроль над денежным обращением является опосредованной формой контроля.


Першин М.



[1] См.: Журавлева И.А., Крысин С.А. Расчетные правоотношения в системе финансового права // Право и жизнь. М., 2001. № 37. С. 33; 48; Журавлева И., Василец В. Право денежного обращения как подотрасль финансового права // Право и жизнь. М., 2002. № 46. С. 314; 328.

[2] Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Далее; Закон «О Центральном банке РФ») // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

[3] ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 45. Ст. 2542.

[4] Инструкция Центрального банка РФ от 04.10.1993 г. № 18 «Об утверждении “Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации”» // Экономика и жизнь. 1993. № 42; 43.

[5] Положение ЦБ РФ от 25.03.1997 г. № 56 «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»//Финансовая газета. 1997. № 30.

[6] Финансовое право/Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2000. С. 570.

[7] Эриашвили Н.Д. Финансовое право. М., 2001. С. 528.

[8] Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2000. С. 571.

[9] Закон Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 45. Ст. 2542.

[10] Эриашвили Н.Д. Финансовое право. М., 2001. С. 569.

[11] Ст. 10 Закона «О валютном регулировании…».

[12] Столяренко В.М. Незаконный вывоз капитала и финансовая амнистия. СПб., 2002. С. 9.







Интересное:


Финансовая наука о влиянии налогообложения на процесс воспроизводства
О причинах циклического развития рыночной экономики
Виды рисков на хозяйственных предприятиях и управление рисками как условие предотвращения кризиса
Международный опыт реформирования ЖКХ
К вопросу о моделировании циклических процессов в экономике
Вернуться к списку публикаций