2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — Из жизни выдающихся ученых в области экономической науки



Из жизни выдающихся ученых в области экономической науки


Если вы читали книгу о Дон Кихоте, вы, конечно, помните всех его родных, близких и домашних. Среди них мы видим лицо, которое потом станет неизменной фигурой многих и многих книг. Меняя имя, внешность, характер, возраст, переселяется этот персонаж из романа в роман, от писателя к писателю, из века в век, неизменно присутствуя в домашнем окружении главных героев…

На Руси эта персона часто называлась ключницей (потому что она держала при себе ключи всех помещений и шкафов), а в Европе – экономкой. Она руководила всем хозяйством дома, распоряжалась прислугой, ведала покупками, вела учет доходов и расходов. Экономка была менеджером, плановиком и бухгалтером домашнего хозяйства, т.е. домоправительницей, – при этом слово «дом» часто могло означать целое поместье со всеми, кто трудился в нем.

Слово ЭКОНОМИЯ когда-то и означало «искусство управлять домашним хозяйством». Оно происходит от греческих слов эйкос (дом) и номос (правило). Это слово придумал древнегреческий философ Ксенофонт.

От другого греческого слова – полис (государство) – Аристотель, тоже философ Древней Греции, образовал слово ПОЛИТИКА. Так назвал он науку о государственном устройстве.

Вот и получилось, что когда однажды понадобилось найти название для книги об управлении хозяйством целой страны, француз Антуан де Монкретьен, живший в ХVII столетии, придумал название ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. Страна представлялась ему большим общим домом (или поместьем), государь – хозяином этого дома, а население – прислугой. В те времена экономическими делами страны обычно ведал королевский министр финансов. Он и был «экономикой», или «ключницей» в этом «доме».

В начале ХVIII столетия великий шотландец Адам Смит размышлял о том, что никакое правительство не может сделать народ богатым, если смотреть на жителей страны только как на служащих в большом поместье, работающих по указке. Он понял, что каждому человеку нужно позволить свободно выбирать себе занятие и место жительства. Чтобы всякий мог изготовлять, что он желает, торговать тем, чем желает и с кем хочет, сам мог договариваться с покупателем о цене, сам покупать, у кого захочет.

Смит говорил, что в самой природе все устроено так, чтобы люди могли жить в материальном достатке. Если каждый будет трудиться сам для себя (только честно – без обмана, воровства и насилия), тогда весь народ будет становиться богаче. Адам Смит был против того, чтобы государство держало в своих руках всю хозяйственную деятельность людей. Поэтому он не назвал свое учение «политической экономией». Свою главную книгу он озаглавил так: «Исследование о природе и причинах богатства народов». Запомним это название, каждое слово из которого очень много в себе содержит.

Тогда науки назывались не так как сегодня. Точнее говоря, название было одно: философия. То, что мы сегодня называем естественными науками, тогда называли «натуральной философией» (а корень один и тот же: натура, естество, т.е. природа). Исаак Ньютон так и назвал свой труд по физике и астрономии: «Математические начала натуральной философии». Если же предметом изучения были такие вещи, как законы человеческого общежития (этика, юриспруденция) и различные вопросы жизни общества (история, хозяйство, социология), то наука называлась «нравственной философией».

Вы спросите: а медицина или, скажем, алхимия – в какую «философию» входили такие науки? Но дело в том, что подобные занятия тогда не считались наукой, их называли «искусствами».

В те времена экономические знания людей еще не были соединены в общую науку. Одни размышляли о государственном хозяйстве, другие – о торговле, третьи – как вести выгодное земледелие, четвертые – о налогах, пятые – о деньгах. Тогда еще никто никого не обучал экономическим знаниям. Люди еще не чувствовали, что есть общие законы, которым подчиняются и торговля, и сельское хозяйство, и промысловая деятельность, и налоговые вопросы, и денежное обращение.

Первыми в истории студентами, которые изучали экономическую науку, были, возможно, те молодые люди, кому посчастливилось слушать лекции Адама Смита в университете города Глазго (среди этих студентов были Семен Десницкий из Нежина и Иван Третьяков из Твери, направленные учиться в Британию правительством Екатерины II). Один из разделов лекционного курса Смита носил название «целесообразность». В нем лектор рассказывал о том, как люди занимаются хозяйствованием (производство), как они обмениваются товарами (торговля), как создается богатство человека и целого народа и т.д.

Адам Смит понял, что все разрозненные экономические знания – это как бы кирпичики или блоки, из которых можно построить замечательный храм. Одно можно положить как фундамент, другое будет выполнять роль колонн, а третье может украсить купол.

Но Смит не был просто собирателем чужих знаний. С самого начала он уже мысленно видел очертания здания в целом. Когда он начал возводить храм экономической науки, обнаружилось, что каких-то частей не хватает, какие-то не совсем подходят к своему месту, какие-то вовсе не годятся. Он сам все рассортировал, доделал, переделал, подгоняя одно, выбрасывая другое и заново изготавливая третье – так, чтобы из кусочков сложилось целое.

Конечно, он не довел постройку до конца (это вообще невозможно). Но благодаря А. Смиту его последователи уже не создавали разрозненных блоков, а продолжали строить, перестраивать, отделывать и украшать единое здание, хотя и с разных его сторон.

Уже в начале ХIX в. швейцарец Симон де Сисмонди и француз Жан Батист Сэй (оба учились по книге Смита) назвали эту единую науку прежним именем - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ.

У истоков этой науки стояли замечательные люди, выдающиеся мыслители, оставившие неизгладимый след в культуре человечества. Их жизнь, их судьба неотделимы от их идей. Науку творят люди, и ее история включает жизнеописание ученых как важную составную часть.

В процессе изучении экономической науки следует, говоря словами нобелевского лауреата по экономике Милтона Фридмена, обращаться и к «автобиографиям и биографиям… и стимулировать его с помощью афоризмов и примеров, а не силлогизмов или теорем».



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314151617181920




Интересное:


Малый бизнес: альтернативы и перспективы
Между историей и наукой - к анализу проблемы причинности в экономике
Вопросы повышения эффективности бюджетного регулирования
Формирование модели управления развитием малого бизнеса в регионе (на примере ЮФО)
Национальное счетоводство
Вернуться к списку публикаций