2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — Инновационная активность - сущность и пути повышения



Инновационная активность - сущность и пути повышения


Инноватика, как и любая другая теория, имеет свой понятийный аппарат, включающий свою собственную систему понятий и базовые для инноватики понятия из основополагающих отраслей знания. Система инноватики включает прежде всего следующие категории: новатор и инноватор, новшества (новации), нововведения (инновации), инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационные риски и, конечно, инновационную активность.

Инновационная активность - самостоятельная категория. С ее помощью оценивается характер инновационной деятельности. Инновационная деятельность характеризуется содержанием и составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии. Этим признаком один вид деятельности отличается от другого. Например, действия по исполнению функций маркетинга и производства будут различны.

Активность деятельности коммерческой организации - это такая ее характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами, так как инновационная деятельность может дать либо положительный, либо отрицательный результат. Почему при одних и тех же планах, стратегиях, целях, потенциале у разных руководителей, разных организаций разные результаты ? Это объясняется разной активностью. Именно различия в инновационной активности объясняют неоднозначные инновационные результаты при одинаковых исходных посылках.

Какие при этом черты инновационной деятельности должен отражать признак “инновационная активность”? Это две составляющие. Во-первых, ИД должна носить стратегический характер, причем как в долгосрочной перспективе, так и стратегической даже в реальном масштабе времени (поскольку резко увеличилась нестабильность внешней среды). Во-вторых, ИД должна носить тактический характер, то есть она должна быть рациональна как по последовательности действий, так и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичность ИД.

В стратегическом плане ИА определяется следующими пятью показателями: качеством инновационной стратегии конкуренции; уровнем мобилизации инновационного потенциала; уровнем привлеченных капиталовложений - инвестиций; уровнем методов и культуры, используемых при проведении инновационных изменений; обоснованностью реализуемого уровня инновационной активности.

В тактическом плане ИА выражается двумя показателями: соответствием реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации; скоростью (темпом) действий и проведения стратегических инновационных изменений.

Управление инновационной активностью требует подойти к этой категории с позиций квалиметрии. Категория “инновационная активность” как объект измерения приобретает свойства признака - количественного параметра (показателя). Признак “инновационная активность”, отражающий как интегральный показатель определенную совокупность частных свойств (может иметь форму “дерева свойств”), сам имеет признаки.

Формула оценки ИА (измерения):

ИА = ( 1 / 7 ) ´ å А i , i = 1, 2, …, 7 .

Признаки инновационной активности: А1.Качество инновационной стратегии конкуренции; А2.Уровень мобилизации инновационного потенциала. А3. Уровень привлеченных капиталовложений (инвестиций). А4. Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении изменений. А5.Соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации. А6.Скорость (темп) проведения стратегических инновационных изменений. А7.Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.

Содержание элементов признака “инновационная активность” состоит в следующем:

1. Качество инновационной стратегии конкуренции. Соответствие стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы.

2. Уровень мобилизации инновационного потенциала. Проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также скрытую (латентную) часть потенциала, то есть способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.

3. Уровень привлеченных капиталовложений - инвестиций. Проявленная руководством способность привлечения инвестиций требуемых по объему и приемлемых по источникам.

4. Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений. Главное - это применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ. Например, в инновационных процессах распространен метод “параллельного проектирования”. В маркетинге инноваций таким методом или такой концепцией на сегодняшний момент является концепция “фокусирование на клиентах”.

5. Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности. Тот или иной уровень стратегической и тактической активности должен соответствовать состоянию внешней среды и состоянию организации. Резкое необоснованное усиление активности может превратить организацию в так называемого “мертвого героя”, а неадекватная пассивность обрекает ее стать неудачником.

6. Соответствие реакции предприятия характеру конкурентной стратегической ситуации. Инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды. Известны три типа поведения или реакций на стратегическую ситуацию: реактивное поведение, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем организация приступает к ее решению; активное поведение, когда ситуация распознается профессионально компетентным руководством и после этого разрабатывается и реализуется стратегия; планово-прогнозное поведение, при котором реализуется метод управления по “слабым сигналам”.

7. Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии. Имеется в виду интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений. Такая интенсивность характеризуется комплексом показателей, включающих показатель инновативности “ТАТ”, обновляемость продукции, обновляемость технологии и технологического оборудования, обновляемость знаний персонала, обновляемость организационных структур и другие показатели.

Управление инновационной активностью и повышение ее уровня предполагает установление внешних и внутренних факторов влияния.

Внешние: нестабильность внешней среды как основное проявление временнуго фактора; инновационный климат (состояние с финансовой, налоговой, правовой, научно-производственной поддержкой инновационной активности со стороны федеральных, региональных и муниципальных властей системного и отраслевого характера; инвестиционный климат; инновационная конкурентная среда.

Внутренние: открытость организации; компетентность ее руководства и специалистов; стратегическая гибкость; мотивация специалистов и руководства.

Необходимо наладить учет этих факторов. В силу многоаспектности факторов в ряде случаев ограничиваются некоторой их комбинацией. В качестве внешнего фактора берем “нестабильность” (Нi), а внутреннего “открытость” (Оk). Оба фактора квантифицируются на пять уровней по пятибалльной шкале. Анализируются отношения: нестабильность - активность ( Нi - Аj ) открытость - активность ( Оk - Аj ). Если активность будет ниже того уровня, который диктуется уровнем нестабильности и допускается уровнем открытости, то есть, Аj < Нi и Аj < Оk , предприятие несомненно станет “неудачником”. В случае же, если активность превосходит уровень нестабильности и открытости, то есть, при Аj > Нi и Аj > Оk организация будет выглядеть подобно “мертвым героям”. Таким образом, в комбинации Н-А-О в оптимальных случаях уровни всех составляющих компонентов должны быть равными: i = j = k. Разница уровней указывает на рассогласованность.







Интересное:


Контроль за денежным обращением как одно из направлений государственного финансового контроля
Экономические предпосылки эффективной организации и стимулирование роста инвестиций паевыми инвестиционными фондами
Русская и европейская финансовая наука о природе бюджета
Причины и последствия бегства капитала
Некоторые вопросы анализа сущности финансовых категорий
Вернуться к списку публикаций