2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — Иностранные инвестиции в РФ и их роль в экономике региона



Иностранные инвестиции в РФ и их роль в экономике региона

Переход к устойчивому экономическому росту - насущнейшая проблема развития экономики России, успешное решение которой, в первую очередь, зависит от масштабного притока инвестиций в реальный сектор экономики. При этом без преувеличения можно сказать, что катализатором роста экономики в настоящее время являются иностранные инвестиции. Это объясняется разными причинами, в том числе и всем тем, что их сопровождает: технологии, «ноу-хау», управленческий опыт, новые рынки и многое другое.

Как видно из официальных источников, характеризующих потребности России в иностранных инвестициях, российская экономика может осваивать ежегодно 50-60 млрд. долл. Общая потребность страны в иностранных инвестициях на ближайшие 5-7 лет составляет 200-300 млрд. долл.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

- освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях военно-промышленного комплекса;

- продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

- содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозаменяющих производств в отдельных отраслях;

- содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

- создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

- освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

- содействие развитию производственной инфраструктуры.


Основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную экономику включают:

- инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ, зарубежных государств и международных финансовых институтов;

- инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;

- инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе

- государственные, корпоративных и институциональных эмитентов;

- иностранные кредиты;

- лизинговые кредиты, позволяющие отечественной экономике (предприятиям) получить наиболее современную технику и технологии;

- финансовые кредиты российским предприятиям.


Все иностранные инвесторы, вкладывающие деньги в экономику подразделяются на следующие категории:

1. Ориентированные на доступ к разнообразным природным ресурсам (нефть, газ, цветные металлы, рыба, лес и т.п.) по стратегическим соображениям. Главным в этом интересе является стремление диверсифицировать источник снабжения, а рентабельность играет явно второстепенную роль.

2. Ориентированные на освоение новых рынков. В первую очередь, это отвечает стратегическим интересам крупных компаний, производящих потребительские товары. Для них предложения российских, в том числе и ставропольских, фирм, могут быть интересны в том случае, если они имеют прочные позиции на соответствующем рынке и способны туда быстро продвинуть увеличивающиеся объемы товаров.

3. «Обычные» инвесторы, желающие хорошо, т.е. в несколько раз больше, чем у себя дома, заработать.

Иностранных инвесторов, пришедших в Россию, можно условно разделить на две группы. Первая группа - инвесторы, осуществляющие свои капиталовложения из стратегических соображений завоевания позиций на российском рынке. К их числу относятся, прежде всего, крупные компании, такие, как «Кока-Кола», «Проктер энд Гэмбл». Вторая группа - менее крупные дельцы, инвестирующие в расчете получить как можно больше прибыли. Они выдвигают достаточно жесткие требования к рентабельности своих капитальных вложений. Например, стараются не рассматривать проекты, где внутренняя норма рентабельности складывается менее 40 - 50 %.

Однако в российской экономике на протяжении 90-х годов сложился неблагоприятный инвестиционный климат: снижение реальных доходов населения; уменьшение экспорта и государственных расходов привели к сокращению сбережений, как основного внутреннего источника финансирования инвестиций; дефицитность федерального бюджета неизбежно приводит к сокращению государственных инвестиций; из-за убыточности большого количества предприятий, значительного спада производства, взаимных неплатежей, тяжелого налогового бремени, высокой ставки ссудного процента частный сектор также не сумел принять на себя основное бремя инвестиционного процесса. Поэтому одним из важнейших условий преодоления инвестиционного кризиса является привлечение иностранного капитала.

Привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику в качестве источника финансирования сталкивается с рядом проблем, обусловленных низким финансовым международным рейтингом, связанным со значительной политической, экономической и законодательной нестабильностью инвестиционной деятельности в стране. Это не способствует притоку иностранных инвестиций в экономику России. В период с 1999 – 2000гг. доля иностранных инвестиций в общем объеме всех инвестиций составляет не более 2% при целесообразном размере этой доли на уровне 10%. Россия, по мнению иностранных экспертов, является не очень надежной страной для инвестиций и по степени инвестиционного риска занимает 157 место в мире. В российскую экономику вкладывают свои средства различные фонды, специализирующиеся на рынках развивающихся стран, некоторые банки и частные инвесторы. Вложения иностранных инвесторов направляются в отрасли, которые дают быструю и максимальную отдачу. Сегодня - это топливная и пищевая промышленность, торговля и общественное питание. Большинство инвестиций в экономику идет из США, Германии, Китая, Финляндии. За последние годы инвестиции в России достигли примерно 45 долларов на человека, в то время как в Китае аналогичный показатель - 137, а в Польше -360 долларов.

Несмотря на неблагоприятный инвестиционный климат российская экономика обладает рядом привлекательных особенностей для внешних вкладчиков. Среди них - весьма емкий рынок, богатые запасы природных ресурсов, относительно квалифицированная дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, наличие неиспользованных производственных мощностей. Кроме этого учитывается близость России к крупным международным рынкам, наличие современных научных центров. Именно эти факторы оказываются решающими для иностранных инвесторов, и страны. Об этом свидетельствуют цифры, характеризующие поток инвестиций в развивающиеся страны: он вырос в 1997 году до 37% от общего объема, что более чем вдвое выше уровня 1987 года. В абсолютном выражении инвестиции в эти страны возросли за последние 10 лет в 7 раз. Маленькая Коста-Рика в 1997 году создала условия для привлечения 500 млн.долл. под строительство микропроцессорного завода. Турция, Индонезия, Малайзия, Китай и другие страны поощряют развитие собственных научных кадров, включают значительные средства в обучение технического персонала, что привлекает иностранных инвесторов, которые могут воспользоваться более дешевыми местными исследованиями или даже перевести в эти страны свои исследовательские центры.

Предпринимаются и другие шаги: пропаганда среди населения зарубежных инвестиций, как источника национального благосостояния, создание более благоприятных условий проживания для зарубежного персонала, повсеместная борьба с коррупцией и протекционизмом.

Примером может служить Китай, где созданы 10 экономических зон, которыми страна, как насосами, втягивает в свою экономику 40-45 млрд.долл. иностранных инвестиций ежегодно. Только в 1997 году приток иностранных капиталов в Китай вырос на 11% и составил 45,3 млрд.долл. Россия же довольствуется лишь суммами 3-6 млрд.долл. в год.

Свободные экономические зоны в Китае похожи на микрогосударства, где действуют четкие условия развития бизнеса, но только на этой территории. Оттуда вывозят товары, облагаемые пошлиной, тогда как в зоне они беспошлинные и безналоговые. Эти товары попадают и на внутренний рынок КНР, но главным образом вывозятся в другие страны. Китайские предприятия, расположенные на территории свободных зон, должны платить налоги, как и в других регионах страны.

Августовский кризис 1998 года вместе с жестким спадом в экономике и опасностью гиперинфляции привели к резкому снижению доверия к нашим предпринимателям как к партнерам по совместному бизнесу. Кризис усилил восприятие практически всех регионов страны как зоны повышенного риска для бизнеса и инвестиций. Наряду с экономическим кризисом возник и кризис доверия иностранных инвесторов, который характеризуется:

- отказом от участия или приостановлением многих, уже начавших осуществляться, проектов;

- прекращением переговоров по новым заимствованиям и проектам;

- полным отказом от рассмотрения «русских» проектов, значительным ужесточением позиций в переговорах с российскими контрагентами;

- увеличением сроков рассмотрения предложений;

- усложнением форм и способов обеспечения (залог, гарантия и т.д.) при финансировании проектов в России;

- открытым обсуждением возможностей ухода с российского рынка.

Несмотря на объективные сложности, ситуация видится не столь безнадежной. Среди активных мер по восстановлению доверия предпринимателей из разных стран, а также для привлечения прямых иностранных инвестиций необходимо:

- существенно повысить уровень активности в доведении позитивной информации о состоянии российской и региональной экономики, успехов правительства на различных направлениях, в том числе, в преодолении последствий в случае отказа от платежей по обязательствам;

- восстановление на новом качественном уровне фактически разрушенной инфраструктуры для осуществления инвестиций (очень сильно ослаблены отечественные банки, страховые компании, инвестиционные и фондовые институты);

- обеспечить ощутимые стимулы в части законодательства, а также эффективном правовом механизме для защиты прав собственности;

- упростить сложную бюрократическую систему оформления разрешительных документов;

- урегулировать взаимоотношения между федеральными и региональными властями;

- увеличить возможности для контактов зарубежных предпринимателей с представителями исполнительной власти федерального и регионального уровней; открыть доступ к реальным данным о многих российских предприятиях и финансовых структурах;

- повысить деловую культуру российских предпринимателей;

- обеспечить безопасность бизнеса и уменьшить степень коррумпированности экономики.





Интересное:


Анализ инвестиционных решений
Интеллектуальный капитал и определение истинной стоимости компании
Роль международных организаций в регулировании движения капитала
Сущность инвестиционного механизма и место паевых инвестиционных фондов в его структуре
Контроль за денежным обращением как одно из направлений государственного финансового контроля
Вернуться к списку публикаций