2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — Интеграционные объединения экономических субъектов



Интеграционные объединения экономических субъектов


Цель, содержание и определение интеграции

"Интеграция" как понятие гражданского права до настоящего времени не сложилось. Этот термин имеет очень широкое толкование. В экономической науке интеграцию рассматривают с различных позиций, вследствие чего выделяют различные аспекты этого понятия.

И.Ф. Суханова среди признаков интеграции выделяет более высокую степень сотрудничества, когда достигается органическая согласованность в осуществлении воспроизводственных процессов отдельных сторон [1].

Е.Ф. Герштейн отмечает в интеграции два основных направления:

– повышение интегрированности основного звена, сопровождаемое увеличением его размеров, концентрацией, часто диверсификацией и налаживанием новых более разнообразных, менее жестких связей в крупных производственно-хозяйственных комплексах, где связи из внешних становятся внутренними, во всяком случае более активно регулируемыми;

– установление новых связей между производственно-хозяйственными единицами, между ними и мелкими, средними предприятиями, последних между собой [2].

Экономический словарь определяет интеграцию как объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Она проявляется как в расширении и углублении производственно-технических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров [3].

Целью интеграции является объединение ресурсов (финансовых, производственных, сырьевых, интеллектуальных) коммерческих организаций для повышения эффективности предпринимательской деятельности, конкурентоспособности участников объединения.

Такое определение, верно раскрывающее сущность интеграции, все же не позволяет выявить достаточное количество признаков, которые можно было бы использовать для того, чтобы выделить из всех видов предусмотренных законодательством объединений – интеграционные. Тем не менее из этого определения можно выявить следующие признаки:

(а) интеграция – это объединение;

(б) интеграция – это объединение двух и более субъектов.

Взаимодействие, совместная деятельность двух и более субъектов предусматривает определение вещных и обязательственных прав взаимодействующих сторон, что порождает необходимость установления гражданско-правовых отношений. Поэтому необходимо выделить следующие признаки:

(в) интеграция – это объединение на основе установления гражданско-правовых отношений;

(г) интеграция – это объединение экономических субъектов, то есть объединение не только субъектов как лиц, но и объединение хозяйственных, экономических свойств, определенных признаков этих субъектов (имущество, интеллект, идеи и т.д.), то есть того, что является составляющими предпринимательской деятельности.

В соответствии с законодательством субъектами экономической, то есть хозяйственной, предпринимательской деятельности в Российской Федерации могут быть не ограниченные в своей дееспособности граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица (ст. 2 ГК).

В гражданских правоотношениях граждане, иностранные граждане и лица без гражданства выступают как физические лица; коммерческие и некоммерческие организации – как юридические лица. Предпринимательской деятельностью могут заниматься лица, зарегистрированные в качестве предпринимателя.

Из этого вытекает следующий признак:

(д) участниками интеграционного объединения могут быть физические и юридические лица.

Экономический субъект – субъект, вступающий в отношения с другими субъектами по поводу имущества, то есть в имущественные отношения.

Если мы рассмотрим с позиции экономической самостоятельности субъекты, которых ГК РФ относит к юридическим лицам, то среди них можем выделить субъекты, которые имеют имущество в собственности, то есть находятся в отношении хозяйственного (экономического) господства, и субъекты, у которых оно находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, является унитарным предприятием. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 113 ГК).

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие) (ст. 114 ГК).

Права, предоставленные законодательством государству и муниципальному образованию (органам в лице комитетов по управлению имуществом), позволяют создавать унитарные предприятия, а затем использовать для образования из них структур в виде различных форм объединений. Такие же объединения с основным и дочерними обществами могут создаваться и акционерными обществами в соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ "Об акционерных обществах". В соответствии с законодательными актами, регулирующими процесс приватизации [4], образуются акционерные общества, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству или муниципальному образованию. Решением собственников из числа созданных таким образом предприятий также могут быть созданы объединения.

Следует ли считать названные виды объединений интеграционными, а процесс их создания – интеграционным? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Точнее, ответ зависит от того, какое содержание вкладывать в понятие "интеграция как объединение".

Для этого обратимся к понятию "объединение". Словарь русского языка трактует слово "объединить" как "образовать нечто целое из отдельных самостоятельных частей, единиц; соединить воедино". Из чего следует, что объединению подлежат единицы, до этого существовавшие самостоятельно, независимо друг от друга, которые могли обходиться друг без друга. Понятие "объединить" отличается от понятия "соединить", то есть собрать вместе ранее разделенное, которое не может или не должно существовать в отдельности.

Применительно к участникам объединения очевидно следует иметь в виду, что объединяться может то, что принадлежит различным собственникам. То, что принадлежит одному собственнику, может разъединяться или соединяться внутри этой собственности. Процесс разъединения или соединения не представляет интереса для других, не затрагивает имущественных прав и обязанностей другого субъекта.

Таким образом, предлагается считать интеграцией процесс, который затрагивает имущественные права двух и более собственников. То есть участниками интеграционного процесса могут быть субъекты, которые имеют имущество в собственности или, как было выше сказано, "находятся в отношении хозяйственного (экономического) господства".

Однако законодательством предусмотрены случаи создания объединений из унитарных предприятий. Следует ли считать объединения, созданные из таких коммерческих организаций, интеграционными?

Для того чтобы выяснить, насколько унитарные предприятия могут участвовать в создании интеграционного объединения, рассмотрим права собственника унитарного предприятия и самого унитарного предприятия.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Предприятие не вправе распоряжаться переданным ему имуществом без согласия собственника, в том числе и вносить его в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ.

Следовательно, унитарное предприятие не может самостоятельно принять решение об образовании объединения. За него такое решение может принять только собственник этого унитарного предприятия. Субъектом интеграционного объединения следует считать собственника унитарного предприятия. Объединение, созданное на основе соглашения, заключенного руководителями унитарного предприятия, можно назвать интеграционным, однако участников этого соглашения (руководителей унитарных предприятий) субъектами интеграционного договора назвать нельзя.

То есть и для этого случая остается справедливым вывод о том, что участниками интеграционного процесса могут быть субъекты, которые имеют имущество в собственности.

Из этого можно вывести следующий признак:

(е) участниками интеграционного процесса могут быть субъекты, которые имеют имущество в собственности, то есть находятся в отношении хозяйственного (экономического) господства.

Таким образом, под интеграцией будем понимать создание объединения с целью углубления взаимодействия и развития связей, участниками которого являются не менее двух экономических субъектов (юридических или юридических и физических лиц), которые имеют имущество в собственности.

Из приведенного определения экономической интеграции следует, что интеграционное объединение не может быть создано из субъектов, имущество которых принадлежит одному собственнику.

В экономической литературе рассматривают в основном две формы объединения: слияние и поглощение. Под слиянием понимается, как правило, объединение имущества и деятельности двух или нескольких компаний с целью создания новой компании или поглощения одной из этих компаний остальных. В случае создания новой компании остальные прекращают существование и распускаются [5]. Поглощение рассматривается как форма слияния, предполагающая, что поглощающая фирма остается юридическим лицом, а поглощаемая ликвидируется, передавая при этом первой все имущество, обязательства, долги. Чаще всего поглощение происходит принудительно [6]. Таким образом, основное различие этих понятий проходит по критерию добровольности или принудительности объединения.

Законодательством (ст. 57 ГК) предусмотрены пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, с четким определением изменения статуса юридического лица. Из них только две формы – слияние и присоединение - по отдельным признакам могут быть отнесены к интеграционным объединениям.

При слиянии и присоединении в образовании также участвуют не менее двух юридических лиц, имущество которых принадлежит разным собственникам. Но в результате слияния из двух юридических лиц образуется одно новое юридическое лицо, а при присоединении присоединившийся субъект теряет статус юридического лица. То есть в обоих случаях отдельные участники нового образования теряют статус юридического лица и количество участников сокращается, переходит в одно. Исходя из этого, такое образование перестает быть "объединением двух и более лиц", то есть это становится структурой одного лица (не объединением). Следовательно, к признакам интеграции следует добавить дополнительно признаки:

(ж) при интеграции количество участников не сокращается;

(з) участники не изменяют (не теряют) юридический статус своего лица.

На основе проведенного анализа сформулируем признаки, по которым из всех объединений можно выделить интеграционные, а из способов создания объединений – интеграционный.



[1] Суханова И.Ф. Закономерности развития интеграционных отношений России в условиях становления рыночной экономики. Дисс... докт. эконом. наук. М., 2001. С. 29.

[2] Герштейн Е.Ф. Дифференциация и интеграция в промышленности: теория и практика развития. Дисс... докт. эконом. наук. Минск, 1993. С. 86-94.

[3] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь / 2-е изд. испр. М., 1999. С. 138.

[4] Федеральный закон от 21. 07.1997 № 123-ФЗ (ред. от 05.08.2000) "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"// СЗ РФ, 28. 07. 1997, № 30, ст. 3595.

[5] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. С. 319-320.

[6] Там же. С. 251.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Нормативный метод формирования расходной части бюджета
Малый бизнес - содержание, особенности развития и совершенствования в России
Инновационная активность - сущность и пути повышения
Жилищный вопрос в российской экономике переходного периода
Мировое и отечественное кооперативное движение и современная ситуация в России
Вернуться к списку публикаций