2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — Вступление России в ВТО - некоторые проблемы



Вступление России в ВТО - некоторые проблемы


Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами. Основу укрепления целостности мира составляет нарастающая взаимозависимость государств в экономической сфере. Международные экономические отношения развиваются под воздействием четырех факторов: изменение геополитических векторов мирового хозяйства, влияние научно-технической революции, интернационализация производства и капитала, мобильность трудовых ресурсов. Современный этап развития мирохозяйственных связей характеризуется нарастанием зависимости, обусловленной переводом производства в развитых экономических системах на новую технологическую базу, с преобладанием информационных технологий. Новое качественное состояние производственных сил стимулировало интернационализацию воспроизводственных процессов.

Интернационализация воспроизводственных процессов привела к тому, что мировая экономика вступила в эпоху глобализации. Глобализация объективный процесс. Однако проблема заключается в том, что у участников процесса глобализации изначально разные стартовые условия. И стихийные процессы приводят к тому, что интеграция идет на разных ярусах. В результате сохраняется ядро развитых, богатых стран и «периферия» мирового хозяйства. К таким условиям, от которых зависит степень и характер включения той или иной страны в мирохозяйственные отношения, прежде всего в международную торговлю, относятся следующие наиболее значимые экономические факторы: величина экономического потенциала, стадия технико-экономического развития и обеспеченность природными ресурсами. Принято считать, что чем беднее природными ресурсами страна, чем меньше ее экономический потенциал и чем выше уровень технико-экономического развития, тем больше, при прочих равных условиях, своей продукции она направляет в каналы международного обмена. Названные факторы не в последнюю очередь определяют масштабы и характер присутствия России на мировых рынках. По данным ВТО доля России в мировом товарном экспорте не превышает 1,5%, в импорте – 0,7%.

Участие страны в международной торговле услугами, как и ее присутствие на мировом рынке инвестиций, следует признать чисто символическим. Ее вес как экспортера услуг составляет 0,7%, как импортера – около 0,9%. Доля России в мировых накопленных прямых зарубежных инвестициях не превышает 2%.

Россия интегрируется в мировую экономику, опираясь на деформированную структуру материального производства с гипертрофированно развитой тяжелой индустрией, при этом сельское хозяйство, легкая, пищевая и машиностроительная промышленность имеют невысокий уровень технико-экономического развития и конкурентоспособности на внешних рынках. Это главные причины того, что страна участвует в международном разделении труда в незавидном качестве поставщика сырья и потребителя готовой продукции. Структура отечественной внешней торговли соответствует нынешнему состоянию производственного потенциала страны.

Эффективно развиваться современная российская экономика сможет лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Единые правила функционирования на мировом рынке в условиях глобализации определяются странами коллективно при решающей роли в этом ВТО, объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.

Активная подготовка России к вступлению в ВТО ведется с конца 2001 года, ведущая роль в этом принадлежит Министерству экономического развития и торговли РФ. Уже летом 2003 года планируется участие России в новом раунде глобальных переговоров по либерализации мировой торговли в качестве полноправного члена. В связи с этим необходимо реально оценить возможности страны, так как вступление в эту организацию приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков; необходимо оценить последствия этого шага и не рассматривать его как исключительно политический вопрос, пренебрегая национальными интересами.

Чтобы стать участником ВТО, нужно принять ее принципы и взять на себя обязательства, вытекающие из правовых документов ВТО, число которых превысило 60. При этом трудно найти отрасль или участок экономики, которых бы правовые условия ВТО не касались прямо или косвенно. Главное условие, открывающее дорогу в ВТО, – соответствие национального законодательства, административных правил и практики регулирования внешней торговли товарами и услугами принципам и правовым нормам, заложенным в систему ВТО. Таким путем страны, учредившие ВТО, создали общее правовое пространство – правовую основу международной торговой системы. Вновь присоединяющееся государство становится частью этой системы при условии перевода национального законодательства на правовые нормы ВТО. В этом плане первое и может наиболее существенное последствие присоединения России к ВТО – довольно радикальная модернизация законодательства в сфере торговли товарами и услугами.

В итоге присоединение к ВТО самым непосредственным образом повлияет на внешнеторговую, промышленную и инвестиционную политику в стране; на конкурентную среду; затронет взаимосвязь и взаимодействие национальной экономики с мировой, определит многие стороны участия России в международной торговле.

ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции. Для этого Россия должна взаимно зафиксировать со странами – участницами ВТО ставки импортных тарифов и условия поставки услуг, согласованные уровни государственной поддержки аграрного сектора, а также признавать правила ВТО при урегулировании торговых споров. Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в ее национальное законодательство и имеют над ним приоритет.

Переговорный процесс о присоединении России к ВТО идет, в основном, по трем направлениям: таможенное соглашение, соглашение по техническим проблемам и торговле, по санитарным и фитосанитарным мерам. Вопросы, касающиеся доступа на российский рынок услуг, практически не рассматриваются. Об этом свидетельствует тот факт, что переговоры по данной проблеме начались только осенью 2000 года. Международная торговля услугами регламентируется нормами и принципами, зафиксированными в Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС), которое является неотъемлемой частью пакета соглашений ВТО. Присоединяясь к ВТО, Россия должна принять на себя обязательства, гарантирующие определенный уровень доступа на свой рынок услуг. Взамен она получит гарантированный доступ на рынки услуг всех стран ВТО. По правилам ВТО классификация услуг содержит около 160 различных секторов, ключевыми из которых являются банки, страхование, аудит, юридические услуги, телекоммуникации, образование, медицина, транспорт.

Стоить отметить, что финансовая система является важнейшим регулятором экономики, поэтому последствия либерализации доступа нерезидентов на рынок финансовых услуг могут негативно сказаться на экономической безопасности России.

Банковская система является инфраструктурной отраслью, эффективность ее функционирования напрямую связана с экономическим ростом государства. На переговорах о вступлении России в ВТО, зарубежные участники требуют, чтобы РФ дала возможность иностранным коммерческим банкам без ограничения предоставлять банковские услуги потребителям, находящимся на территории нашей страны трансгранично.

Это значит, что нерезиденты получат возможность предоставлять банковские услуги на территории России без учреждения кредитной организации на российской территории в любой форме коммерческого присутствия, в том числе открывать на территории РФ филиалы. Примером того, что наша страна идет именно по этому пути является то, что введен единый минимальный размер капитала для российских и зарубежных банков – 5 млн. евро, рассматриваются вопросы о внесении соответствующих изменений в Закон «О банках и банковской деятельности», которые позволят открывать на территории РФ филиалы иностранных банков и аннулируют квоты на иностранный капитал.

У нашей страны есть некоторый опыт функционирования иностранных банков на ее территории. В соответствии с соглашением о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, Россия предоставляет дочерним банкам ЕС (с долей нерезидентов в уставных капиталах до 100%) национальный режим. Однако присутствие иностранного банковского капитала на российском рынке остается довольно ограниченным, по сравнению, например, со странами Центральной и Восточной Европы. В Москве, где традиционно осуществляется 85% финансовых операций, на долю банков с участием иностранного капитала приходится около 12% операций по вкладам населения, 10% операций по покупке ценных бумаг и 15% кредитования корпоративных клиентов (для сравнения: доля зарубежного капитала на кредитном рынке в Чехии составляет 50%, в Польше – 60%, в Венгрии – около 70%). Такая ситуация складывается не из-за существующих барьеров, а в силу достаточно высоких рисков и непредсказуемости ситуации на рынке.

Учитывая, что состояние российской экономики стабилизировалось и имеет положительную динамику, можно с уверенностью говорить о притоке инвестиций в ближайшем будущем. Причем инвесторы, скорее всего, отдадут предпочтение не вложениям в капитал российских предприятий, а банковскому сектору и фондовому рынку вследствие меньшего риска. Осуществляя инвестиции в российскую экономику, иностранные инвесторы будут отдавать предпочтение западным финансовым институтам, функционирующим на территории РФ как более надежным. Это утверждение не вызывает сомнений, так как по своей капитализации все российские банки уступают одному «Ситибэнк».

Следует учитывать, что отечественные банки при выполнении функций по обслуживанию и обеспечению экономики финансовыми ресурсами, сталкиваются с существенными количественными ограничениями, об этом свидетельствуют следующие данные: отношение активов банковской системы к ВВП в России составляет около 30%, тогда как в большинстве ведущих стран 200 – 300%, а в США примерно 350%. Подобные различия в совокупности с другими факторами, например, несовершенной законодательной базой, высоким уровнем коррумпированности чиновников, позволяют говорить об очевидной угрозе экономической безопасности со стороны иностранных банков, так как российская платежно-расчетная и кредитная системы начнут управляться из Лондона, Нью-Йорка и Токио.

Немаловажным фактором является и зависимость западных банков и других финансовых институтов от глобальных финансовых кризисов.

Возможным решением данной проблемы может быть установление квоты на максимальное участие иностранного капитала в банковской системе в размере 25%. Некоторые эксперты утверждают, что такая мера может быть введена временно только до 2010 года, а затем будет отменена. Возможность введения этой квоты предусмотрена Законом «О банках и банковской деятельности». В 1993 году она была введена в размере 12%, однако, за последние десять лет, по мнению представителей ЦБ, эта квота ни разу не была выбрана. В связи с этим, главный надзорный орган считает, что нет смысла вводить ее в дальнейшем.

По оценкам специалистов, вступление в ВТО негативно скажется и на страховом секторе. В России высокая степень рисков по сравнению с большинством стран мира. Однако национальная система страхования не выполняет своих основных функций по защите потенциальных рисков. Во многом деятельность отечественных страховых компаний связана с осуществлением обязательного страхования и реализацией «зарплатных схем», позволяющих предприятиям уходить от налогов. Система страхования в отличие от других стран не осуществляет функций по инвестированию долгосрочных ресурсов в экономику. Главная проблема страхования в России заключается не в объеме предложения, а в объеме спроса: дело не в том, что предложение реальных страховых услуг со стороны отечественных страховщиков не удовлетворяет страхователей, сколько в том, что слишком низкая реальная потребительская емкость российского страхового рынка относительно существующего уровня предложения.

В сфере страхования предсказывают трудности для региональных компаний и серию крупных слияний. Однако главное опасение в другом: смогут ли российские страховые компании на равных конкурировать с гораздо более качественными услугами западных страховщиков, принимая во внимание многолетний опыт последних.

Главное условие воспроизводства страхового капитала в России развитие платежеспособного спроса на страхование. По оценкам экспертов, спрос со стороны предпринимателей и домашних хозяйств на реальное страхование будет расти в долгосрочной перспективе не более чем на 1 – 2% в год. Это означает, что нынешняя неразвитая воспроизводственная база страхования в России сохранится. Нерегламентированный допуск иностранных страховщиков на ограниченную клиентскую базу отечественного страхового рынка без предварительной реализации широкого комплекса мер по развитию спроса на добровольное страхование создаст предпосылки для обострения сложившейся диспропорции между предложением и платежеспособным спросом. Будут ли готовы зарубежные страховщики реально вкладывать в развитие добровольного страхования в России в условиях ограниченной платежеспособности отечественных страхователей? В этом состоит один из ключевых вопросов. Нельзя однозначно утверждать, что российские клиенты только выиграют от возможности страховаться в западных компаниях.

Огромная проблема возникает в сфере интеллектуальной собственности. Современное состояние большинства высокотехнологичных отраслей гражданского назначения в России характеризуется стагнацией, обусловленной длительным переходным кризисом в экономике, и сокращением спроса со стороны государства и потребительского рынка.

Кроме того, произошли структурные сдвиги в народном хозяйстве в пользу производства энергосырьевых товаров, которые реализуют свои инвестиционные потребности преимущественно за счет импорта оборудования. Экспорт на внешние рынки не стал фактором роста наукоемких отраслей в нашей стране. В статистике мирового рынка высоких технологий Россия присутствует в таких сегментах как оружие и военная техника, коммерческие запуски космических спутников, создание телекоммуникационной и навигационной аппаратуры.

Имеющийся научно-технологический и кадровый потенциал страны остается высоким, но до сих пор во многом не востребован как на внутреннем, так и на мировом рынках. Процесс адаптации России к глобальным тенденциям научно-технологической и промышленной интеграции находится на начальной стадии. Одна из важнейших проблем инновационной сферы – правовая основа российского рынка высоких технологий и интеллектуальной собственности. Патентная служба в нашей стране не соответствует современным требованиям, предъявляемым к этой сфере деятельности, хотя и существуют достаточно прогрессивные соответствующие законы.

Известно, что в России происходит массовое нарушение авторских прав зарубежных производителей программного обеспечения, пиратство в области аудио и видео продукции. На недостатки в области защиты интеллектуальной собственности обращают внимание и производители многих отечественных товаров, как высокотехнологичных (производители программного обеспечения), так и традиционных (например, владельцы популярных торговых марок водки, сигарет, конфет). Большие проблемы могут возникнуть и при рассмотрении споров об использовании авторских прав, так как многие российские ученые работают на различных совместных предприятиях, в международных фондах и при подписании ВТО права использования авторских прав российских авторов окажутся за границей. Сфера информационных услуг Интернет, вообще не урегулирована.

Проблема интеллектуальной собственности должна быть решена в ближайшем будущем. Без этого не удастся сформировать экономическую основу заинтересованности отдельных изобретателей, новаторов, компаний, создающих оригинальные идеи, продукты, инновационные решения. При создании юридической основы защиты прав интеллектуальной собственности необходимо учитывать международные правовые нормы, которые в значительной мере отражены в Соглашениях TRIPS.

Использование многосторонних принципов, правил и норм регулирования торговли этими товарами и услугами в целом соответствует потребностям развития этого быстрорастущего сегмента российской экономики. Вступление в ВТО не несет дополнительных угроз технологической безопасности, а по ряду позиций может содействовать ее укреплению.

Вместе с тем, решение о вступлении потребует совершенствования нормативной базы в области стандартизации, охраны прав интеллектуальной собственности, а также разработки нового комплекса мероприятий внешнеэкономической, научной и инновационной политики, учитывающих особенности развития высокотехнологичных отраслей.

Отставание России в научно-техническом прогрессе обусловило ее слабость на его передовых направлениях – в связи и в информатике. Их развитие поддерживается притоком иностранного капитала, который контролирует 44% объема услуг связи, и присоединение России к ВТО лишь будет стимулировать такой приток. Можно ожидать от ВТО более благоприятных условий для осуществления коммерческих космических запусков, в том числе в целях связи.

Наряду с требованиями открыть доступ на наши рынки услуг, выдвигаемыми ведущими державами, существует либерализационное давление на Россию со стороны менее развитых стран. В частности, от нас требуют либерализовать импорт «услуг труда», что может привести к заселению российской территории выходцами из трудоизбыточных стран.

Учитывая острейшую демографическую ситуацию в Китае и других соседних азиатских странах, свобода иммиграции в Россию совершенно неприемлема с позиций поддержания национальной безопасности.

Сильная сторона российских производителей услуг – детальное знание общих хозяйственных условий и конкретных проблем бизнеса в России. Западные специалисты, привязанные к стандартным подходам и схемам, сталкиваясь с нетипичными российскими условиями и ситуациями, часто проигрывают российским производителям в способности принимать адекватные решения.

Рыночная устойчивость российских поставщиков услуг основывается пока на ценовых преимуществах. Дешевый труд достаточно высокой квалификации определяет более низкие цены на аналогичные услуги, чем у зарубежных конкурентов. Зарубежные провайдеры специализируются преимущественно на обслуживании иностранных компаний и в меньшей степени крупного российского бизнеса. Проникновение иностранных компаний приведет к конкурентному давлению на соответствующих рынках, что, в конечном счете, будет способствовать нормализации хозяйственной среды, так как российские поставщики услуг будут вынуждены осваивать новые рыночные ниши, в том числе и в регионах.

При вступлении России в ВТО целесообразно, сохраняя сложившийся либеральный внешнеторговый режим в секторе услуг, скорректировать его учитывая мировой опыт и опираясь на правила, сформулированные ГАТС. Возможно установление ряда стандартных для ВТО ограничений в доступе иностранных поставщиков услуг на отдельные российские рынки и в предоставлении им национального режима, причем такие барьеры не должны быть высокими и не должны включать количественные ограничения, так как они недостаточно эффективны. Введение тех или иных ограничений для иностранных провайдеров может быть обусловлено соображениями национальной безопасности. Необходимо использовать допускаемую правилами ГАТС возможность поэтапного снятия ограничений по доступу и национальному режиму. Для преодоления возможных потерь от присоединения России к ВТО необходимо применение защитных мер и механизмов при активизации внутренних источников и стимулов повышения конкурентоспособности российских производителей.







Интересное:


Между историей и наукой - к анализу проблемы причинности в экономике
Особенности управления государственным долгом в российских регионах
Системы и системность в экономической теории
О теоретических основах экономической науки
Малый бизнес: альтернативы и перспективы
Вернуться к списку публикаций