2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — Внебюджетные структуры поддержки предпринимательства в инновационной сфере экономики



Внебюджетные структуры поддержки предпринимательства в инновационной сфере экономики


Важным звеном системы внебюджетного стимулирования нововведений являются инновационные внебюджетные фонды государства и частных лиц, особенно при большом бюджетном дефиците и вынужденном сокращении бюджетного финансирования инновационно-инвестиционной деятельности. Они представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных, региональных государственных органов власти и введении частных и общественных организаций, имеющих строго целевое назначение - стимулирование и финансирование научных исследований, опытно-конструкторских разработок, внедрения, распространения и освоения нововведений. К инновационным внебюджетным фондам относятся различные автономные и присоединенные внебюджетные фонды, специальные сметы и счета.

Инновационные фонды - один из методов перераспределения национального дохода в пользу осуществления внебюджетного финансирования инноваций и инвестиций, связанных с ними. Инновационные внебюджетные фонды решают две основные важные задачи: обеспечение дополнительными, помимо бюджетных, средствами приоритетных направлений инновационно-инвестиционной деятельности и расширение инжиниринговых, информационно-консалтинговых услуг в отношении НТП, управления и финансирования, бизнес-планирования инноваций и инвестиций среди предпринимателей, особенно среди ученых и инженеров. Эти средства, обобществленные инновационными фондами, используются для процесса расширенного воспроизводства на новой научно-технической базе, т.е. пополнения кругооборота капитала в целях увеличения прибыли государственного и частного сектора за счет инновационной деятельности, а часть на благотворительные цели поддержки научных исследований как источника нововведений, не преследующие присвоение прибыли и обеспечение коммерческой деятельности.

Являясь необходимым дополнением бюджетов, инновационные фонды появились с расширением государственной и частной деятельности в сфере НТП, когда возникали новые виды расходов, которые отражались на особых счетах и покрывались из источников, созданных для целей финансирования нововведений. Однако они поначалу носили, как правило, временный характер, поскольку выполнение государством или частной организацией намеченных инновационных мероприятий и прекращение их финансирования вызывало ликвидацию фонда. Поэтому количество инновационных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция роста фондов, вызванная увеличением числа задач по развитию экономики на основе НТП, стоящих перед государством, частным бизнесом, особенно расширением инновационной предпринимательской деятельности. Множественность инновационных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других-избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. Кроме того, определенная часть инновационных фондов действовало как полузакрытые организации из-за необходимости сохранения государственной и коммерческой тайны в отношении военных и гражданских НИОКР, что вызывало серьезное недовольство в предпринимательской среде из-за ограничения доступа к достижениям НТП.

В современных условиях государство, частный бизнес и общество в целом заинтересованы в расширении количества и объемов инновационных и инвестиционных внебюджетных фондов. Это объясняется рядом причин. Во-первых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти. Часть фондов, особенно связанных с государственной тайной в отношении военных НИОКР и конверсии ВПК, не рассматривается и не утверждается парламентом. Во-вторых, у государства и частного бизнеса появляются дополнительные возможности для инновационной деятельности и финансовой поддержки инновационного предпринимательства в целях увеличения предпринимательской прибыли и обеспечения стабильности за счет нововведений, особенно в условиях депрессивной экономики. В-третьих, фонды позволяют сглаживать кризисное состояние с бюджетным финансированием инноваций и инвестиций, отвлекать часть определенных инвестиционных расходов на нововведения из бюджета, сокращать его дефицитность. При этом очень важно, чтобы активное сальдо инновационных фондов не использовалась для покрытия дефицита текущего бюджета через кредитные операции.

Инновационные внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь- это выделение из бюджета определенных инвестиционно-инновационных расходов, имеющих особо важное значение, а другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для инновационных целей. В развитых зарубежных странах инновационные фонды образуются двумя способами: одни выделяются из государственного или местных бюджетов, но сохраняют с ними тесные финансовые связи; другие создаются по особому решению законодательного органа для проведения активной и результативной инновационной политики. Под влиянием экономических, политических и социальных условий количество инновационных фондов изменяется.

Создание других фондов обусловлено возникновением новых ранее неизвестных инвестиционных расходов на нововведения и НИОКР, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании внебюджетного фонда.

Инновационные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования инвестиционных ресурсов для финансирования определенной стадии инновационного процесса или для финансирования прохождения определенной новации через все стадии инновационного процесса. Обычно в названии фонда указана инновационная цель расходования средств, либо финансирование научно-исследовательской деятельности, либо реконструкция, модернизация производства через нововведения.

В финансовой системе развитых стран инновационные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых в них средств значителен, т.к. они во многом обеспечивают инвестиционными ресурсами инновационный тип экономического роста. На эти фонды прежде всего возлагаются такие функции, как экономическая и воспроизводственная. За счет средств таких фондов государство и частный бизнес вмешиваются в инновационный процесс производства и реализации новых идей, технологий, предоставляет субсидии, кредиты инновационным предприятиям, а также займы и оказывают информационно-инжиниринговые услуги.

Инновационные фонды отличаются друг от друга по срокам действия, правовому положению, целям использования. В зависимости от срока фонды различаются: временные, функционирующие в течение определенного срока, как правило, в течение реализации инновационных проектов или программ, и постоянные. Во временных фондах отсутствует процесс капитализации финансовых ресурсов, они потребляются и расходуются в виде безвозмездной финансовой помощи, без воспроизводства, т.е. не функционируют как капитал, не ориентированы на обслуживание коммерческой инновационной деятельности, не преследуют цель получения прибыли от нововведения. В порядке исключения во временных фондах может осуществляться процесс кратковременной капитализации, ограниченный периодом осуществления инновационных проектов и программ, которые финансируются этими фондами. В постоянных инновационных фондах финансовые ресурсы используются как капитал, обслуживая коммерческую инновационную деятельность и процесс получения и накопления прибыли от нововведений, большинство расходов осуществляются в виде выдачи кредитов.

По принадлежности инновационные фонды делятся на государственные, местные, частные и общественные. Первые находятся в распоряжении центрального правительства, это наиболее важные фонды. У местных органов власти имеется большое количество местных фондов, среди которых наиболее крупными являются заемные фонды. В Великобритании такой фонд действует с конца XIX в. и используется для финансирования капиталовложений, а в отдельных случаях-на покрытие кассовых разрывов в местных бюджетах. Частные фонды поличили распространение в сфере финансирования малого инновационного предпринимательства, а общественные некоммерческие (бесприбыльные) фонды - в сфере финансирования фундаментальных научных исследований, которые не имеют коммерческого использования.

В зависимости от целей использования инновационные фонды подразделяются на научно-исследовательские, производственно-внедренческие, инвестиционно-кредитные, военные, межгосударственные.

Производственно-внедренческие фонды предназначены для финансирования производственных нововведений на стадии опытно-конструкторских разработок и их внедрения в производственный процесс. К ним относятся инвестиционные, конъюнктурные и др. Средства этих фондов направляются на финансирование частных компаний и малорентабельных государственных предприятий, особенно в периоды циклических кризисов. Помощь предоставляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов.

Развитие научно-технической революции порождает создание научно-исследовательских фондов, используемых для финансовой поддержки научных исследований в высших учебных заведениях, а также содержания государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований.

Инвестиционно-кредитные фонды-- это ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных и частных банков, сберегательных касс, других кредитных учреждений и предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов. Преимущественным правом пользования такими фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие в соответствии с государственными инновационными программами страны.

Инвестиционные фонды являются одной из организационных форм реализации нововведений, непосредственно связанной с малым исследовательским бизнесом. Эти фонды отличаются от появившихся у нас инновационных банков тем, что чаще всего их деятельность носит не коммерческий, а филантропический характер, имеющий своей целью финансовую поддержку как мелких фирм - новаторов, так и отдельных изобретателей-одиночек. Важную роль в инвестировании малых фирм играет Национальный научный фонд США, который не только кредитует инновационные фирмы, но и занимается выдачей им грантов - безвозмездных целевых субсидий. Таким же примером может служить Инвестиционный фонд Министерства энергетики США, основанный в 1977 г. и занимающийся финансированием как отдельных исследовательских проектов, осуществляемых малыми фирмами, так и субсидированием индивидуальных изобретателей. Свою некоммерческую ориентацию фонд подчеркивает предпочтением к разработкам, имеющим "высокий риск провала" [5] .

В Швеции широко распространены акционерно-инвестиционные фонды, которым правительство предоставило разнообразные налоговые субсидии. До 1984 г. вкладчики получай 30%-ую скидку с налогов на годовые сбережения в дополнение к не облагаемым налогом дивидендам и приросту стоимости акций. Затем ее отменили, но остальные стимулы остались. В 1985 г. на инвестиционные фонды приходилось 6% всех акций, и их доля продолжает расти. Компании могут помещать в инвестиционные фонды до 50% чистого дохода (эта сумма вычитается из налоговой базы) [11] .

Такой же иллюстрацией является правительственная организация "Японская корпорация по исследованиям и разработкам" [5] , занимающаяся финансированием малых фирм, внедряющих перспективные технологии. Выданные корпорацией субсидии подлежат возврату лишь в том случае, если профинансированные инновации оказываются прибыльными. Не следует думать, что инвестиционные центры являются лишь правительственными учреждениями. Существует множество аналогичных филантропических центров, созданных общественными организациями и частными фирмами.

Военные фонды - резервы, находящиеся главным образом в распоряжении главы государства, за счет которых финансируются дополнительные целевые инновационные мероприятия, имеющие особую важность. К ним относятся конфиденциальные (секретные) фонды федерального бюджета, которые хотя и включаются в его расходную часть, но отражаются по статьям, название и назначение которых неконкретно, например "Программа военного перевооружения". В настоящее время эти фонды находятся в распоряжении либо непосредственно президента, либо министерства обороны. Из них финансируются секретные крупномасштабные научно-технические проекты.

Межгосударственные фонды являются проявлением интернационализации финансирования инноваций и предназначены для защиты интересов инновационного предпринимательства разных стран.

Государство стремится увеличить число инновационных фондов для получения в свое распоряжение больших средств, но недостаток финансовых ресурсов и сложность управления ими вынуждает правительство время от времени объединять фонды или ликвидировать некоторые из них.

Источником инновационных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть инновационных фондов создается в процессе перераспределения национального дохода, остальные-при его распределении. Так, производственно-внедренческие фонды сферы материального производства формируются непосредственно за счет прибыли в процессе распределения национального дохода, а научные фонды нематериальной сферы формируются в процессе перераспределения национального дохода. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании инновационных фондов выступают: средства из бюджета, займы, добровольные взносы и очень редко специальные налоги и сборы. Основной метод-это займы.

Значительное количество государственных инновационных фондов формируется за счет средств государственного и местных бюджетов в зависимости от принадлежности. Средства из этих бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений.

Научно-исследовательские фонды чаще всего получают доходы в виде субсидий из государственного бюджета. Доходами большинства частных инновационных фондов выступают займы. Инвестиционно-кредитные фонды создаются только с помощью заемных средств.

Общественные инновационные фонды, которые являются некоммерческими и бесприбыльными, образуются из добровольных взносов и пожертвований. К ним относятся фонды, финансирующие фундаментальные научные исследования.

При углублении циклических и структурных кризисов государство широко привлекает инновационные фонды для обеспечения воспроизводства на новой научно-технической базе. Они расширяют возможности для финансовой поддержки частного инновационного сектора, а также малорентабельных государственных инновационных предприятий.

Частично роль инновационных фондов играют экономические фонды, которые стали возникать в годы мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) для оказания финансовой помощи предпринимательским объединениям, когда они при резком падении темпов производства испытывали потребность в дополнительном капитале. Одним из первых государств, которое прибегло к такому методу, были США, создавшие фонд реконструктивной финансовой корпорации. После второй мировой войны подобные фонды образуются во всех промышленно развитых странах: в США - фонд перестройки и развития экономики, а каждый штат имеет фонд агентства экономического развития; во Франции - фонд модернизации, фонд экономического и социального развития, фонд промышленной адаптации и конъюнктурный фонд; в Швеции - резервный инвестиционный фонд; в Японии - инвестиционный бюджет, или программа государственных инвестиций и займов, специальные счета (автономные бюджеты центрального правительства и местных властей), внебюджетные счета или балансы общественных корпораций. Главная их цель-поддержать и укрепить экономические позиции частного бизнеса за счет нововведений.

В США, например, при относительно низком уровне налогов на прибыль получили значительное распространение фонды реконструкции и развития. Наряду с банками финансово-кредитными учреждениями являются фонды, занимающиеся инвестиционными и венчурными проектами нововведений. Создаются они частными лицами, компаниями, корпорациями, крупными ТНК за счет отчисления от прибыли и амортизационных отчислений [11] .

Так во Франции действует фонд экономического и социального развития. В него поступают главным образом займы, размещаемые на рынке ссудных капиталов, а также отчисления из бюджета. Фонд финансирует инвестиционные программы нововведений, а также планы регионального развития, размещения производительных сил в стране, переквалификации рабочей силы и перевода промышленных предприятий из индустриальных центров в другие районы. Средства предоставляются в форме безвозвратных ссуд и долгосрочных льготных займов национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в нововведения в соответствии с общегосударственной программный развития. Для предоставления субсидий предприятиям, расположенным в районах, которые переживают экономические трудности, создан фонд промышленной адаптации. На него также возложены задачи, связанные с региональным развитием. Капитальные вложения в промышленные нововведения осуществляются преимущественно через специально образованный конъюнктурный фонд, формируемый за счет конъюнктурного налога. Использование фонда зависит от экономического положения в стране: при спаде производства из него направляются средства в промышленность, жилищное строительство, социальную сферу, при росте производства он пополняется.

Инновационные внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 17 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества инновационных расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

В структуре источников финансирования внутренних затрат на научные исследования и разработки на 1.01.96 г. средства внебюджетных фондов (фонда стабилизации экономики, фонда регионального развития, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР, Российского фонда технологического развития, фонда конверсии и др.) по России составили 6,71%, по системе АН РФ - 2,3%, по вузам - 8,95%, значительно уступая средствам бюджета, организаций предпринимательского сектора, но превосходя средства частных бесприбыльных организаций, вузов [10] .

В период 1995-1998 гг. в структуре внутренних затрат на исследования и разработки средства внебюджетных фондов как источники финансирования занимают стабильную долю в 6%, которая снижалась в период 1995 по 1997гг. с 6,7% до 6,0% и начала немного расти в период 1997-1998 гг. с 6,0% до 6,3% [12]. В дальнейшем ожидается еще более значительное повышение значения внебюджетных фондов в финансировании и стимулировании научных исследований и инноваций как за счет увеличения бюджетов этих фондов, так и за счет увеличения числа данных фондов.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Инновационные фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР).

К доходам инновационных внебюджетных фондов относятся:

- специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

- отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

- средства бюджета;

- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

- займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

В России в целях обеспечения финансирования общеотраслевых, межотраслевых и региональных научно-технических программ, а также мероприятий по освоению новых видов промышленной продукции в настоящее время допускается создание внебюджетных фондов финансирования НИОКР и поддержки инноваций. Такие фонды могут создаваться в министерствах, в крупных городах и регионах, а также в рамках концернов, холдингов, ФПГ. При этом создание специализированных некоммерческих государственных фондов - дело относительно новое и сейчас еще рано говорить об их реальной отдаче. Можно лишь надеяться, что их работа окажется полезной в деле скорейшего внедрения в производство новой конкурентоспособной продукции.

В Российской Федерации в качестве инновационных фондов действуют Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития, Государственный фонд конверсии, Федеральный фонд производственных инноваций, Федеральный фонд развития электронной техники, внебюджетные фонды НИОКР межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения, которые создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В начале 1994 г. насчитывалось 30 межотраслевых и отраслевых внебюджетных фондов, в том числе 1 межотраслевой - Российский фонд технологического развития. Доходы этих фондов формировались за счет специальных отчислений от себестоимости продукции в размере 1,5%. Самым крупным считался Фонд стабилизации и развития РАО "Газпром", в котором аккумулировались 10 трлн. из 16 трлн. руб., собранных остальными 29 внебюджетными фондами [14]. С 1 сентября 1995 г. Указом Президента РФ прекращены 1,5-процентные отчисления от себестоимости в фонд "Газпрома" [15].

Создание внебюджетных федеральных фондов для содействия завершению рентабельных научных проектов, включая патентование за рубежом и сертификацию мирового уровня, что необходимо для выхода отечественных инновационных фирм на зарубежный рынок, осуществляется для преодоления недостатков существующей системы финансирования инновационных проектов и для ускорения продвижения на рынок наиболее перспективных разработок. Число внебюджетных фондов возросло с 57 в конце 1994 года до 71 в 1996 г., объем аккумулируемых ими средств увеличился с 12 млрд. руб. в 1994 г. до 500 млрд. руб. в 1995 г. [1]

Следует сказать о внебюджетном валютном фонде, создаваемом субъектом РФ и используемом в целях социального, производственного и инновационного развития региона на финансирование нетолько текущих расходов, но и капитальных вложений. Самым значительным по объему аккумулируемых средств является валютный фонд правительства г. Москвы, расходуемый в основном на финансирование строительства особых новых объектов.

Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР созданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации" от 27 апреля 1992 г. №426. При этом Российский фонд фундаментальных исследований был создан как самоуправляемая государственная организация, основная цель которой - поддержка инициативных научных проектов. Данный указ предусматривает бюджетное финансирование этого Фонда в размере 3% ассигнований, предусматриваемых на финансирование науки по бюджету Российской Федерации (правда, пока выделяется 1,2 - 1,5%) [6] .

Значительное влияние на развитие инновационного предпринимательства в России оказывает деятельность Российского фонда фундаментальных исследований. Деятельность данного Фонда создает благоприятные условия для наиболее одаренной части научных исследователей, работающих в фундаментальной науке, тем самым создавая барьер для научной эмиграции из России. Конкурсная система Российского фонда фундаментальных исследований обеспечивает выделение гарантов для наиболее перспективных научных исследований, определяя приоритеты научно-технического развития и ориентиры в инновационной сфере.

Указанный фонд предоставляет средства на безвозвратной основе и ставит своей главной задачей содействие развитию фундаментальных научных исследований и повышение научной квалификации ученых. Для этого фонд организует экспертизу и конкурсный отбор проектов научных исследований, предлагаемых научными учреждениями и отдельными творческими коллективами, осуществляет финансирование отобранных проектов и контроль за использованием выделенных для них средств. Фонд является некоммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли. Средства для поддержки фундаментальных научных исследований выделяются фондом на конкурсной основе независимо от ведомственной принадлежности и правового статуса научной организации, а также возраста, ученого звания, ученой степени или должности, занимаемой специалистом.

Интересен и поучителен в этом плане опыт Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Он был создан для избирательной финансовой поддержки НИОКР академических институтов. Но вскоре проводимые им конкурсы охватили и издательскую деятельность, и техническое оснащение научных организаций, и научные экспедиции. Наработанный в фонде методический инструментарий и образованную аналитическую структуру (численностью около 70 человек) оказалось возможным с эффектом применить во многих сферах деятельности научных организаций.

Отправными моментами проведения конкурсного отбора проектов НИОКР и их финансирования в РФФИ сегодня являются:

- выделение финансовых средств строго на конкурсной основе;

- многоэтапный характер научно-технической экспертизы (независимые эксперты - экспертные группы или секции - научный совет РФФИ);

- приглашение в качестве экспертов признанных научных авторитетов (в Фонде таких экспертов - около 2 тыс. человек);

- выделение средств на безвозвратной основе, но, как правило, гранты невелики (например, 50 тыс. деноминированных рублей);

- осуществление процесса экспертной оценки результатов в течение всего срока выполнения проекта;

- использование типовых форм для документации (заявок, рецензий, решений и т.д.);

- проведение экспертизы итоговых отчетов по завершенным проектам, результаты которой учитываются при рассмотрении последующих заявок тех же исполнителей.

Средства данного фонда формируются в рублях и в иностранной валюте за счет государственных ассигнований (в 1993 г.- 3%, 1994 г. - 4, а в 1997 г. - до 6 % от сумм, предназначенных в бюджете России на финансирование науки) [7] , добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан (в том числе иностранных юридических и физических лиц), иных источников денежных средств.

Эти средства используются на субсидии (гранты) для финансирования инициативных проектов фундаментальных научных исследований, проводимых научными коллективами и отдельными учеными; дотации научно-исследовательским организациям и высшим учебным заведениям с целью развития их материально-технической базы; выплату стипендий и пособий лицам, обучающимся в аспирантуре и докторантуре, а также проходящим стажировку в научных центрах России и зарубежных стран; издание и приобретение научной литературы, установление и поддержание научных контактов, получение информации из отечественных и зарубежных баз данных.

В конечном счете, значимым инструментом осуществления селективной научной политики, поощрения состязательности в науке и обеспечения множественности источников финансирования стало создание Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), а также введенная Постановлением РФ от 26 января 1995 г. государственная поддержка ведущих научных школ РФ путем предоставления безвозмездных целевых субсидий (грантов) РФФИ. В 1995 г. в рамках РФФИ через инициативные проекты поддерживалось около 54 тыс. ученых России, что в пять раз больше, чем по программе долгосрочных грантов международного научного фонда (МНФ), финансируемого Дж. Соросом, - самой масштабной из всех действовавших зарубежных программ. Правда, средний размер гранта МНФ был несколько выше [2] .

На фоне острой проблемы государственного финансирования науки из-за низкого удельного веса расходов на науку из государственного бюджета по статье "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу", который составил в 1997 году 0,34% ВВП при плане 0,56% ВВП, и секвестра бюджета, в результате которого расходы по статье "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" были сокращены в среднем на 37,5%, бюджет Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) был урезан практически вдвое. Это свидетельствует о доминировании прежних, "советских" приоритетов и подходов к распределению средств, когда главным считалось базовое (административно-ведомственное) финансирование научных организаций. В то же время, например, в США 90% финансирования осуществляется на основе конкурсов. В России в 1997 году из-за сокращения бюджета РФФИ и других аналогичных фондов доля конкурсно распределяемых бюджетных средств составляла 6,75% [8] .

Кризис финансирования в 1996 г. отразился и на деятельности фондов. Например, РФФИ в январе-июне 1996 г. получил лишь 45% средств от запланированных на первое полугодие, поэтому в течение летних месяцев выплаты по грантам были временно прекращены [3].


Таблица

Ассигнования по разделу “Фундаментальные исследования и содействия НТП” федерального бюджета (млрд. руб.)


 

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г. млн. руб.

Всего

700,0

2366,3

4413,6

5699,6

8808,7

6239,4

Росс. фонд фундамент. исследований (РФФИ)

18,0

102,2

196,4

170,9

287,1

318,8

Росс. гум. науч. фонд (РГНФ)

-

5,3

23,7

48,2

84,8

70,0

Фонд содейств. развит. малых форм пред-тий в науч.-тех. сфере

-

10,8

23,4

49,0

90,1

56,0

Конкурс. фонд поддержки ведущ. ученых и науч. школ

-

-

23,7*

7,0

40,2

55,0

*Без учета ассигнований федерального бюджета по разделу “НИОКР в области космической деятельности”.


Анализируя таблицу можно отметить, что РФФИ является самым крупным инновационным фондом, удельный вес которого в бюджетных ассигнованиях увеличился с 2,5% в 1993 г. до 5,1% в 1998 г. Другие фонды увеличились в своем удельном весе самым незначительным образом: РГНФ - с 0,2% в 1994 г. до 1,1% в 1998 г.; Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - с 0,5% в 1994 г. до 0,9% в 1998 г.; Конкурсный фонд поддержки ведущих ученых и научных школ - с 0,5% в 1995 г. до 0,9% в 1998 г. При этом удельный вес этих фондов (без РФФИ) в бюджетных ассигнованиях в 1995 году и в 1998 был одинаковым (в 1995 году на уровне 0,5% и в 1998 году на уровне примерно 1%), а удельный вес РФФИ в бюджетных ассигнованиях был в 3 раза больше в 1995 году и в 1,6 раза больше в 1998 году этих фондов вместе взятых.

Большую роль в поддержке развития инновационного предпринимательства в России играет Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, созданный постановлением правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 (в редакции постановления Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. № 1213). В постановлении говорится, что Фонд создается в целях государственной поддержки развития инновационной деятельности в научно-технической сфере. При этом Фонд не только рассматривает инновационные проекты, но и выделяет гаранты на развитие инфраструктуры инновационной деятельности: патентование, учебные программы, сертификацию, конференции, публикации.

Только за первый год своего существования фондом было профинансировано 129 инновационных проектов на общую сумму 17,8 млрд руб., в том числе 44 проекта из регионов России (без учета г. Москвы и Московской области) на 5,5 млрд руб. [16]. В 1994 г. в него было перечислено 0,5% общей суммы государственных расходов на науку, а в 1995 г. его бюджет возрос вдвое [3]. В соответствии с постановлением Правительства РФ "О финансировании Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (12.12.95 № 1213) во изменение п. 3 постановления Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 названному фонду будут направляться ежегодно, начиная с 1996 года, средства в размере 1 % ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки. Специфика Фонда состоит в использовании им таких форм поддержки проектов, как долевое финансирование, консультирование и информационные услуги по патентованию, лицензированию и другим видам правовой защиты интеллектуальной собственности, маркетинг, выдача гарантий для получения кредитов в коммерческих банках и т.д. Выделение средств Фондом осуществляется на безвозвратной и возвратной основе с индексацией величины под процент, равный половине ставки рефинансирования ЦБР, действующей на момент заключения договора. Деятельность Фонда особенно важна для поддержки конверсионных исследований, поскольку многие малые инновационные предприятия вышли из оборонного сектора науки.

В утвержденном Правительством РФ Положении о Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере установлено, что Фонд образован для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм, инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также для поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями. В соответствии с положением основными задачами Фонда являются:

- содействие проведению государственной политики формирования рыночных отношений в научно-технической сфере путем поддержки создания и развития инфраструктуры предпринимательства, поощрения конкуренции через привлечение финансовых средств и их целевое и эффективное использование для реализации программ и проектов по созданию наукоемких продуктов;

- участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных, отраслевых, региональных программ и проектов, обеспечивающих демонополизацию процесса создания и освоения новых технологий, насыщение рынка произведенными на их основе конкурентоспособными товарами;

- содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования имеющегося в Российской Федерации научно-технического потенциала;

- поддержка освоения и внедрения новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий;

- привлечение на конкурентной основе субъектов малого предпринимательства, отечественных и иностранных инвесторов к реализации государственных научно-технических программ и заказов.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что, несмотря на проблемы госбюджетного финансирования, к настоящему времени начала формироваться взаимосвязанная структура внебюджетного финансирования и стимулирования научных исследований и инноваций в виде соответствующих фондов. Она способствует сохранению и выживанию науки, активизации инновационных процессов. Действует целый ряд совместных инициатив среди новых форм поддержки науки (РФФИ - Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере (МП НТС), ГНЦ - Федеральный фонд производственных инноваций, РФФИ - зарубежные организации и фонды). Вместе с тем большинство новых внебюджетных форм финансирования науки и инноваций по-прежнему базируется на государственных средствах и поэтому всецело зависит от складывающейся экономической и политической ситуации, приоритетов расходования средств государственного бюджета.

В тоже время все большее значение в поддержке инновационной сферы имеют средства и гранты от зарубежных и российских благотворительных фондов. Если несколько лет назад это были преимущественно зарубежные фонды, то сейчас все большую роль играют российские (например, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) или совместные (например, Международный научно-технический центр, оказывающий финансовую поддержку конверсионным предприятиям и финансировавший в середине 1995 г. 180 проектов в научно-технической сфере на общую сумму в 75 млн. долл.). В регионах же формируются венчурные фонды (при поддержке Европейского банка реконструкции и развития).В конечном счете, предпринимаемые попытки стимулирования инновационной деятельности в стране фрагментарны и нескоординированы. Пока наиболее эффективны такие организационно-экономические механизмы, как фонды, действующие на основе возвратного финансирования: Фонд содействия МП НТС, Российский фонд технологического развития, а также региональный фонд научно-технического развития Санкт-Петербурга. Так, в фонде содействия МП НТС возврат средств составляет около 70%, что является очень хорошим показателем. К сожалению, масштабы названных фондов очень невелики [9] .


Библиографический список

1. Вестник РФФИ,1996, №6, С. 34.

2. Дежина И. Финансирование российской науки: новые формы и механизмы // Вопросы экономики, 1996, №10, С.21.

3. Там же, С.81.

4. Там же, С.82.

5. Инновационный менеджмент: Справ. пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЦИСН, 1998, С. 173.

6. Там же , С. 217

7. Там же, С. 389

8. Научная сфера/ Институт эк. проблем переходного периода о социально-экономическом развитии России в 1997 г.// Общество и экономика, №11-12,1997,С.101.

9. Там же, С.108.

10. См.: Научно-образовательный потенциал высшей школы России в 1996 году. (Аналитические материалы) / Под ред. А.Н. Тихонова. М.: Академия менеджмента инноваций, 1997, С.12-13

11. Нехамкин А.Н. Финансирование НТП: формирование системы инвестиционных фондов // Финансы, №6, 1997, С. 19-20.

12. См.: Россия в цифрах: Краткий стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999, С.292.

13. Там же, С.289-290.

14. Российская газета, 13.09.1995 г., С.2.

15. Российская газета, 7.09.1995 г., С.4.

16. Финансовые известия, 1995, №87, С.1.







Интересное:


Сущность инвестиционного механизма и место паевых инвестиционных фондов в его структуре
Роль международных организаций в регулировании движения капитала
Эволюция взглядов на экономическую роль государства в процессе воспроизводства
О трансфертном ценообразовании
Виды рисков на хозяйственных предприятиях и управление рисками как условие предотвращения кризиса
Вернуться к списку публикаций