2011-10-30 13:37:52
ГлавнаяЭкономика и финансы — Валютное регулирование и валютный контроль как инструменты борьбы с бегством капитала



Валютное регулирование и валютный контроль как инструменты борьбы с бегством капитала


Меры государственного регулирования и контроля играют вспомогательную роль по отношению к мерам в области макроэкономической стабилизации. Но учитывая сегодняшнюю ситуацию в России, когда инвестиционный климат остается достаточно неблагоприятным, меры в области государственного (административного) регулирования и контроля международного движения капитала сохраняют свою актуальность. Известный японский финансист Косукэ Накахира считает, что в определенные моменты исторического развития меры по административному ограничению вывоза капитала крайне необходимы: «...для того, чтобы преодолеть бегство капитала, возможно, потребуются и меры прямого воздействия. Если говорить, например, о Японии в период быстрых темпов роста, очень жесткие ограничительные меры были приняты относительно порядка трансграничных капитальных операций. Утечка капитала длительное время жестко пресекалась административными способами. Лишь к концу шестидесятых гг. эти ограничения были постепенно смягчены. Возможно, и; России следует принять некие ограничительные меры...». Под регулированием движения капитала понимается введение (и соответственно отмена) разного рода ограничений и запретов на ввоз и вывоз капитала. Такое регулирование осуществляется обычно в форме валютного регулирования, в некоторых случаях дополняемого регулированием внешней торговли (последнее обычно используется для борьбы с нелегальным вывозом капитала). Валютный и внешнеторговый контроль - комплекс практических мероприятий государства по реализации соответственно валютных и внешнеторговых ограничений и запретов.

Регулирование и контроль внешней торговли в качестве инструментов борьбы с бегством капитала нацелены на решение таких задач, как пресечение контрабандной торговли, ограничение при необходимости масштабов вывоза определенных видов товаров, проверка документов и самих товаров на предмет их взаимного соответствия, а также их соответствия российскому законодательству. Резкая либерализация внешнеэкономической деятельности в 1991 г. привела ко многим негативным последствиям для российской экономики. Поэтому уже в 1992-1993 гг. в стране создана, а впоследствии ужесточена система лицензирования вывоза стратегического сырья. В 1993- 1994 гг. введено требование оформления «паспорта сделки» с подробным описанием экспортной операции; позже появились и «экспортные сертификаты». Под давлением МВФ Россия в середине 90-х гг. отказалась от ряда ограничений в области внешней торговли (отменила экспортные квоты на большинство товаров) как противоречащих положениям статьи VIII Устава МВФ. Но экспортный и вообще внешнеторговый контроль был сохранен и даже усилен. Внешнеторговый контроль сегодня тесно переплетается с валютным, и они вместе составляют единую систему государственного контроля за международным движением капитала.

Валютные ограничения - законодательные и административные запрещения, ограничения и регламентации операций резидентов и нерезидентов с валютой и валютными ценностями. Валютные ограничения закрепляются валютным законодательством, которое служит основой для правительственных постановлений и ведомственных директив по конкретным вопросам.

Валютные ограничения - важный элемент валютной политики, и их использование, как известно, преследует следующие основные цели:

1. выравнивание и оптимизация структуры платежного баланса;

2. поддержание валютного курса;

3. концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.

Использование валютных ограничений в целях борьбы с бегством капитала предполагает проведение мероприятий, направленных на выравнивание и оптимизацию структуры платежного баланса.

Различаются две основные сферы валютных ограничений:

1. текущие операции (операции по внешней торговле товарами и услугами);

2. финансовые, или капитальные, операции (движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и других платежей неторгового характера).

Для регулирования международного движения капиталов из страны и в страну при обычных условиях используются валютные ограничения, относящиеся ко второй сфере. В случае возникновения нелегальных миграций капитала государство вводит валютные ограничения (и валютный контроль) по текущим операциям (первая сфера). Виды капитальных операций, в отношении которых могут применяться меры валютного регулирования, приведены в Таблице № 1. На протяжении нескольких десятилетий страны под влиянием МВФ проводили валютную либерализацию по текущим операциям, и сегодня этот процесс во всем мире близок к своему завершению. Что касается валютной либерализации по капитальным операциям, то она также началась давно - в 60-е годы. В 60- 70-е гг. ведущие промышленно развитые страны - США, Канада, Германия, Швейцария - приняли меры по обеспечению свободного трансграничного движения капиталов. В 1979 г. были сняты ограничения на движение капитала Великобританией. В 1989 г. в рамках ОЭСР приняты нормативные акты, предусматривающие отмену ограничений на капитальные операции в странах - членах этой организации и введение полной конвертируемости своих валют. В конце 80-х - начале 90-х гг. страны - члены ОЭСР приняли необходимые нормативные акты на национальных уровнях. Сегодня процесс валютной либерализации капитальных операций вышел за пределы ОЭСР. Многие развивающиеся страны и страны с переходной экономикой предпринимают последовательные шаги в области снятия ограничений по экспорту и импорту капитала. Россия также начала в 90-е гг. валютную либерализацию, прерванную финансовым кризисом 1998 г. В 2001 г. процесс валютной либерализации по текущим и капитальным операциям в России возобновился.


Таблица №1

Виды капитальных операций, в отношении которых могут приниматься меры валютного регулирования


Вид операций

Приток капитала

Отток капитала

1. Операции с инструментами денежного рынка и ценными бумагами (облигациями, акциями, деривативами).

1.1. Покупка нерезидентами внутри страны.

1.2. Продажа или выпуск нерезидентами за пределами страны.

1.1. Продажа или выпуск внутри страны нерезидентами.

1.2. Покупка резидентами за пределами страны.

2. Операции с коммерческими и финансовыми (небанковскими) кредитами. Гарантии и резервные схемы.

2.1. От нерезидентов резидентам.

2.1. От резидентов резидентам.

3. Операции коммерческих банков.

3.1. Депозиты нерезидентов. 3.2. Внешние заимствования.

3.1. Размещение депозитов за пределами страны.

3.2. Предоставление внешних кредитов.

4. Операции

институциональных

инвесторов

4.1. См. п. п. 1.1. и 1.2.

4.1. См. п. п. 1.1. и 1.2.

4.2. Лимиты на покупку ценных бумаг, выпущенных нерезидентами (по объему; по доле в портфеле инвестиций).

5. Операции с

прямыми

инвестициями.

5.1 .Прямые внутренние инвестиции.

5.1. Прямые внешние инвестиции. 5. 2. Ликвидация прямых инвестиций.

6. Операции с недвижимостью.

6.1. Покупки нерезидентами внутри страны.

6.1. Покупки резидентами за пределами страны.

7. Операции с капиталом частных лиц (вклады, кредиты, подарки, наследства, депозиты).

7.1. От нерезидентов резидентам.

7.1. От резидентов нерезидентам.

8. Денежные операции мигрантов (капитальные трансферты).

8.1. Переводы в страну иммигрантами.

8.1. Переводы за пределы страны эмигрантами.


Теперь вернемся к валютному контролю. В состав валютного контроля государства входят мероприятия по надзору, регистрации и статистическому учету валютных операций. Основные цели валютного контроля:

• определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

• проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке;

• проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

• проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в национальной валюте России.

Система валютного контроля России состоит из органов и агентов валютного контроля. К органам валютного контроля относятся: Банк России, Правительство Российской Федерации (общие вопросы) и Государственный таможенный комитет Российской Федерации (оперативные вопросы). К агентам относятся российские банки, другие организации, определяемые российским законодательством. Формально к органам; валютного контроля не относится ряд ведомств исполнительной власти. Но в соответствии с постановлениями и распоряжениями Правительства России фактически отдельными вопросами валютного контроля в качестве органов или агентов занимаются: Министерство налоговых сборов Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности, Федеральная пограничная служба и некоторые другие.

Объектами валютного контроля являются непосредственные участники внешнеэкономической деятельности. На начало 1999 г. в России насчитывалось (по данным Федеральной службы по валютному и экспортному контролю) примерно 670 тыс. участников внешнеэкономической деятельности, или 23% общего числа зарегистрированных хозяйствующих субъектов. Подавляющее большинство из них составляют предприятия негосударственных форм собственности. По отдельным направлениям внешнеторгового бизнеса важную роль играют государственные организации (реализация военной техники и космических услуг) и предприятия с участием иностранного капитала (экспорт нефти).

В данной работе не ставится задача всестороннего рассмотрения вопросов валютного контроля. На эту тему имеется достаточно обширная литература. Обратим внимание лишь на некоторые аспекты развития валютного регулирования и контроля с точки зрения противодействия бегству капитала. В 1992 г. был принят Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (9.10.1992, №3615-1), призванный ликвидировать хоть в какой-то мере негативные последствия Указа Президента РСФСР «О либерализации внешнеэкономической деятельности» от 15.11.1991 г. Фактический контроль стал осуществляться только с 1994 г., когда была учреждена Федеральная служба валютного и экспортного контроля. До 1995 г. практически контролировался только товарный экспорт, причем в этой области были достигнуты большие успехи. Если в 1992-1993 гг. невозврат экспортной выручки, по некоторым оценкам, достигал 50-70%, то в 1994 г., по данным МВЭС, он сократился до 12%, а в 1995 г. составил всего 4% . С 1993 г. российские компании свои операции по выводу капитала за рубеж стали осуществлять преимущественно с использованием импортных схем. С некоторым опозданием - в июле 1995 г. Банком России совместно с ГТК России разработана инструкция по валютно-таможенному контролю за импортными операциями. В 1997 г. и первой половине 1998 г. происходила быстрая либерализация валютного регулирования, что облегчило юридическим и физическим лицам осуществлять вывод капитала за рубеж - иногда легально, иногда полулегально. Так, Банк России в соответствии с приказом №02-08 от 30. 01. 1997 г. ввел в действие «Порядок осуществления перевода иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия валютных счетов». Согласно этому документу иностранные граждане, т.е. нерезиденты, могут без всяких ограничений по суммам переводить наличную валюту из России в любую страну мира (включая страны СНГ), представив в уполномоченный банк либо справку о покупке валюты за рубли, либо таможенную декларацию, если валюта ввезена в Россию.. 27. 08. 1997 г. появился новый документ Банка России - «Порядок осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов», еще больше либерализовавший операции по ввозу и вывозу капитала: физическими лицами. К середине 1998 г. нерезиденты получили права репатриировать доходы от инвестиций в российские ценные бумаги. После августовского кризиса 1998 г. валютные ограничения, связанные с регулированием движения капитала, были восстановлены и даже ужесточены. За период с августа 1998 г. до начала 2001 г. Банком России было введено в действие около 200 документов по валютному регулированию и контролю. Большинство из них так или иначе связано с противодействием бегству капитала - преимущественно по каналам текущих операций.

Основное внимание при валютном контроле за текущими операциями Банк России уделяет выявлению подозрительных сделок. Нормативными документами Банка России определяются признаки подозрительности сделок (с точки зрения нелегального вывоза капитала); вот лишь некоторые из них:

1. В сделке участвуют российские фирмы с возрастом менее трех месяцев.

2. Получатель экспортных товаров и плательщик по экспортному контракту - различные иностранные фирмы.

3. В контракте на поставку товара по импорту не предусмотрены меры по защите интересов импортера: отсутствует гарантия по авансовому платежу, не установлены штрафные санкции за нарушение условий контракта поставщиком и т.п. Наоборот, в контракте на экспортную поставку товара предусмотрены беспрецедентные для мировой практики санкции за ненадлежащее выполнение контракта (по срокам и качеству), реализуемые методом безакцептного снятия средств со - счета экспортера.

4. Авансовый платеж по импортному контракту составляет более 30%.

5. Иностранный партнер дает заем (коммерческий кредит, т.е. отсрочку платежа по контракту) под очень высокий процент.

6. В сделке участвует фирма, зарегистрированная в оффшорной зоне.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


К вопросу об общих условиях и пределах осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями
Определения и варианты расчетов величины бегства капитала из России
Оборотные средства и всеобщая неплатежеспособность
Доходы как универсальная форма регулирования отношений собственности
Агросервисное обслуживание сельхозтоваропроизводителей
Вернуться к списку публикаций