2011-10-30 13:31:07
ГлавнаяЭкономика и финансы — Роль международных организаций в регулировании движения капитала



Роль международных организаций в регулировании движения капитала


Неотъемлемой частью решения проблемы бегства капитала является борьба с «отмыванием» денег. С этой целью в России был создан Комитет по финансовому мониторингу (КФМ), являющийся подразделением финансовой разведки и составной частью международной системы по борьбе с отмыванием денег. Соответственно, КФМ участвует в деятельности следующих международных организаций:

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)

Проблема «отмывания» преступных доходов на международном уровне приобрела особую актуальность в течение последнего десятилетия.

Чувствуя угрозу своим национальным интересам и осознавая сложность выявления «отмытых» в международной финансовой системе денег, развитые государства пришли к выводу о необходимости выработки коллективных мер борьбы с этим злом. Следствием этого стало образование Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - ФАТФ (Financial Action Task Force), которая была учреждена «семеркой» ведущих индустриальных держав (США, Японией, Германией, Великобританией, Францией, Италией, Канадой) и Европейской комиссией во время Парижской встречи на высшем уровне в июле 1989 г. по инициативе Президента Франции. В настоящее время членами ФАТФ являются 31 страна и 2 международные организации. Россия была принята в постоянные члены ФАТФ на пленарном заседании ФАТФ в июне 2003 г. Стратегия ФАТФ состоит из следующих основных компонентов:

- разработка международных стандартов в борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма,

- развитие надежных и эффективных региональных органов, организованных по тем же принципам, что и ФАТФ, и

- расширение сотрудничества с соответствующими международными организациями.

Штаб-квартира ФАТФ размещается в здании ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) в Париже. ФАТФ поддерживает контакты с ООН, Советом Европы, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международным валютным фондом, Интерполом, Советом по таможенному сотрудничеству и другими международными организациями.

В задачи ФАТФ входит:

1. Выработка рекомендаций в области борьбы с «отмыванием» денег.

Так, в феврале 1990 г. ФАТФ были разработаны и предложены на рассмотрение всех заинтересованных стран, в том числе с неразвитой финансовой системой, 40 Рекомендаций по борьбе с отмыванием денег, которые являются конкретными предложениями по совершенствованию государствами-участниками своих законодательных систем и финансовых структур, направленными на повышение эффективности совместной борьбы государств с этим злом, а также на укрепление международного сотрудничества в этой области. В июне 1996 г. эти Рекомендации были пересмотрены с целью их адаптации к меняющимся мировым тенденциям в области «отмывания» денег, а также к динамике технологического прогресса в сфере финансовых услуг. Реагируя на серьезное изменение ситуации в мире после событий 11 сентября, ФАТФ на своем внеочередном пленарном заседании в Вашингтоне 29-3 0 октября 2001 г. приняла решение о расширении сферы своей деятельности в области предотвращения финансирования терроризма, а также о проведении в мировом масштабе мониторинга предпринимаемых действия в этом направлении. Были одобрены новые международные стандарты - 8 Специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма, и утвержден соответствующий План действий. В настоящее время с учетом обобщенного международного опыта в данной сфере ФАТФ в июне 2003 г. приняла новую редакцию 40 Рекомендаций.

2. Проведение взаимных оценок в странах-участницах на предмет соответствия национальных законодательств и действующей практики в области борьбы с «отмыванием» денег рекомендациям ФАТФ.

3. Изучение ситуации в странах, которые активно используются международной организованной преступностью для «отмывания» преступных доходов. Дальнейшие взаимоотношения с такими государствами руководство ФАТФ планирует строить на основе «регионального подхода», т.е. контакты с отдельными странами и группами стран будут постепенно переводиться на сотрудничество с организациями, создаваемыми по региональному признаку. ФАТФ способствовала формированию ряда родственных организаций - таких как Специальная группа финансового действия стран Карибского бассейна, Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег, Африканская группа по борьбе с отмыванием денег.

4. Организация и проведение на регулярной основе в различных странах мира конференций, симпозиумов и семинаров по финансовым, юридическим и законодательным проблемам. Деятельность ФАТФ проявилась и в содействии созданию в различных странах мира подразделений финансовой разведки (ПФР), предназначенных для выявления случаев злоумышленного использования в преступных целях их финансовой системы и обеспечения соблюдения законодательства в области борьбы с финансовыми правонарушениями. Важно отметить, что ФАТФ проводит исследования по выполнению своих рекомендаций. Составляемые по итогам этих мероприятий отчеты и доклады руководство организации направляет странам-участницам для передачи своим компетентным органам. В июне 2000 г. ФАТФ впервые опубликовала «черный список» стран, не сотрудничающих в деле борьбы с отмыванием капиталов. Наряду с Российской Федерацией в список таких стран вошли Багамские острова, Каймановы острова, острова Кука, Доминика, Израиль, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру, Ниуэ, Панама, Филиппины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины. По состоянию на июль с.г. в «черный список» ФАТФ входят 9 стран. В настоящее время оценки проводятся по методике, согласованной ФАТФ с МВФ и МБРР, при этом по согласованию с международными финансовыми организациями указанный список «заморожен» и новые государства в него временно не включаются. В случае отсутствия прогресса в решении вопросов, связанных с выполнением необходимых требований ФАТФ по внесению соответствующих изменений в законодательство и пересмотра политики в отношении борьбы с отмыванием капиталов, ФАТФ ставит вопрос о принятии экономических санкций в отношении указанных стран. Подобные санкции были введены в отношении Науру (2001 г.) и Украины (2002 г.). В феврале 2003 г. в пленарном заседании ФАТФ было принято решение о снятии санкций, введенных против Украины. В соответствии с целями, обозначенными в программных документах, ФАТФ проводит линию на расширение рядов своих членов путем присоединения некоторых стратегически важных стран, которые могут сыграть важную роль в своих регионах в ходе борьбы с отмыванием денег. Ниже приведены критерии приема кандидатов в члены ФАТФ:

- наличие политической воли для выполнения Рекомендаций 1996 г. в течение обоснованного срока (три года) и проведение ежегодных самопроверок и прохождения двух раундов проверок, осуществляемых членами организации по отношению друг к другу;

- полноправное членство и активное участие в работе соответствующего регионального органа типа ФАТФ (если он существует), готовность к сотрудничеству с ФАТФ и готовность, при необходимости, принять на себя руководство работой по созданию такого органа;

- стратегическая важность данной юрисдикции;

- признание уголовными преступления, связанные с отмыванием доходов, полученных торговлей наркотиками, а также совершением других серьезных преступлений;

- введение обязательного требования, предусматривающего идентификацию финансовыми учреждениями своих клиентов и представление отчетности о необычных или подозрительных сделках.

Группа «Эгмонт»

Для эффективной борьбы с отмыванием денег во многих странах были созданы специализированные государственные структуры, занимающиеся проблемой отмывания денег. Они получили название «подразделения финансовой разведки» (ПФР).

Создание подразделений финансовой разведки вначале рассматривалось как изолированное явление. С 1995 года ПФР стали работать вместе в неформальной организацией, известной как Группа «Эгмонт» (названной так по месту первой встречи во дворце Эгмонт-Аренберг в Брюсселе). Целью этой группы стало создание форума ПФР, который будет оказывать поддержку национальным программам по борьбе с отмыванием денег, в том числе по расширению обмена финансовой информацией, повышению квалификации персонала, содействию развитию каналов связи с использованием новых технологий. На первой учредительной конференции в Брюсселе были созданы рабочие группы для изучения вопросов развития практического сотрудничества между ПФР Группы «Эгмонт», особенно в области обмена информацией и опытом. На четвертом заседании Группы «Эгмонт» в ноябре 1996 г. в Риме было сформулировано определение «подразделение финансовой разведки» (ПФР), регламентирующее минимальные требования к таким подразделениям. Согласно этому определению, подразделение финансовой разведки является «центральной государственной структурой, ответственной за получение (и, в рамках закона, за требование), анализ и передачу компетентным органам следующей финансовой информации: касающейся доходов, подозреваемых в криминальном происхождении; требуемой в соответствии с национальным законодательством для осуществления борьбы с отмыванием денег. Одной из причин выработки определения ПФР было стремление разграничить эти подразделения от других компонентов программ борьбы с отмыванием денег. Это определение стало стандартом для оценки вновь создаваемых подразделений. В июне 1997г. в Мадриде принято Заявление о Целях, определившее текущие задачи в рамках национальных и международных усилий по борьбе с отмыванием денег. КФМ России был принят в Группу «Эгмонт» в июне 2002 на девятом пленарном заседании этой Группы, подтвердив свое соответствие требованиям, предъявляемым к ПФР Группой «Эгмонт», и принимает активное участие в заседаниях рабочих подгрупп, являясь членом Рабочей подгруппы по правовым вопросам и подгруппы по поиску новых членов. Делегация КФМ России приняла участие в очередном пленарном заседании Группы «Эгмонт» (проходившем 21-25 июля 2003 г. в г. Сиднее, Австралия). В частности, на данном заседании:

- принято 15 новых членов, включая Сербию, спонсором которой выступал КФМ России;

- подтверждено, что КФМ России осуществляет содействие странам СНГ в разработке мер по противодействию отмыванию преступных доходов. В следующем году реальными кандидатами на принятие в Группу «Эгмонт» могут стать Украина и Молдова;

- было заявлено, что Группа «Эгмонт» приближается к формализации своей структуры. По количеству участников это вторая организация после ООН (объединяет 84 страны, имеет представительства на всех континентах);

- утверждены процедуры признания государственных органов в качестве подразделений финансовой разведки, отвечающих требованиям и критериям Группы «Эгмонт»;

- утверждены процедуры воздействия на несотрудничающие подразделения финансовой разведки, являющиеся членами Группы «Эгмонт»;

- изменена редакция «Заявления о целях» Группы «Эгмонт», в которых впервые прозвучало признание того, что финансовые разведки могут содействовать наряду с противодействием отмыванию преступных доходов противодействию финансированию терроризма.

Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов (МАНИВЭЛ)

Российская Федерация является членом МАНИВЭЛ, причем ранее Комитет имел название Комитет PC-R-EV. (далее - Комитет). Данный Комитет действует по мандату Совета Европы и одновременно является региональной организацией по типу Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и отчитывается также перед ФАТФ по итогам работы. В данный Комитет входят страны Совета Европы, не являющиеся членами ФАТФ. Страны Совета Европы, бывшие членами Комитета, но впоследствии ставшие членами ФАТФ, также имеют право остаться членами Комитета. В соответствии с Положением о Комитете каждая страна представлена в нем тремя экспертами. Одной из основных форм работы Комитета является проведение взаимных оценок стран- участниц, аналогично оценкам в рамках ФАТФ. В 2003 г. закончен второй раунд оценки. Первый раунд Российская Федерация прошла в июне 2000 г., и в 2002г. направила отчет о прогрессе, достигнутом после первого раунда (являющийся обязательным в процессе взаимных оценок).

Используя созданную международную инфраструктуру, Россия получает возможность более активно бороться с нелегальным бегством капитала, прежде всего с его явно криминальной частью. Отдельно необходимо подчеркнуть роль РФ в создании соответствующих структур в приграничных с Россией странах, государств СНГ, прежде всего. Как заявил председатель КФМ В. Зубков - «в 2002 году было возбуждено несколько десятков дел об отмывании доходов, полученных преступным путем, Дел по материалам комитета в правоохранительные органы передано много, несколько десятков. Это - сложные схемы, большие деньги», - сказал он. По его словам, примерно половина этих дел возбуждена в отношении российских граждан, а половина - в отношении граждан других государств, граничащих с Россией.

Вместе с тем, отметил В.Зубков, процесс расследований этих дел является не простым и достаточно длительным. «Расследование правоохранительных органов зачастую уходит в другие регионы, оффшоры, другие страны, цепочки рвутся, их надо восстанавливать, то есть процесс может длиться не один и не два месяца, а годы», - подчеркнул глава КФМ. С другой стороны, по его словам, правоохранительные органы в некотором смысле также проходят процесс становления в расследовании дел, связанных с отмыванием «грязных» денег.

Несмотря на активное участие России в ФАТФ, ощутимых результатов борьбы с «грязными» деньгами государство не испытывает. Количество уголовных дел доведенных до суда, если не равно, то стремиться к нулю. На наш взгляд, довольно интересной является позиция главы российского отделения Интерпола Павла Гордиенко, заявившего, что «Борьба с отмывкой на Западе - блеф, американские финансовые магнаты сами создавали оффшорные зоны», хотя, в контексте произошедших позднее терактов в США, эта позиция может быть пересмотрена.

Не останавливаясь подробно на хорошо известной деятельности этих финансовых институтов, необходимо отметить, что, несмотря на их. пристальное внимание к проблемам бегства капитала из стран с разным уровнем экономического развития, их деятельность не увенчалась успехом.


Замятин Дмитрий Владимирович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


О значении аккредитива в инвестиционном процессе
Актуальные проблемы бизнес-планирования
Роль международных организаций в регулировании движения капитала
Земля как средство производства
Формирование государственной экономической политики по ограничению и контролю над бегством капитала из России
Вернуться к списку публикаций