2011-10-30 13:31:07
ГлавнаяЭкономика и финансы — Роль международных организаций в регулировании движения капитала



Роль международных организаций в регулировании движения капитала


В современной: мировой экономике существует большое количество международных экономических организаций. Их появление вызвано усложнением характера вопросов, подлежащих решению в повседневной международной хозяйственной жизни и обусловливается необходимостью их оперативного решения при помощи институционального, постоянно действующего механизма. В современных условиях эти организации можно классифицировать на Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира. Это прежде всего система Организации Объединенных Наций, включающая Организацию Объединенных Наций (главные органы: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат) и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными международными, экономическими организациями. Среди них можно выделить Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его дочерние организации - Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию развития (МАР), а также Всемирную торговую организацию (ВТО) и Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Примером организаций первого типа служит Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Данные организации также могут создаваться на основе критериев экономического развития входящих в них государств. Типичным примером здесь является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая промышленно развитые страны различных регионов мира (второй тип организаций); Международные экономические организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка. В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций (соглашений), объединяющих широкий или узкий круг стран. Поэтому в международные экономические организации часто включают Организацию стран - экспортеров нефти (ОПЕК, 1960 г.), Международное соглашение по олову (1956 г.), Международные соглашения по какао (периодически заключаемые с начала 70-х гг.). Международные соглашения по кофе (заключаемые с начала 60-х гг.), Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974 г.).

Между понятиями «международные организации» и «соглашения» (здесь не имеются в виду двусторонние соглашения) не всегда существует четкое различие. Некоторые фактически международные организации формально являются соглашениями, и наоборот: на базе международного соглашения создается секретариат, выполняющий на постоянной основе организационные функции, регулярно созывающий представителей стран-членов, собирающий и обобщающий статистическую и другую информацию, периодически выпускающий печатные издания; Международные экономические организации представленные полуформальными объединениями типа «семерки» (США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания и Италия). От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций (с 1975 г.) они наряду с другими вопросами рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций. Как известно, Россия приняла участие в 24-м саммите (Бирмингем, май 1998 г.) как член «большой восьмерки». К этому виду организаций также следует отнести Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне), а также различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые или специализированные экономические и научно-технические организации.

На наш взгляд, целесообразно рассмотреть, прежде всего, некоторые международные валютно-финансовые и кредитные организации, которые наиболее тесно связаны с процессами международного движения капитала и, соответственно, с его бегством.

Деятельность вышеуказанных организаций позволяет внести необходимое регулирующее начало и определенную стабильность в функционирование валютно-расчетных отношений. Они призваны служить форумом для налаживания валютно-расчетных отношений между странами, причем , эта их функция неизменно усиливается, кроме того, возрастает значение международных валютно-финансовых и кредитных организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хозяйства.

Рассмотрим основные международные валютно-финансовые и кредитные организации.

Международный валютный фонд (МВФ) - одна из ведущих международных финансово-кредитных организаций. Фонд учрежден в 1944 г., реально он начал функционировать в 1946 г.

Эта организация оказывает воздействие на экономические процессы в России через реализацию программ финансовой стабилизации и корректировок платежного баланса. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны- члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции.

Кредиты МВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного капитала. Это объясняется тем, что, получая кредит, страна обязуется проводить экономическую политику, в результате которой она накопит валютные резервы и, следовательно, сможет погашать долги частным кредиторам.

Как и для любой другой организации, критериями оценки политики МВФ является ее последствия, которые можно проследить на примере России, в особенности периода кризиса 1998 года.

Августовский дефолт 1998 г., серьезно ударивший по экономике России и приведший к резкому снижению доходов населения, не явился случайным. Он стал логическим и закономерным результатом проводимой до этого социально-экономической политики, основанной на осуществлении принципов Вашингтонского консенсуса.

Первым шагом на пути реализации принципов Вашингтонского консенсуса стало лишение страны собственных источников инвестиций в результате роста цен в 1992 г. в 26 раз. В итоге от каждого хранящегося в Сбербанке рубля осталось менее 4 копеек, а через год - уже менее одной копейки. На этой основе был сформулирован тезис об отсутствии в стране своих инвестиций и началось, как принято сейчас говорить, асфальтирование дороги для массового и плохо контролируемого притока долларов, потери доверия к рублю и долларизации экономики.

Вторым шагом стало наращивание системы неплатежей и бартера путем резкого и противоречащего мировым стандартам изъятия денег из обращения. Начался стремительный рост неплатежей как в абсолютной сумме, так и по отношению к объему ВВП.

И это также было сделано по прямому указанию МВФ, хотя Камдесю, выступая в июне 1999 г. на Санкт-Петербургском экономическом форуме и говорил о том, что «нигде в мире мы не найдем хорошо функционирующую экономику, которая существует на основе бартера и неденежных отношений».

Как только в стране начиналось оздоровление экономической ситуации, так немедленно следовали указания от МВФ о снижении объема денежной массы. Так было, в частности, в начале 1997 г., когда начался подъем производства на основе практического осуществления мер, предложенных российскими экономистами, в том числе из академических институтов. С 1 января по 1 сентября 1997 г. объем наличных денег (агрегат МО) в стране возрос с 103,8 до 141,6 млрд. деноминированных рублей при самых низких за все предыдущие годы темпах инфляции.

Однако после этого началось искусственное изъятие денег из обращения. На 1 января 1998 г. их масса составила 130,5 млрд. руб., на 1 апреля 119,1 и даже на 1 сентября 1998 г. была ниже, чем год назад (133,4 млрд. руб.).

В сентябре 1997 года: в Россию приехала делегация во главе с руководителем второго европейского отдела МВФ Маркесом-Руарте, которая выразила обеспокоенность неудовлетворительным состоянием в сфере собираемости налогов, а также ростом денежной массы, находящейся в обращении, и безналичных средств на счетах физических и юридических лиц. Российские органы власти и ЦБ приняли указание к исполнению, в результате чего объем производства ВВП и промышленной продукции по итогам года не вырос, а снизился.

Следующим шагом стало открытие российского финансового рынка для нерезидентов. С 1 января 1998 г. они были допущены на российский рынок и смогли уже напрямую, то есть без посредников включиться в весьма выгодные игры с ГКО-ОФЗ. То, на что многим странам потребовалось до двадцати лет для принятия подобных решений и достижения устойчивых макроэкономических показателей, Россия сделала поспешно и в крайне сложной для нее ситуации.

Уже с весны ведущие российские специалисты начали писать о грозящей стране катастрофе. Серьезные предупреждения правительству и ЦБ за проводимую ими денежно-кредитную политику прозвучали во время Санкт-Петербургского экономического форума (июнь 1998 г.). Однако они были отвергнуты ссылками на проведение так называемой жесткой финансовой политики.

А затем наступил август, со всеми его последствиями. Была приостановлена деятельность банковского сектора. Продолжалось падение мировых цен на энергоресурсы. Россия утратила, если пользоваться Маастрихскими соглашениями, способность к разработке независимой экономической политики. Совокупный объем ее внутреннего и внешнего долга в 1,2 раза превысил объем производимого ВВП, что вдвое выше норматива (60% от ВВП), устанавливаемый указанным соглашением. Недоверие к рублю, подорванное изъятием денежных сбережений, скандальным крахом МММ и Властелины, дополнилось дефолтом.

Именно утрата доверия к рублю лежит в основе такой специфической для России форме бегства капитала без пересечения границ страны, как его хранение «под матрасом». Кроме этого значительная часть валюты обслуживает теневой оборот, особенно при покупке недвижимости, автомобилей и т.д.

Начавшийся в 1999 г. рост российской экономики стал полной неожиданностью для МВФ, а также большинства руководящих органов страны (Министерство экономики, Министерство финансов, Госкомстат).

В январе-октябре объем промышленного производства вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7,5%, со второго квартала начался рост ВВП, сократились долги по зарплате, начали выплачивать пенсии. Получают все более широкую поддержку идеи пост- Вашингтонского консенсуса, который активно пропагандирует старший вице-президент и главный экономист Мирового банка Стиглиц. Его предложения во многом совпадают с оценками и выводами авторитетных российских ученых.

Политика финансовой стабилизации, проводимой МВФ в России как и в других странах, потерпела крах. Ни одна из поставленных им целей не была достигнута, что и привело, к отставке Камдесю по собственному желанию в феврале 2000 г.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Развитие форм финансового плана предприятия
Агросервисное обслуживание сельхозтоваропроизводителей
Аспекты функционирования и перспективы развития фондового рынка США
Жилищный вопрос в российской экономике переходного периода
Влияние процессов региональной интеграции на прямое иностранное и взаимное инвестирование
Вернуться к списку публикаций