2011-10-30 13:16:13
ГлавнаяЭкономика и финансы — Характеристика бегства капитала из России



Характеристика бегства капитала из России


Таблица № 4

Экспорт и импорт капитала РФ в форме прямых инвестиций (млн. долл.)


Годы

Вывоз

Ввоз

Сальдо

1994

-281

690

409

1995

-606

2 066

1 460

1996

-923

2 579

1 656

1997

-3 184

4 865

1 681

1998

-1 270

2 761

1491

1999

-2 208

3 309

1 101

2000

-3 177

2 714

-463

2001

-2 533

2 469

-64

2002

-3 490

3 009

-481

2003

-1 676

2 819

1 143

Итого за 1994-2003 гг.

-19 348

27 281

7 933



Ввоз и вывоз прямых инвестиций за период 1994-2003 гг. (млн. долл.)


График 1. Ввоз и вывоз прямых инвестиций за период 1994-2003 гг. (млн. долл.)


В отличие от прямых инвестиций портфельные инвестиции имели очень неустойчивую динамику (Таблица № 5). Подавляющая часть всего капитала в форме портфельных инвестиций ввезена в Россию в 1997 г., что было связано с покупкой нерезидентами государственных ценных бумаг ГКО-ОФЗ. Какое-то время этот процесс продолжался еще в 1998 г. - до тех пор, пока на рынке государственных ценных бумаг не обозначились признаки финансового дефолта. За несколько месяцев до дефолта начался вывод иностранных инвестиций из России. Процесс принял бы форму лавинообразного бегства «горячих» денег, если бы государство не ввело валютные ограничения. Тем не менее за 1999-2003 гг. чистый отток иностранного капитала, инвестированного в финансовые активы (государственные ценные бумаги), составил -13,1 млрд. долл. По нашим оценкам, это составляет 22% той суммы финансовых активов, которые нерезиденты накопили в России до августовского дефолта.


Таблица № 5

Экспорт и импорт капитала РФ в форме портфельных инвестиций (млн. долл.)


Годы

Вывоз

Ввоз

Сальдо

1994

114

-93

21

1995

-1 705

-738

-2 443

1996

-172

4 583

4411

1997

-156

45 931

45 775

1998

-257

8 876

8619

1999

254

-1 199

-945

2000

-411

-9 923

-10 334

2001

77

-730

-653

2002

-796

3 295

2 499

2003

-1 385

-4 519

-5 904

Итого за 1994-2003 гг.

-4 437

45 483

41 046


5. По категории «прочие инвестиции» на протяжении всего периода (за исключением 1995 г.) наблюдалось отрицательное сальдо движения капитала, причем рекордное значение зафиксировано в 1997 г. (35,8 млрд. долл. из общего отрицательного сальдо в 92 млрд. долл. за период 1994- 2003 гг.) (Таблица № 6). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что по импорту капитала в форме прочих инвестиций в отдельные годы зафиксированы большие минусовые значения. Это объясняется тем, что иностранные инвесторы (кредиторы) изымали свои активы из российской экономики (погашение резидентами задолженности по кредитам, займам и ссудам перед нерезидентами).


Таблица № 6

Экспорт и импорт капитала РФ в форме прочих инвестиций (млн. долл.)


Годы

Вывоз

Ввоз

Сальдо

1994

-19 556

6 968

-12 588

1995

-154

14 021

13 867

1996

-27 663

16 080

-11 583

1997

-20 633

-15 201

-35 834

1998

-14 463

9 029

-5 434

1999

-13 219

-889

-14 108

2000

-17 659

-4 172

-21 831

2001

80

-6 528

-6 448

2002

1 803

-3 874

-2 071

2003

-3 352

7 239

3 887

Итого за 1994-2003 гг.

-114816

22 673

-92 143


6. В общем вывозе капитала из России основное место принадлежит прочим инвестициям: из 138,6 млрд. долл. за период 1994-2003 гг. на прочие инвестиции пришлось более 114,8 млрд. долл., или 83%; на прямые - 14%; на портфельные -3%. Бросается в глаза большая асимметрия структуры вывоза и ввоза капитала по формам инвестиций. На прочие инвестиции в импорте капитала в Россию в период 1994-2003 гг. пришлось 23,8%, на прямые - 28,6%, на портфельные - 47,7%. Структура импорта капитала в Россию более или менее соответствует среднемировым значениям. Структура вывоза капитала из России отличается гораздо большей «нестандартностью» (имеется в виду доминирование прочих инвестиций, т.е. подавляющее преобладание вывоза капитала в ссудной форме).

Обращаем внимание, что приведенные в таблицах цифры международного движения капитала базируются на официальных данных платежного баланса России и дают весьма неполную картину, так как в них не учтены некоторые потоки капитала из страны, подпадающие под категорию «беглого» капитала. Принципиально важно подчеркнуть, что официальные данные по ввозу капитала в Россию намного более полные, точные и структурированные (по странам - экспортерам капитала, отраслевой принадлежности иностранных инвестиций, их видам и т.д.), чем по вывозу капитала из России.

Использование дополнительных к официальным данным платежного баланса сведений о вывозе капитала из России могут дать еще более «нестандартную» картину баланса международного движения капитала. Выше отмечалось, что вывоз капитала из России превысил его ввоз за 1994- 2003 гг. в 1,4 раза. По оценкам А.С. Булатова, превышение вывоза капитала над ввозом за период 1992- 2000 гг. составило почти 2,7 раза. Данная; оценка, определяющая характер участия России в международном движении капитала, достаточно сдержанная. Другой исследователь проблем бегства капиталов, А. Г. Наговицин, оценивает превышение вывоза капитала из России над его ввозом в 90-е гг. как десятикратное.

Из этих и многих других оценок подобного рода вытекает вывод: Россия на протяжении последних тринадцати лет выступала в качестве устойчивого нетто-экспортера капитала. По относительным масштабам вывоза капитала Россия буквально за несколько лет вышла в разряд ведущих стран мира. И это на фоне того, что в России существует громадная потребность в инвестициях, страна, по сути, переживает инвестиционный кризис, или инвестиционный «обвал». В 90-е гг., даже по официальным данным Госкомстата России, объем финансирования инвестиций в форме капитальных вложений в сопоставимых ценах сократился в пять раз. Относительные показатели, характеризующие масштабы инвестиционной активности в стране, также удручают. По оценкам, сделанным с учетом паритета покупательной способности рубля к доллару США, доля инвестиций в основной капитал в ВВП в России (норма накопления) в 1997 г. не превышала 8%; аналогичный показатель в США в это время равнялся 17,5%, в Японии- 19,9%, в Германии - 21,1%. Из европейских стран, подвергшихся анализу, ниже России по удельному весу инвестиций в ВВП значились только Молдавия и Румыния. В российской экономике явно прослеживается процесс «проедания» основного капитала, что грозит технологическими и экологическими катастрофами, резкими спадами объемов производства даже в относительно «процветающих» отраслях (добыча нефти, природного газа, минерального сырья), энергетическим кризисом, социальными катаклизмами, окончательной утратой государственной независимости и т.д. Показатель износа основных фондов в промышленности с 41% в 1991 г. перевалил за отметку 50 (51,6%) в 1999 г. Уровень же износа активной части основных фондов в 1999 г. был и того выше - 68%. Износ машин и оборудования в машиностроении - основной отрасли инвестиционной сферы - перевалил за 70%.

В отечественной экономической литературе приводится множество оценок потребностей российской экономики в инвестициях. Мы полагаем, что для нормального процесса воспроизводства необходимо нынешний уровень инвестиций в основные фонды повысить не менее чем в два раза - чтобы выйти на минимально приемлемый уровень нормы накопления, сравнимый со среднеразвитыми странами Европы. В принципе потребности России еще выше - учитывая устойчивое недофинансирование капитальных вложений в предыдущее десятилетие, а также особые природно-климатические условия нашей страны (делающие инвестиции в России более «дорогими» и структурно-отраслевые особенности российской экономики (высокий удельный вес капиталоемких отраслей). Для выхода из кризиса и последующего восстановления утраченных за десятилетие позиций в мировой экономике России необходимо увеличить сегодняшнюю норму накопления примерно втрое, т.е. примерно выйти на уровень, имевшийся в СССР в начале 80-х годов.

Каковы возможные источники для осуществления подобного рода инвестиционного «рывка»?

Нередко в нашей экономической литературе и в средствах массовой информации таким источником называются иностранные инвестиции; Замечено (на основе анализа ряда периодических изданий экономического профиля, а также каталогов разных издательств, выпускающих экономическую литературу), что публикаций по проблемам иностранных инвестиций в российскую экономику сегодня примерно на порядок больше, чем по проблемам вывоза капитала из России. В основном публикации по проблеме вывоза капитала появились после 1998 г., до этого в прессе существовал своеобразный «заговор молчания» вокруг проблем вывоза капитала из России при одновременно развернутой пропагандистской кампании под лозунгом «иностранные инвестиции спасут Россию». Опыт последних лет показал, что, несмотря на многочисленные попытки нашего государства привлечь иностранный капитал в Россию, его присутствие в экономике страны малозаметно. За 1992-2002 гг., по данным Госкомстата России, накопленный иностранный капитал в экономике России составил 43 млрд. долл., причем на прямые инвестиции, связанные с капитальными вложениями, - только половина. По данным того же Госкомстата России, в последние несколько лет доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основные фонды в России находилась на уровне 5-6%. На фоне вывоза капитала из России иностранные инвестиции выглядят более чем скромно.

В 90-е годы и начало XXI в. прямые зарубежные инвестиции во всем мире осуществляются преимущественно в форме слияний и приобретений, т.е. не ведут к созданию новых производственных и иных основных фондов. По данным ЮНКТАД, объем завершенных сделок по слияниям и поглощениям в мире со 100 млрд. долл. в 1987 г. увеличился до 720 млрд. долл. в 1999 г. Доля стоимости трансграничных слияний и поглощений в объеме мирового потока прямых иностранных инвестиций в 1999 г. превысила 80%. Из общего объема трансграничных слияний и поглощений лишь 3% официально признаны слияниями; остальные приходятся на поглощения или приобретения. Как отмечается в докладе ООН по проблемам международных инвестиций, «трансграничные слияния и поглощения стали гораздо более значимы. Учитывая количество, стоимость и распространение сделок, можно говорить о появлении рынка фирм, рынка, ускоренно глобализирующегося, на котором фирмы продаются и покупаются, ибо они сливаются, поглощаются, дезинвестируются». Вслед за «приобретениями» активов через поглощения могут следовать операции по «дезинвестированию», т.е. перепродаже приобретенных активов (полной или частичной). Операции по приобретению компаний и предприятий нередко имеют оттенок спекулятивных и серьезно дезорганизовывают функционирование не только отдельных предприятий, но также целых отраслей и даже национальных экономик. Если первоначально (в 70-80-е гг.) объектами сделок по приобретению и поглощению были преимущественно предприятия промышленно развитых стран Запада, то в 90-е гг. эти сделки стали активно осуществляться и по объектам» в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой.

Учитывая вышесказанное, роль иностранных инвестиций в экономическом развитии. России существенно меньше, чем это - следует из официальных данных Госкомстата России. В отечественной статистике нет разделения прямых инвестиций на связанные с приобретениями и направленные на создание новых фондов. В российских периодических изданиях имеется много сообщений о конкретных инвестиционных сделках по приобретению иностранными юридическими и даже физическими лицами активов в форме уже существующих предприятий в отечественной экономике. Это позволяет предполагать, что к приобретению в основном и сводятся прямые иностранные инвестиции в России и доля данного рода сделок в общем объеме прямых иностранных инвестиций в нашей стране не ниже среднемирового показателя (т.е. 80%).

Не надо доказывать, что при прочих равных условиях отечественные инвестиции всегда предпочтительнее иностранных. Приход последних в страну сопряжен с негативными моментами - увеличением внешней задолженности страны, выдачей иностранным инвесторам особых преференций (а нередко и государственных гарантий), усилением технологической и экономической зависимости страны и т.д. и т.п. Нельзя отрицать целесообразность иностранных инвестиций для развития некоторых отраслей и производств, но устойчивое и безопасное развитие страны должно базироваться прежде всего на внутренних инвестиционных источниках. Особенно это справедливо в отношении России, обладающей до сих пор громадными ресурсами и не утратившей еще до конца особого геополитического положения в мире. О необходимости ориентироваться на внутренние источники нам говорит и опыт ряда развитых стран. В частности, опыт Японии. Так, известный экономист и практик Косукэ Накахира (в 90-е гг. заместитель министра финансов Японии по международным делам) отмечает: «В начале послевоенного периода у Японии была острая нехватка капитала. Тем не менее быстрые темпы экономического развития были достигнуты прежде всего за счет использования внутренних сбережений». Как отмечает Косукэ Накахира, «правительство выбрало приоритетные отрасли промышленности, чтобы обеспечить приток капитала именно туда. За отбор отраслей отвечали министерства и ведомства, в том числе МВТП (Министерство внешней торговли и промышленности). Помимо налоговых льгот, эти отрасли получали и целевое финансирование. Его источник - почтовые сбережения - средства населения, которые собирались в почтовых кассах. Этими средствами через Министерство финансов кредитовались определенные финансовые органы, в частности Японский банк развития, а последние уже направляли кредиты в приоритетные отрасли. Нельзя забывать, что все это делалось в качестве дополнения к той инвестиционной деятельности, которая осуществлялась частным сектором. Каждая фирма-производитель разрабатывала свой стратегический план. Министерства и ведомства, в том числе МВТП совместно с Японским банком развития, решали, в какой степени этот план соответствует долгосрочной экономической стратегии развития отрасли. Если приоритеты совпадали, компания получала льготы или целевые кредиты. Он считает, что сегодняшние проблемы России очень похожи на те, с которыми сталкивалась Япония в 50-60-е гг. Россия также должна ориентироваться на внутренние источники: «В России сегодня ощущается очень сильная потребность в новых инвестициях - строительстве новых заводов, реконструкции действующих... Проблема заключается в том, что нет необходимых средств. Точнее, нет такой системы, которая обеспечивала бы приток средств именно туда, где есть потребность в инвестициях. Построить такую систему - первейшая задача государства. Основой ее решения должны стать пробуждающие инициативу частного сектора стимулы».

Комплекс мероприятий по задействованию внутренних инвестиционных источников достаточно широк: предоставление предприятиям налоговых и иных льгот при осуществлении инвестиций в форме капиталовложений, пересмотр государственной политики в области амортизационных отчислений (включая переоценку основных фондов предприятий), прямое участие государства в инвестициях и т.д. Подобные меры, безусловно, необходимы для активизации процесса капиталообразования в России. Но они не гарантируют, что капитал не будет по-прежнему уходить из страны. Активная инвестиционная политика государства должна предусматривать и меры по прекращению масштабного вывоза капитала из России. В какой мере этот источник может «закрыть» жизненно необходимые потребности страны в инвестициях? В гораздо большей, чем иностранные инвестиции.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Малый бизнес - содержание, особенности развития и совершенствования в России
Куда идут административные штрафы
О теоретических основах экономической науки
Научные основы финансового хозяйства государства
О дальнейшем развитии малого предпринимательства
Вернуться к списку публикаций