2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — Вопросы повышения эффективности бюджетного регулирования



Вопросы повышения эффективности бюджетного регулирования


Проблема реформирования межбюджетных отношений является одним из самых актуальных направлений совершенствования бюджетной системы. В экономической литературе обсуждается широкий спектр вопросов этой проблемы. При этом каждая точка зрения содержит в себе определённое рациональное содержание и требует соответствующего анализа.

Разработки теории и практики межбюджетных отношений позволяют систематизировать существующие предложения по реформированию межбюджетных отношений по трём основным вариантам.

Первый вариант можно определить, как радикальный. В экономической литературе он получил определение одноканальной модели и рассматривается как альтернатива другим. Его смысл заключается в реализации двух основных концептуальных положений.

Во-первых, на местах должна оставаться основная часть налоговых доходов. Во-вторых, в федеральный бюджет перечисляется их фиксированная доля (на уровне 20%). Оставшаяся часть концентрируется в бюджете субъектов федерации, а затем перечислениями регулируется с бюджетами муниципальных образований.

Этот вариант реформирования межбюджетных отношений является не только теоретической разработкой. В 1993-1994 годах республика Башкортостан перешла на формирование бюджета по одноканальной модели. В одностороннем порядке был определён размер отчислений в федеральный бюджет (10%), при этом фактические отчисления были ниже плановых в силу того, что республика приняла на себя финансирование расходов федерального бюджета и направила средства на покрытие дополнительных расходов в связи с принятием законодательных актов об индексации заработной платы.

Впоследствии был заключён договор о распределении налогов, по условиям которого доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет несколько увеличилась. Стремление перейти на одноканальную модель расчётов с федеральным бюджетом сказалась и в поведении других субъектов федерации. Это вынуждало Правительство России заключать с ними отдельные соглашения.

Радикальный вариант реформирования межбюджетных отношений также предполагает, что сверхплановые налоговые поступления, в основном, зачисляются в региональные бюджеты.

Второй вариант реформирования можно определить как организационный. Он предполагает принятие следующих мер: сокращение количества налоговых льгот; установление и перекрытие существующих каналов отвлечения доходов из регионов; активизацию работы налоговых органов по собираемости налогов и реализации конфискованного имущества; более настойчивое решение вопросов расширения местной налоговой базы региональными и муниципальными органами власти; коренное изменение методов расчёта трансфертов субъектам федерации.

Представляется, что оценка преимущественно административного реформирования межбюджетных отношений является однозначной. Этот вариант противоречит экономическому содержанию межбюджетных отношений и принципам бюджетного федерализма.

Третий вариант реформирования межбюджетных отношений можно определить как эволюционный. Он развивает реформационные тенденции последних лет. Этот вариант, по сравнению с двумя вышеперечисленными, включает наиболее широкий и скоординированный перечень мероприятий.

Как известно, бюджетное регулирование, в основном, проводится через отчисления от регулирующих налогов и выделение средств из бюджетов вышестоящего уровня в различных формах.

Проблема распределения налоговых поступлений между бюджетами всех уровней должна рассматриваться с нескольких позиций. Во-первых, с позиции достаточности получаемых каждым бюджетом средств для покрытия тех расходов, которые соответствующие уровни власти финансируют в силу своих полномочий. Во-вторых, имеет большое значение вопрос о специфике налогооблагаемой базы, её равномерности, мощности, стабильности и т.д. В-третьих, важно определиться в том, какому уровню власти удобнее и эффективнее собирать тот или иной налог с целью повышения уровня его собираемости.

В настоящее время дефицитна значительная часть бюджетов, как субъектов федерации, так и муниципальных образований. Поэтому встречные потоки финансовых средств между бюджетами обусловлены необходимостью восполнять этот дефицит через перераспределение доходов между территориями. Однако и сегодня могут быть сформулированы предложения, которые в будущем не только оптимизируют межбюджетные потоки, но и помогут разрешить современные бюджетные проблемы. Ведь не решив проблемы существенного повышения уровня собственных доходов и сужения других сфер бюджетного регулирования, нельзя будет рассчитывать на улучшение межбюджетных отношений. В целях оптимизации процесса налогообложения, снижения встречных финансовых потоков и повышения эффективности функционирования бюджетной системы необходимо определить федеральным законодательством распределение основных видов налогов в стране по всем трём уровням бюджетной системы. Это сделано во многих федеративных государствах. В нашей стране попытка достижения указанных целей с закреплением за территориями определённой части налогов с использованием нормативно-правовых актов федерального уровня имела место. И в России были введены отчисления от федеральных регулирующих налогов в процентах, подлежащих зачислению в территориальные и местные бюджеты. Однако, данные доли были установлены эмпирическим путём и, в основном, несколько лет назад.

Поэтому мы предлагаем оптимизировать долевое распределение доходов от основных регулирующих доходных источников, таких как НДС, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы между федеральным и региональными бюджетами, при котором может быть достигнуто улучшение финансовой самостоятельности регионов.

Конечно, необходимо учитывать тот факт, что при уменьшении доходов федерального бюджета при предлагаемом распределении регулирующих доходных источников автоматически произойдёт сокращение размеров ФФПР. Но при этом бюджеты субъектов федерации получат дополнительные собственные доходные источники, что позволит им более полно решать возложенные на них обязанности. В условиях действующего законодательства только благодаря оптимизации долевого распределения основной группы налогов между федеральным и региональными уровнями бюджетной системы возможно повышение уровня бюджетной самообеспеченности большинства регионов.

Основная причина больших встречных потоков в бюджетной системе Российской Федерации - одинаковые для всех регионов нормативы отчислений от регулирующих налогов по соответствующим их видам. А это значит, что регулирующие налоги по существу перестают выполнять в полной мере свою регулирующую функцию. Они не могут учитывать особенности каждой территории.

И вся нагрузка по бюджетному регулированию с учётом таких особенностей переносится на прямые перечисления из федерального бюджета в различных формах, включая трансферты.

Учитывая, что задача сбалансированности бюджетов - это, прежде всего, функция органов власти на каждом уровне, важно предоставить субъектам федерации и органам местного самоуправления некоторые права в области налогообложения, не приводящие к множественности налогов и сборов.

По нашему мнению, исходя из проведённого анализа опыта зарубежных стран в области бюджетного регулирования, например, Франции, и учитывая опыт России в 20-е годы прошлого столетия, необходимо предоставить право субъектам федерации на установление территориальной надбавки в ограниченных пределах к некоторым действующим налогам (кроме НДС). В частности, к одному из федеральных налогов - налогу на прибыль или подоходному налогу с физических лиц (на выбор). Почему мы предлагаем возможность выбора для субъектов федерации, потому что при анализе доходной базы, как бюджетов регионов, так и бюджетов муниципальных образований, данные налоги играют существенную роль. При этом в одних территориях не могут в значительной мере рассчитывать на такой вид налога, как налог на прибыль, так как они либо не имеют промышленных и других предприятий, которые являются плательщиками этого налога, либо имеют такие предприятия, но, учитывая современное состояние экономики, данные предприятия являются убыточными. Соответственно, для повышения доходной базы таких бюджетов необходимо использовать территориальную надбавку к подоходному налогу, который для данной территории будет более собираемым налогом.

К чему приведёт введение таких территориальных надбавок. Во-первых, субъекты федерации и соответственно местные органы власти получат дополнительные средства для решения возложенных на них полномочий. Во-вторых, при сборе таких налогов территории смогут использовать более совершенный механизм федерального правительства в отношении взимания таких налогов. В-третьих, регионы при этом будут заинтересованы в достаточно полном выявлении и своевременном поступлении платежей.

В настоящее время, такой механизм формирования дополнительных доходов бюджетов субъектов федерации позволит, с одной стороны, обеспечить единый подход к формированию дополнительной доходной базы бюджетов, с другой стороны, даст возможность регионам в выборе как источников формирования доходной базы, так и конкретных количественных значений этих надбавок.

Однако, любой из вариантов совершенствования бюджетного регулирования будет эффективен только в сочетании с успешным реформированием всей системы межбюджетных отношений.







Интересное:


Глобализация экономики США
Земля как средство производства
Становление бюджетного процесса в Российской Империи
Некоторые схемы бегства капитала из России и его составляющие
Экономические предпосылки эффективной организации и стимулирование роста инвестиций паевыми инвестиционными фондами
Вернуться к списку публикаций