2010-11-18 09:00:00
ГлавнаяСтрахование — Некоторые проблемы защиты конкуренции на страховом рынке



Некоторые проблемы защиты конкуренции на страховом рынке


Действия государства, приводящие к наличию на страховом рынке несовершенной конкуренции (в частности, установление финансовых барьеров для входа в рынок) либо имеют определенную монополистическую направленность, либо способствуют объективным тенденциям к монополии получить ускорение, но оба фактора, так или иначе, приводят к ограничениям права на конкуренцию на страховом рынке. Вместе с тем данные действия являются конституционно оправданными, так как они обусловлены необходимостью эффективной защиты имущественных интересов третьих лиц - потребителей страховых услуг. Например, стоит отметить все возрастающую концентрацию страхового рынка России: доля 100 крупнейших компаний в 2001 г. составила 84,2% от совокупных страховых взносов (что на 5,2% превышает аналогичный показатель 2000 г.) и 85,0% от всех выплат. При этом индекс концентрации всего рынка растет не за счет сокращения числа компаний на нем, а за счет продолжающейся дифференциации по отраслям страхования.

Таблица 8 Распределение взносов в видах страхования по группам компаний-лидеров по сборам суммарной страховой премии в 2001 г., %

№ п/п

Доля страховых взносов в совокупных показателях по страхованию жизни

Доля страховых взносов в совокупных показателях по личному страхованию

Доля страховых взносов в совокупных показателях по имущественному страхованию

Доля страховых взносов в совокупных показателях по страхованию ответственности

I - 10

II-20

21-30

31-40

41-50

51-60

61-70

71-80

81-90

91-100

72,00

6,88

1,77

1,68

0,54

0,47

0,43

0,04

0,24

0,13

18,14

23,02

16,01

5,89

3,32

2,60

0,74

1,04

1,11

1,03

38,21

11,84

9,15

4,99

5,09

2,15

2,01

1,44

1,18

0,52

39,67

11,04

5,93

4,31

5,34

1,40

3,58

0,49

1,29

0,63

В 2001 г. десять крупнейших компаний, сумевших привлечь наибольшую сумму страховых премий, занимались в основном страхованием жизни (доля этого вида страхования в совокупной премии составляет 72%). Также большая доля рынка принадлежит лидерам в страховании имущества и ответственности (38,2% и 39,7% соответственно). Наиболее диверсифицированными выглядят портфели компаний, входящих в четвертый и пятый десятки, поскольку собранные ими страховые премии в совокупных показателях колеблются примерно на одном уровне.

С другой стороны, результатом государственного регулирования не должно быть получение страховыми организациями неоправданных преимуществ, поскольку ограничения на конкуренцию на страховом рынке не будут соразмерны поставленной конституционной цели - защите прав и законных интересов третьих лиц. Например, государство должно (и уже это делает) объявлять и организовывать конкурсы на проведение видов страхования, по которым страхователем или одним из страхователей будет выступать само государство. Выработанные условия конкурса должны быть применены ко всем участникам одинаково.

Необходимость достижения подобной соразмерности ограничений обусловило появление противоположного направления в государственном регулировании страхового рынка - антимонополистического, имеющего своей целью не дать выродиться страховой олигополии в страховую монополию. Способы государственного регулирования, применяемые в последнем случае, имеют много общего с теми, которые используются для придания любому рынку черт рынка совершенной конкуренции. Данные способы в основном связанны с мерами по государственному контролю, в результате которого поддерживается децентрализация, раздробленность производства и рынка.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Страхование жилищного фонда как важнейшая часть жилищного страхования
Проблемы открытости российского страхового рынка и пути их разрешения
Механизм государственного регулирования страхового рынка
Страхование военнослужащих зарубежных армий
Становление системы государственного регулирования страхового рынка в Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций