2010-11-18 09:00:00
ГлавнаяСтрахование — Некоторые проблемы защиты конкуренции на страховом рынке



Некоторые проблемы защиты конкуренции на страховом рынке


Ситуация изменилась после кризиса 1998 г., когда ежегодный прирост объема страховой премии составил: в 1999 г. - 224,3%, в 2000 г. - 177,0%, в 2001 г. - 161, 7%, в 2002 - 108,5%.

Таблица 3. Премии по видам иным, чем страхование жизни

Год

В текущих

ценах млрд.руб.

Скоррек. (в ценах

1994г.)

В млрд. долл.

США

Ежегод.

прирост в тек. цен.

Ежегод. прирост

скоррек.

Ежегод.

прирост, долл. США

Прирост к 1994г

скоррек.

Прирост

к 1994г долл. США

1996

9,01

3,20

1,62




1,00

1,00

1997

13,39

4,28

2,25

1,49

1,34

1,39

1,34

1,39

1998

15,42

2,67

0,75

1,15

0,62

0,33

0,84

0,46

1999

39,60

5,03

1,47

2,57

1,88

1,96

1,54

0,91

2000

60,80

6,43

2,16

1,54

1,29

1,47

2,01

1,33

2001

96,60

8,61

3,21

1,59

1,34

1,49

2,69

1,98

Появление в течение последнего десятилетия большого количества частных страховых организаций, разработка и принятие специальных законов и законодательных актов, направленных на регулирование отношений в области страхования, рост показателей сбора страховой премии, достигшей 276,6 млрд. руб. в 2001 г., и страховых выплат населению и организациям - 171,8 млрд. руб., подтверждают вывод о наличии национального страхового рынка, как самостоятельного сектора экономики страны.

Таблица 4. Динамика роста страховых выплат

Год

В тек. ценах

млрд.руб

Скоррек. (в ценах

1994г.)

В млрд. долл.

США

Ежегод. прирост

в тек. цен

Ежегодн. прирост

скоррек.

Ежегод.

прирост млрд.долл. США

Прирост к 1994г

скоррек.

Прирост

к 1994г млрд.долл. США

1995

4,82

4,82

1,36






1996

16,81

7,28

3,62

3,49

1,51

2,67

1,51

2,67

1997

23,46

8,33

4,22

1,40

1Д4

1,16

1,73

3,11

1998

26,49

8,47

4,44

1,13

1,02

1,05

1,76

3,27

1999

32,99

5,72

1,60

1,25

0,68

0,36

1,19

1,18

2000

62,30

7,92

2,31

3,17

2,33

2,43

2,15

2,22

2001

119,80

12,66

4,25

1,92

1,60

1,84

3,43

4,09

Динамика роста страховых выплат

Рис. 3. Динамика роста страховых выплат

Вместе с тем доля страховой премии в объеме ВВП в течение последних нескольких лет не превышает 2,5%, размер страховой премии на душу населения составляет 66 долл. США, что существенно ниже среднестатистических показателей развития мирового страхового рынка (в странах ЕС, соответственно, - 8,53% и 1341 долл.). Доля российского страхового рынка в совокупной страховой премии мирового страхового рынка (в 2000 г. более 2,2 трлн. долл. США) составляет менее 0,5%.

Таблица 5. Страховые премии по добровольному страхованию

Год

В тек. ценах млрд.руб

Скорр.

(в ценах

1994г.)

В млрд. долл. США

Ежегод.

прирост в тек. ценах

Ежегод. прирост скоррек.

Ежегод.

прирост, долл. США

Прирост к 1994г скоррек.

Прирост к 1994г долл.США

1994

4,88

4,88

137






1995

15,97

6,91

3,44

3,27

1,42

2,50

1,42

2,50

1996

16,55

5,87

2,98

1,04

0,85

0,86

1,20

2,17

1997

20,89

6,69

3,51

1,26

1,14

1,18

1,37

2,55

1998

28,24

4,89

1,7

135

0,73

039

1,00

0,99

1999

75,10

9,54

2,78

2,66

1,95

2,03

1,96

2,02

2000

140,6

14,86

4,99

1,87

1,56

1,79

3,05

3,63

2001

236,30

21,06

7,84

1,68

1,42

1,57

4,32

5,70

Динамика роста страховых премий по добровольному страхованию

Рис.4 Динамика роста страховых премий по добровольному страхованию

Практические результаты государственного регулирования в значительной степени зависят от того, каким образом уполномоченное его проводить агентство преобразует поставленные в соответствующих законах цели в конкретные правила коммерческой деятельности. В частности, речь идет об уровне цен на продукты и услуги соответствующего качества как результате эффективного государственного регулирования

Помимо своеобразного маневрирования между государственным контролем и рыночным механизмом, осуществляемым в целях оптимизации (с точки зрения максимизации благосостояния общества) соотношения между первым и последним, важной особенностью органа, например, регулирующего страховой рынок, является возможность использования одной и той же государственной структуры для достижения антимонопольных целей как посредством регулирования, так и с помощью дерегулирования.

В этой связи отметим, что преимущества организации страхования на рыночной основе указываются не столько для оправдания или обоснования процесса демонополизации страхового дела, сколько для обоснования преимуществ конкурентной экономики. Так, мотив конкуренции получил дальнейшее углубленное развитие в теории монопольной ренты американца Р. Познера (R.A. Posner). Проблема, по Познеру, здесь заключается в ресурсах, которые необходимы для создания субъекта регулирования. Исходя из исследования убытков, причиняемых общественному благосостоянию монополией, он делает вывод, что конкуренция выдерживает регулирующее вмешательство. Следствием становится сохранение монопольной ренты. Конкурирующие субъекты, таким образом, заинтересованы лишь в том, чтобы получить или сохранить монопольную ренту, не внося никакого вклада в повышение общего благосостояния. Но монопольная рента также не является абсолютно выгодной, несмотря на то, что все участвующие лица заинтересованы в ней. На самом деле, они ошибаются в том, что касается объемов прибыли: как правило, ее размеры весьма преувеличены. Ведь регулируемые отрасли не будут действовать с минимальными затратами, потому что внутренние расходы, например, на адвокатов, патентование, сохранение имиджа и т.д. сокращают полученную ренту. В результате конкуренция при монопольной ренте ведет к ненужной трате ресурсов.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Перспективы развития видов жилищного страхования в РФ
Становление системы государственного регулирования страхового рынка в Российской Федерации
Некоторые проблемы защиты конкуренции на страховом рынке
Зарубежный опыт жилищного страхования
Правовое обеспечение жилищного страхования
Вернуться к списку публикаций