2010-11-14 09:00:00
ГлавнаяСтрахование — Особенности антимонопольного регулирования страховой деятельности



Особенности антимонопольного регулирования страховой деятельности


При этом результатом рассмотрения дела антимонопольными органами является дача предписаний, или вынесение других решений (например, о наложении штрафов, о вынесении предупреждений, о внесении в органы исполнительной власти предложений), антимонопольными органами. Отметим, что в соответствии с Законом о конкуренции, антимонопольные органы вправе давать обязательные для исполнения предписания только в следующих случаях:

1) хозяйствующим субъектам:

- о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и (или) об устранении их последствий,

- о восстановлении первоначального положения,

- об их принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава,

- о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству,

- о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом,

- о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства;

2) федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

- об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов,

- о прекращении нарушений,

- о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству.

За неисполнение данных предписаний административную ответственность в виде штрафа могут нести сами организации (коммерческие и некоммерческие), неисполнившие это предписание в срок, и их руководители, а также должностные лица органов исполнительной власти и местного самоуправления. Более того, эти лица, виновные в повторном в течение года совершении подобных действий, несут уголовную ответственность. Антимонопольными органами может быть наложен штраф и за иные нарушения антимонопольного законодательства.

Предписания антимонопольных органов о прекращении нарушений прав потребителей выносятся в соответствии с принятым решением в течение 3 дней после дня окончания разбирательства и направляются изготовителям (исполнителям, продавцам), в отношении которых оно вынесено.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 и ч. 3 ст. 6 Закона о конкуренции, в ряде случаев, перечисленных в этих статьях закона, антимонопольные органы вправе требовать доказательств, что положительный эффект от действий хозяйствующего субъекта, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка. При принятии решения о нецелесообразности этих действий, антимонопольные органы вправе осуществлять вмешательство в оперативную деятельность в пределах предоставленных им полномочий (давая соответствующие обязательные для исполнения предписания), то есть, контроль антимонопольных органов является в этих случаях достаточно полным.

По сути дела, это является ограничением дееспособности хозяйствующих субъектов. Поэтому возможность подобного вмешательства может быть оправдана только огромной важностью развития конкуренции, определенной в Конституции, и ограничена рядом процессуальных норм. При этом в соответствии с конституционными принципами ограничения прав и свобод человека и гражданина, подобные процессуальные нормы должны содержаться в антимонопольных законах, а не как это имеет место сейчас - в нормативных актах самого контролирующего органа, учитывающего при их подготовке, в первую очередь, собственные интересы.

Нормы Закона о конкуренции непосредственно применялись в сфере антимонопольного регулирования страхового рынка до принятия Закона о конкуренции на рынке финансовых услуг, в том числе, и при рассмотрении анализируемых здесь проблем. В частности, Закон о конкуренции на рынке финансовых услуг не содержит запретов на применение в сфере отношений, возникающих на страховом рынке, норм Закона о конкуренции, не противоречащих Закону о конкуренции на рынке финансовых услуг. Нам представляется, что направление практической деятельности антимонопольных органов и судов и после принятия Закона о конкуренции на рынке финансовых услуг во многих аспектах останется прежним, т.е. что было выработано на основании общих норм Закона о конкуренции также весьма актуально.

Закон о конкуренции на рынке финансовых услуг регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынках: ценных бумаг, банковских услуг, страховых услуг и иных финансовых услуг, а также и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг. В нем дано правовое определение финансовой услуги как деятельности, связанной с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В перечне финансовых услуг наряду с банковскими операциями и сделками, лизингом, услугами на рынке ценных бумаг и т.д., указаны и страховые услуги. Правительством Российской Федерации, в соответствии с Законом о конкуренции на рынке финансовых услуг, установлены условия антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и утверждена методика определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций. Кроме того, антимонопольным органом во исполнении ст. 4 Закона о конкуренции на рынке финансовых услуг, утвержден согласованный с Министерством финансов РФ Порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг. Например, запрещаются действия финансовой организации, занимающей доминирующее положение на рынке финансовых услуг, затрудняющее доступ на этот рынок другим финансовым организациям и (или) оказывающие негативное влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.

Антимонопольное законодательство одной из своих главных задач имеет развитие конкуренции на рынке, в том числе и на рынке страховых услуг. При этом под конкуренцией на рынке финансовых услуг принимается состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.

Конкуренция может быть добросовестной и недобросовестной. Добросовестная конкуренция предполагает соблюдение правовых и этических норм взаимоотношений с соперниками. Недобросовестная конкуренция предполагает:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом товаров, производимых или реализуемых ими, с товарами других хозяйствующих субъектов;

- продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукта, выполнения работ, услуг;

- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

При применении норм ст. 15 Закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в определении указанного понятия не упоминается, что недобросовестная конкуренция может причинить убытки не только конкурентам нарушителя, но и потребителям страховых услуг. Другими словами, причинение убытков потребителям не является квалифицирующим признаком недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации (ст. 10 Закона о конкуренции на товарных рынках и ст. 15 данного Закона) запрещает недобросовестную конкуренцию, рассматривая ее как один из аспектов деятельности, оказывающей негативное влияние на конкуренцию на товарных и финансовых рынках. В соответствии с Законом «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» органом, занимающимся проблемами недобросовестной конкуренции и антимонопольным регулированием на рынке финансовых услуг, является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее МАП России). Согласно ст.21 Закона, регулирование на рынке страховых услуг осуществляется МАП России совместно с федеральным органом, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг, т.е. Министерством финансов РФ.

Основными задачами МАП России являются:

- содействие развитию конкуренции на рынке страховых услуг;

- предупреждение, ограничение и пресечение недобросовестной конкуренции и пресечение злоупотреблений, связанных с доминирующим положением страховой организации на рынке финансовых услуг;

- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг.

По отношению к страховым организациям антимонопольный орган является надзорным, соответственно его функции - это функции надзора. Так, МАП России контролирует соблюдение антимонопольного законодательства страховыми организациями и их реорганизацию, предупреждает и пресекает недобросовестную конкуренцию и т.д. Для выполнения своих задач антимонопольный орган, в частности, вправе:

- направлять страховым организациям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;

- принимать решения о наложении штрафов на страховые компании и на их руководителей за нарушение законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;

- обращаться в суд с заявлением о нарушении этого законодательства;

- давать разъяснения по поводу данного законодательства;

- делать запросы федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим регулирование на рынке финансовых услуг о принятых ими нормативных и иных правовые акты, заключенных ими соглашениях со страховыми организациями.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Реализация экономических интересов хозяйствующих субъектов на страховом рынке России
Проблемы и перспективы развития системы государственного регулирования страхового рынка в Российской Федерации
Жилищное страхование в системе страховых отношений
Правовое обеспечение жилищного страхования
Анализ финансового механизма обязательного государственного страхования военнослужащих и его правовое регулирование
Вернуться к списку публикаций