2009-07-09 19:05:18
ГлавнаяСтрахование — Проблемы открытости российского страхового рынка и пути их разрешения



Проблемы открытости российского страхового рынка и пути их разрешения


Тарифы диктуют ставки на индивидуальные риски и даже на небольшие корпоративные риски, которые покрываются компаниями с оборотом менее 500 млн. франков. Большие корпорации действуют вне тарифов.

Для большей части швейцарского страхового рынка характерно высокое качество обслуживания клиентов. Поэтому страховые компании обычно конкурируют в условиях системы дублирования и тесного личного контакта. Такой картельного типа подход к проблеме всегда обеспечивает гарантированные прибыли швейцарским, а также тем иностранным компаниям, которые принимали в этом участие.

Швейцария не являлась членом ЕЭС, однако в стране также происходили определенные изменения. Крупные швейцарские страховщики и перестраховщики представлены на всех главных страховых рынках ЕЭС, включая английский, где они извлекали немалую выгоду из приобретения в перестрахование крупных страховых рисков.

В противоположность Европе Япония всегда относится к тем странам, которые весьма ревниво воспринимали попытки проникновения иностранного капитала на национальный страховой рынок.

В соответствии с этим построена и законодательная база Японии. Согласно Закону о страховой деятельности страхование, проводимое в Японии иностранными страховщиками, может осуществляться только на равноправной основе с японскими страховщиками. Они должны получить лицензию в Министерстве финансов Японии и подчиняться его страховому надзору.

Контроль за операциями с иностранной валютой, включая страхование, осуществляется в соответствии со специальным законом, который действует с 1949 г. В целях установления единого контроля все лица и корпорации делятся на «валютных резидентов» и на «валютных нерезидентов». При этом к первым относятся страховщики, проживающие в Японии, а ко вторым - иностранные страховщики. Валютным резидентам запрещается переводить платежи в зарубежные страны и валютному нерезиденту, а также получать от последнего платежи. Соответственно в страховании резидент не может заключить договор со страховой компанией за границей, не имеет права заключать страховой договор и в Японии, если последний оплачивается в валюте, кроме случаев, когда страховая компания получит на это индивидуальную лицензию в соответствии с постановлением Министерства финансов Японии от 1963 г.

Страхование импорта и экспорта морского груза считается наиболее либеральным видом страхования с точки зрения валютного контроля. Однако и в этом случае валютный резидент может заключить договор страхования без ограничений только при условии, что уплата взносов резиденту и улаживание исков будет осуществляться в иенах, а уплата премии нерезиденту и улаживание исков, предъявленных нерезиденту, - в свободных иенах и иностранной валюте.

Другие виды имущественного страхования, касающиеся лиц, проживающих в Японии, или имущества, находящегося в Японии, не столь либеральны. В отдельных случаях допускается при определенных условиях страхование с нелицензированными иностранными компаниями. Так, если резидент желает проводить страхование, касающееся лиц или имущества, находящихся в Японии, или судов и самолетов, принадлежащих Японии, с иностранной компанией, которая не зарегистрирована в Японии, он должен получить специальную лицензию в Министерстве финансов. Резидент, впрочем, может заключить договор непосредственно с иностранными страховыми компаниями, не имеющими лицензии в Японии, при условии, если это необходимо при заключении контракта, касающегося технологической помощи или строительных работ между резидентами и нерезидентами, и при наличии у резидента лицензии.

Но со временем, политика стран меняется, и Япония начала принимать решения, не свойственные ей ранее. Так, первой иностранной перестраховочной организацией, получившей официальное разрешение на проведение своих операций в Японии, стала американская перестраховочная компания «Трансатлантик реиншуранс кампани» («Транс ре Ко»). Компания открыла свое отделение в Токио в январе 1982 г. Наиболее солидным акционером этой компании является американская страховая организация «Америкэн хоум эшуранс Ко» (член «Америкэн интернэшл групп» - «АИГ»). В число других компаний-акционеров входят японские страховые компании.

Однако, несмотря на некоторую либерализацию законодательства, Японский страховой рынок является и сегодня весьма трудно доступным для иностранных страховщиков.

Что касается страховых рынков развивающихся стран, то на их формирование большое влияние оказала активная деятельность Всемирной конференции по торговле и развитию (ЮНКТАД). Рекомендации, предлагающиеся постоянной комиссией при ЮНКТАД по страховым вопросам, создавали базу для осуществления протекционистских мер в области страхования во всех развивающихся странах. На долю этих стран в конце 70-х годов приходилось лишь около 3% затрат на брутто-премию по прямому страхованию во всем мире и около 8% всего страхования и перестрахования, которое размещалось за пределами национальных границ.

Деятельность ЮНКТАД способствовала принятию многих новых законопроектов в большинстве развивающихся стран, основной целью которых являлось восстановление национальной экономики, ее развитие и защита. Безусловно, эти мероприятия в значительной мере затрагивали и международное страхование, так как они часто ограничивали или вовсе исключали свободный выбор страховщика.

Основными мерами, предпринятыми правительствами развивающихся стран в целях развития и защиты национальных страховых рынков был:

1. Обязательная передача иностранными страховщиками принятых рисков в перестрахование принадлежащим государству перестраховочным корпорациям или перестраховочным компаниям с местным капиталом.

2. Иностранные страховые компании должны получить, в свою очередь, в перестрахование риски через основанную в данной стране страховую организацию, даже и в том случае, если объем операций в коммерческом отношении не оправдывает затраты капитала на создание местной перестраховочной компании.

3. Усиление валютного контроля, чтобы препятствовать переводу положительного сальдо за границу; в некоторых случаях национальное законодательство ограничивало инвестирование полученной иностранными страховщиками прибыли в неприбыльные или несоответствующие местные финансовые активы.

Создание региональных пулов в различных районах мира в последующие годы предпринималось с целью уменьшения зависимости развивающихся стран от международных рынков и снижения до минимума расходов в иностранной валюте на приобретение перестраховочного покрытия из-за границы. Многие из этих пулов с течением времени оформлялись в качестве региональных перестраховочных компаний.

Целевая деятельность ЮНКТАД в области организации страхования и укрепления рынков развивающихся стран получила признание (во многом вынужденное) и промышленно развитых стран. Европейские страховщики не раз высказывали свое согласие поддержать проведение подобных мероприятий, направленных на создание и укрепление эффективных, конкурентоспособных и открытых национальных рынков в развивающихся странах. При этом протекционистские меры рассматривались как исключение и допускались лишь в том случае, если указанные выше цели могли быть достигнуты только этим путем.

Промышленно развитые страны, однако, всегда подчеркивали, что такие меры могут приниматься только временно: каждое мероприятие должно быть достаточно гибким, чтобы в зависимости от обстоятельств удовлетворять требования всех сторон (также развивающихся стран) при покрытии рисков иностранными страховщиками.

Из представленных выше исторических фактов можно сделать определенные выводы:

большинство европейских и азиатских стран на начальном этапе либерализации своих национальных рынков применяли протекционистские меры по отношение к иностранным страховщикам;

полной открытости национального страхового рынка (ни смотря на членство в ЕЭС) нет ни в одной европейской стране;

основой успешной либерализации национального страхового рынка является создание соответствующей конкурентной среды, нормальных рыночных условий уравнивающих возможности национальных и иностранных страховщиков.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Роль страхового рынка в системе социально-экономических отношений
Этапы развития жилищного страхования в России
Содержание и особенности функционирования страхового рынка
Современный страховой рынок и необходимость жилищного страхования
Эволюция экономической роли государства в страховании
Вернуться к списку публикаций