2009-07-09 19:04:18
ГлавнаяСтрахование — Реализация экономических интересов хозяйствующих субъектов на страховом рынке России



Реализация экономических интересов хозяйствующих субъектов на страховом рынке России


Повышение эффективности функционирования рыночных субъектов на сегодняшнем этапе экономического развития связано не столько с ростом прибыли, сколько с эффектом долговременных связей с потребителями, качеством продукции, социальным эффектом от проводимых мероприятий и общей политикой фирмы. Такое положение вынуждает заниматься выявлением потребностей субъектов спроса даже тех производителей, которые функционируют на рынке с потенциально высокой емкостью, каковым является страховой.

Общеизвестно, что наибольшей остроты конкурентная борьба достигает тогда, когда большая часть мелких рыночных субъектов поглощено; крупными корпорациями, и набравшие силу монополии приходиться столкновение друг с другом. В таких условиях конкуренция приобретает более сложные, качественно новые формы, нежели тогда, когда крупным компаниям противостоят более мелкие конкуренты.

Сегодняшнее состояние страхового рынка являет собой пример именно такого положения дел, поэтому широкое применение рыночных исследований в период структурного преобразования экономики является нам вполне закономерным процессом.

При проведении исследования страхового рынка в первую очередь необходимо анализировать отдельные группы экзогенных факторов: политических, экономических, правовых, социально-демографических, культурных, научно-технических и экологических. Необходимо отметить, что каждая из этих факторных групп имеет для страховой деятельности огромное и, подчас, решающее значение, вследствие чего некоторые авторы даже определяют их как отдельные виды внешней предпринимательской среды.

Подобного рода исследования предназначены для выявления сведений, характеризующих внешнюю среду деятельности страховой компании и проработки альтернативных сценариев развития страхового рынка и спроса на страховой продукт.

Важнейшей характеристикой страхового рынка является величина спроса на различные виды продукции и показатели рыночной доли для конкретных рынков, либо рыночных сегментов. Рыночный спрос определяется как общий объём продаж определённого товара на определённом рынке, частном или совокупном, за определённый период времени.

Кроме рыночного спроса различают категории первичного или нестимулированного спроса и текущий рыночный спрос. Данные показатели различают в зависимости от уровня маркетинговых усилий. Под первичным (нестимулированным) спросом подразумевается суммарный спрос на все виды данного страхового продукта, реализуемые без использования маркетинга. Можно сказать, что данный вид спроса постоянно присутствует на рынке. Текущий рыночный спрос характеризует объём продаж за определённый период времени, в определённых условиях внешней среды при определённом уровне использования инструментов стимулирования спроса субъектами страховой отрасли.

Важным показателем для страховой компании является показатель рыночной доли ее продукции. Рыночная доля определяется как отношение объёма продаж определённого страхового продукта, предлагаемого фирмой-страховщиком, к суммарному объёму продаж данного страхового продукта, осуществлённому всеми страховыми организациями, действующими на рынке данного региона. Для оценки конкурентной позиции страховщика этот показатель является ключевым. Обосновать подобное утверждение можно тем, что чем выше у страховщика показатель рыночной доли, тем больше объём реализуемого им страхового продукта. С возрастанием финансовых поступлений в страховые фонды компания имеет возможность снизить себестоимость страхового продукта (вследствие действия масштабного экономического фактора, согласно которому чем выше объём реализации, тем ниже себестоимость), и цену на данный продукт, повысив, таким образом, свою конкурентоспособность.

Данную рыночную стратегию применила отечественная компания «Ренессанс-Страхование» в программе по страхованию ветеранов Великой Отечественной Войны. По данным страховой компании, указанная группа населения насчитывает в Московской области около 53000 человек. Первоначально планируется охватить ею около 10000 ветеранов, живущих в Ростове-на-Дону. В этом случае стоимость страховки составит около 150-170 рублей. Однако в случае вовлечения в программу более 30000 человек, стоимость данного страхового продукта, по расчётам страховщика, снизится до 100-120 рублей.

Более углублённый анализ спроса направлен на выявление наиболее реальных факторов, влияющих на объём реализации страхового продукта, и на определение их фактического влияния.

При анализе страхового рынка наиболее часто исследуются такие факторы, как уровень дохода населения, цены на страховые услуги, структура потенциальных страхователей и методы продвижения и сбыта страхового продукта. Страховые рынки целесообразно изучать преимущественно на основе использования трёх подходов:

а) посредством анализа вторичной информации о структуре рынка и структуре страховых случаев в данном регионе;

б) путём анализа поведения и мотиваций потенциальных страхователей;

в) путём исследования присутствующих на рынке страховых продуктов.

Наиболее распространённым является первый подход, в рамках которого изучаются все документы, представляющие интерес для страховщика. Обычно данная документация исходит от различных министерств и государственных ведомств, статистических организаций, торговых палат, органов региональной власти, а так же является результатом специально проведенных исследований. Популярность этого подхода вызвана, прежде всего, тем, что вышеперечисленная информация является легко доступной, а её получение зачастую не требует значительных материальных затрат.

Тем не менее, строить на основе такой информации серьёзные прогнозы или планировать стратегические действия неосмотрительно. Чаще всего она носит общий характер и отличается недостаточной детализацией, а нередко и низкой степенью достоверности. Её проработка может служить лишь первым этапом серьёзного рыночного исследования, способным дать лишь необходимые статистические данные о состоянии страхового рынка данного региона.

Второй подход к изучению страхового рынка предполагает исследование мотивации и поведения потребителя путем проведения специальных обследований: интервьюирования, собеседований, заполнения анкет. Здесь необходимо отметить, что в ходе указанных мероприятий опрашиваются главным образом квалифицированные эксперты, детально владеющие вопросом: потребители, для которых страховой продукт не имеет никаких тайн (например, директора предприятий, страхующие имущество своей организации), пользователи, влияющие на выбор продавца, страховые агенты. Так же, опрашиваться могут рядовые страхователи, посетившие офис страховой компании с целью покупки страхового полиса, либо для получения справочной информации о нём. Поэтому проводящий такое исследование специалист обязан хорошо знать исследуемый страховой рынок, соответствующий страховой продукт, предлагаемый его компанией и аналогичные продукты конкурентов.

В тех случаях, когда речь идёт об исследовании рынков таких видов страховых продуктов, как страхование ответственности работодателя или страхование имущества промышленных предприятий, выбор охватывает не людей, а организации. Чаще всего подобная выборка невелика, а замена некоторых респондентов невозможна, так как существуют компании, которые обязательно надо опросить. Обычно это крупные предприятия, лидеры в своих отраслях. Однако, существует так же и большая возможность составления широкой выборки на репрезентативной основе с включением в неё предприятий разных размеров, отраслей и уровня рыночной деятельности (такое положение складывается при исследовании рынков страховых продуктов «массового потребления», таких как страхование имущества от огня).

Но все же самым приоритетным направлением исследования страхового рынка является анализ структуры потребителей страховых услуг, как главного объекта приложения экономических усилий страховщика.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Страховой надзор в системе государственного регулирования страхования
Зарубежный опыт жилищного страхования
Эффективность использования средств Фонда социального страхования
Страховой рынок как объект государственного регулирования
Развитие системы страховой защиты экономических субъектов в условиях рыночной экономики
Вернуться к списку публикаций