2009-07-09 19:02:18
ГлавнаяСтрахование — Развитие системы страховой защиты экономических субъектов в условиях рыночной экономики



Развитие системы страховой защиты экономических субъектов в условиях рыночной экономики


В целях стимулирования деятельности тех участников страхового рынка, которые непосредственно развивают его клиентскую базу, необходимо освободить доходы страховых брокеров от НДС. Дело в том, что доходы, получаемые страховыми брокерами, представляют собой часть страховой (перестраховочной) премии, которая НДС не облагается. В то же время доходы страховых брокеров подвержены обложению НДС, что и методически неверно, и серьезно подрывает финансовые основы деятельности предпринимателей, непосредственно работающих со страхователями и развивающих воспроизводственную базу отечественного страхового рынка.

В целях стимулирования инвестиций страховых организаций в развитие механизмов расширенного воспроизводства своей клиентской базы (в создание и кадровое обеспечение агентств, развитие филиальных сетей, совершенствование материально-технической базы обслуживания клиентов и др.) необходимо добиться вывода из-под налогообложения тех средств страховых организаций, которые направляются непосредственно на эти цели.

К примеру, в странах ЕЭС имеются налоговые льготы для страховых компаний, использующих свой капитал в целях инвестирования, в т.ч. и в социальные проекты.

Только при таком подходе можно будет рассматривать страховой рынок как структуру, развивающуюся стабильно, и надеяться, что по мере становления и укрепления страхового рынка следует ожидать как новых структурных изменений общего страхового портфеля, так и роста удельного веса отдельных видов и отраслей страхования.

Считаем необходимым, высказать свою точку зрения и по вопросу развития страхования граждан - физических лиц. Создание системы страхования, гарантированно защищающей интересы населения, должно идти по трём направлениям:

- заключение договоров страхования непосредственно с гражданами в отношении их жизни, здоровья, имущества и т.д.;

- страхование жизни и здоровья граждан за счёт средств предприятий, организаций и бюджетных ассигнований;

- страхование ответственности производителей товаров и услуг перед потребителями.

Главным из них, конечно, должно стать первое направление.

Чтобы оценить имеющиеся тут резервы и перспективы, надо рассмотреть исторические, теоретические и современные практические аспекты развития страхования среди населения.

В условиях господства государственной собственности, не подлежавшей страхованию (кроме обязательного страхования имущества совхозов), субъектами обязательного и добровольного страхования выступали главным образом граждане. Добровольное страхование имущества кооперативных и общественных организаций объективно было ограниченным.

Планово-организационные задания Госстраху и экономическое стимулирование его деятельности обеспечивали неуклонный рост числа договоров добровольного страхования, заключенных с населением. Система Госстраха, конечно, развивалась на основе хозрасчета и самофинансирования, но получение прибыли находилось на втором месте, как производное от основной социальной (возмещающей) функции страхования.

По отчетным данным Росгосстраха, в 1990 г. с населением было заключено 123,2 млн. договоров, из них по страхованию имущества - 41 млн. договоров. Охват страхованием (% от страхового поля) составлял в РСФСР: по добровольному страхованию строений - 57,2%, домашнего имущества - 44,1%, автомашин - 45,2%, страхованию жизни - 78,3%, страхованию от несчастных случаев - 27,9%.

Эти данные характеризуют существовавшее отношение населения к страхованию. Если при наличии обязательного страхования строений почти 60% их страховалось ещё и в добровольном порядке, то это свидетельство традиционного еще со времен земств понимания населением важности страховой защиты. Более высокий охват страхованием строений (по сравнению с автомашинами) отражал понимание населением приоритетов в страховании: без автомашины жить можно, а без дома нельзя. Сказывалась также различная структура собственников недвижимости и автотранспорта.

В страховании жизни основным был интерес формирования хотя бы небольших накоплений в течение 5-летнего (преобладавшего) срока страхования. Такова же причина незначительного развития страхования от несчастных случаев.

Сегодня мы не имеем полной картины развития страхования среди населения в России. Формирование такой статистики - дело первостепенной важности. Но даже имеющихся данных достаточно для весьма критических выводов.

На 1 января 2002 г в России действовало 49,5 млн. договоров. При этом 80%, или примерно 40 млн. договоров заключено гражданами. За последние годы есть некоторый прирост числа таких договоров. Но больше оснований говорить не об успехе, а о провале в страховой защите населения страны. Почему же столь разительные результаты в развитии страхования среди населения в Прошлой, советской и нынешней, рыночной России? В чем причина такого провала, его объективные и субъективные факторы.

Прежде всего, обращает внимание, что российские граждане остаются потенциальными, но не реальными страхователями. Утрачиваются прежние традиции страхования и слабо формируются новые, соответствующие рыночной экономике. Безусловно, влияет, отмеченная ранее, низкая платежеспособность населения. Но ведь в 80-х - 90-х годах денежные доходы населения, особенно сельских жителей, тоже были весьма скромны, а страхований строений и другого имущества прогрессировало. Следовательно, причина не столько в уровне доходов, сколько в организации работы с населением.

Тут полезно обратиться к истории стихийного становления российского страхового рынка. Начало ему, как известно, положило принятие Закона СССР от 26 мая 1988 г «О кооперации в СССР». Окончательное же преодоление государственной страховой монополии стало результатом принятия закона от 16.08.1990 г «О мерах по демонополизации народного хозяйства».

Создание негосударственных страховых организаций (их называли тогда «альтернативными») постепенно приобрело массовый характер. Создавались они (по крайней мере, абсолютное большинство) в коммерческих целях, ни о какой их социальной направленности говорить не приходилось.

Высокие коммерческие результаты, конечно, легче было получать при работе с корпоративными клиентами и банками путём заключения всевозможных страховых и, так сказать, «полустраховых» договоров. Работа же с населением - трудозатратная и малорентабельная. Да и завоевать доверие граждан удавалось далеко не сразу. Разумные действия ряда новых страховых компаний часто подрывались пирамидными схемами других.

В этих условиях система Росгосстраха в основном сохранила доверие населения. Но часть её фирм стала делать ставку на работу с корпоративными клиентами. Кроме того, Росгосстрах растерял кадры страховых агентов, которыми преимущественно осуществлялась работа с физическими лицами.

Сейчас, правда, многие страховщики поняли необходимость развивать страхование среди населения, и нашли эффективнее методы его проведения. Среди таких страховых компаний по итогам 2001 г «Сибирь», Военно-страховая, РЕСО-Гарантия, Макс, РОСНО, группа Альфа-Страхование и др.

К этому подталкивает и такой объективный фактор, как крайне небольшие резервы на рынке страхования крупных корпоративных клиентов, который к тому же становится сферой преимущественной деятельности кэптивных страховщиков.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Проблемы и направления трансформации обязательного государственного страхования в системе социальной защиты военнослужащих министерства обороны РФ
Организация обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих МО РФ
Роль страхового рынка в системе социально-экономических отношений
Теории государственного регулирования экономической деятельности и их применение в регулировании страхования
Международный и отечественный исторический опыт государственного регулирования страхового рынка
Вернуться к списку публикаций