2012-07-30 11:21:02
ГлавнаяСтрахование — Сущность социального страхования и его роль в условиях рыночной экономики



Сущность социального страхования и его роль в условиях рыночной экономики


Двадцатый век ознаменовался колоссальными преобразованиями в социальной сфере. Развитие городов, промышленности привело к тому, что обычаи, характерные для сельской местности, когда семья брала на себя заботу о нетрудоспособных членах семьи, стали невозможными в силу частой оторванности детей от семьи. Риск потери доходов и средств к существованию увеличился также по мере освоения новых земель. Если раньше изменения на рынке труда, кризисные явления в экономике, совершенствование оборудования, которые вели к появлению «избыточной» массы работников, могли компенсироваться переездом на новые неосвоенные земли, то к концу XIX века это стало невозможно. Развитие экономики, появление новых технологий способствовало росту рисков потери трудоспособности в результате травм, заболеваний, безработицы. Одновременно с индивидуальными способами защиты от таких рисков на основе договоров личного страхования, индивидуальных накоплений и благотворительной деятельности религиозных организаций, государство постепенно начало брать на себя обязанность по гарантии компенсации последствий этих рисков для обеспечения стабильности в обществе. Этому также способствовало усиление роли общественных организаций (таких, как профессиональные союзы и другие общественные объединения), которые в свою очередь стали активно развиваться в условиях роста класса наемных работников.

Двадцатое столетие показало пример двух систем, первая из которых характеризуется постепенным развитием социального обеспечения и изменением роли государства в социальной сфере при сохранении рыночных основ, когда государство берет на себя смягчение всех негативных последствий рыночных отношений. Такая экономическая система получила название смешанной экономики. Второй тип системы, существовавший в СССР и других социалистических странах, характеризовался административно-плановыми началами в экономике, полной занятостью и одновременно социальным обеспечением нетрудоспособных за счет средств, сосредоточенных в государственном бюджете (включая бюджет социального страхования). При этом государство выступало одновременно и работодателем, и гарантом по обеспечению в случае частичной или полной утраты трудоспособности.

Очевидно, было бы неверным считать, что развитие социального обеспечения (и социального страхования как одной из его сфер) в рамках этих систем происходило обособленно друг от друга. Представляется, что именно социальные потрясения и глубокие преобразования в бывшем СССР стали толчком расширения социальных гарантий трудящихся в государствах Западной Европы, США, Канады, Японии и др. Так, в США закон о социальном страховании 1935 г. подвергался беспощадной критике, инициатора его принятия президента Рузвельта окрестили «предателем интересов своего класса», после Второй мировой войны, когда проявились результаты реализации этого закона, Рузвельта его противники приветствовали как спасителя капитализма и рыночной экономики.

Таким образом, в рамках социальной политики, проводимой государством в XX веке, можно выделить систему обязательных гарантий по обеспечению граждан по возрасту, в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, потери работы, а также малообеспеченных семей. Эта система гарантий, а также правовое регулирование взаимоотношений работодателей и работников, защита прав последних и составляют понятие социальной защиты. В свою очередь, система мер по непосредственно материальному обеспечению нетрудоспособных и малообеспеченных в рамках этой защиты составляет понятие социального обеспечения. В разных странах термин, переводимый на русский язык как «социальное обеспечение» (а иногда и как социальная защита) - social security , включает разные составные элементы. Так, в США его использование применяется к пенсионному обеспечению по возрасту, в Великобритании он связан со всей системой выплат пособий и помощи населению, а в остальной Европе в соответствии с требованиями Международной Организации Труда (МОТ) включает также медицинское обслуживание. На наш взгляд, учитывая сложившиеся традиции в нашей стране, в понятие «социальное обеспечение» следует включать обеспечение нетрудоспособных граждан, семей с малым доходом, в том числе в результате потери работы, их социальное обслуживание, включая медицинское обслуживание.

Понятие «социальное обеспечение» имеет и правовые, и общеэкономические, и моральные, и финансовые аспекты. Целью данной работы является рассмотрение в первую очередь его финансовых аспектов. Социальные гарантии могут обеспечиваться на основе бюджетного или страхового метода финансирования.

Бюджетный механизм социального обеспечения предусматривает выплаты за счет общих налоговых и неналоговых поступлений без закрепления, как правило, соответствующих источников доходов за данными видами расходов. В этом заключается определенный недостаток данного механизма, так как при ограниченности бюджетных доходов велика вероятность остаточного характера финансирования социальных гарантий. Страховой метод обеспечения социальных гарантий по защите малоимущих граждан предполагает создание страховых фондов на основе, как правило, обязательных для работников и/или работодателей страховых взносов. Собственно такое страхование и составляет понятие «социального страхования».

Страховой метод формирования финансовых ресурсов предполагает раскладку ущерба между участниками создания страхового фонда во времени и пространстве, достаточно полную эквивалентность поступивших в фонд взносов с его выплатами для всей группы участников страхования, зависимость страховых выплат от реально наступившего случая, последствия которого затрагивают имущественные интересы застрахованных.

Преимущества страхового метода социального обеспечения по сравнению с бюджетным состоят в следующем. Во-первых, преодолевается потенциальная возможность остаточного финансирования социальных расходов, характерная для бюджетного метода.

Во-вторых, в отличие от практически абсолютной безэквивалентности, которая лежит в основе налоговых платежей, страховые взносы являются основой возможных будущих выплат (существует даже термин «отложенных из заработной платы будущих выплат»), что, по мнению зарубежных экономистов, предполагает более охотную уплату страховых взносов по сравнению с налогами.

В-третьих, участие самих застрахованных в формировании фондов социального страхования способствует более высокой степени ответственности граждан за свое здоровье и материальное положение и должно способствовать вытеснению иждивенческих настроений, возможность которых очень высока при бюджетном финансировании социального обеспечения.

В-четвертых, используются преимущества территориальной раскладки ущерба при охвате большой территории.

В-пятых, единство базы расчета страховых взносов и страховых выплат обеспечивает индексацию пенсий и пособий в соответствии с изменением данной базы. Наконец, формирование обособленных страховых фондов дает возможность осуществлять капитализацию временно свободных денежных средств, которые должны направляться на защиту социальных выплат от последствий инфляции. Преимущества страхового метода формирования средств социального обеспечения определяют роль, которую должно играть социальное страхование в финансовой системе.

По мере развития социального страхования произошли существенные изменения в страховом механизме социального обеспечения: значительно расширился охват застрахованных - практически все работающие граждане, в формировании фондов социального страхования стали принимать активное участие работодатели и государство, тем самым, круг страхователей и круг застрахованных не совпадают. «Существенным элементом этого процесса эволюции была замена системы полной капитализации, финансируемой за счет индивидуальных взносов, системой с более универсальным механизмом финансирования, основанным на перераспределении и обязательном участии».

Вопрос о сущности социального страхования, его места в системе финансовых отношений, а также в системе мер по социальной защите населения остается, на наш взгляд, не вполне определенным в научной литературе. Этому способствует не только различия в подходах по определению места социального страхования в отношениях, связанных с социальным обеспечением населения, а также в финансовой системе, но и разные подходы в определении характерных черт и особенностей социального страхования.

Прежде всего, представляется спорным противопоставление социального страхования социальному обеспечению это особенно присуще работам, в которых происходит сравнение системы социального обеспечения, существовавшей в СССР в условиях централизованно планируемой экономики, и отдельных отраслей соцобеспечения в нашей стране в условиях создания рыночных основ экономики. Более объяснимо используемое отдельными авторами отождествление этих двух понятий, так как отдельные положения, проблемы, относящиеся к социальному страхованию, распространяются на все социальное обеспечение в целом.

Представляется, что социальное страхование - это одна из сфер социального обеспечения наряду с социальной помощью. Такой точки зрения придерживаются и многие зарубежные авторы такие, как например, Р. Майер, среди российских экономистов - проф. Роик В.Д. Шведский ученый Эспринг-Андерсен в зависимости от той роли, которую играет социальное страхование в системе социального обеспечения различает три типа систем социального обеспечения. Первый тип, характерный для Германии - консервативный, в котором основу системы составляет классическая модель социального страхования, строящаяся на принципе проверки выполнения установленных обязательств (уплата страховых взносов или наличие продолжительности трудовой деятельности). Второй тип системы социального обеспечения, где превалирует социальная помощь, ориентированная на лиц, не имеющих других достаточных доходов, широко распространен в англоговорящих странах. И, наконец, третий тип, при котором в создании страховых фондов большее по сравнению с самими работниками участие принимают работодатели и государство, а выплаты социального страхования и социальной помощи ориентированы на лиц, имеющий определенный статус (пенсионер, семья, имеющая детей, инвалид и т.д.), независимо от уровня семейных доходов. Такой тип системы социального обеспечения присущ североевропейским странам (так называемая, «шведская модель»).



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Региональная система управления средствами социального страхования
Механизм государственного регулирования страхового рынка
Возникновение и эволюция института страхования
Современный страховой рынок и необходимость жилищного страхования
Анализ основных финансовых показателей Фонда социального страхования Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций