2012-07-30 11:18:45
ГлавнаяСтрахование — Этапы становления и развития социального страхования в России



Этапы становления и развития социального страхования в России


Социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям, проблемы реформирования (1991 г. - настоящее время)

Провозглашенная в нашей стране в конце 80-х годов перестройка вызвала изменения в организации и финансировании социального страхования. К первой попытке реорганизации старой системы соцстраха можно отнести Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 года «О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение». В соответствии с этим документом с 1 января 1991 года образуется Фонд социального страхования СССР в ведении ВЦСПС и упраздняется централизованный союзный Фонд социального страхования колхозников. Однако это мероприятие практически не привело к перестройке содержания и функционирования социального страхования. Можно лишь указать на одно обстоятельство, которое имело важное значение для последующего развития системы. С образованием данного Фонда его средства уже не включались в состав государственного бюджета, что позволило избавиться от остаточного принципа распределения средств на эти цели. Одновременно и государственный бюджет был освобожден от прежней дотации на эти нужды, хотя финансовый механизм Фонда социального страхования СССР еще не был в достаточной мере отработан.

Указанный недостаток в известной мере был устранен при создании Фонда социального страхования РСФСР, который, как и союзный, начал действовать с 1 января 1991 года. Он находился в ведении Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и в течение некоторого времени функционировал одновременно с союзным Фондом, который с распадом СССР прекратил свое существование.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР и ФНПР от 25 декабря 1990 года Фонд социального страхования РСФСР получил свой отдельный страховой тариф в размере 5,4 процента к начисленной оплате труда, который действовал до 1 января 2001 года. Позднее Фонду было предоставлено право применения финансовых санкций, которыми пользовались органы Пенсионного фонда.

Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое положение. Были утверждены Временное положение о Фонде и Инструкция о порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах созданы региональные фонды, подчиненные центру. Преодолеваются и сепаратистские тенденции со стороны ряда вновь созданных профцентров, которые претендовали на управление средствами государственного социального страхования со ссылкой на практически не действующую статью 226 КЗоТ РСФСР. Это могло привести к возникновению множества мелких фондов и подрыву принципа солидарности - основы социального страхования.

Правовое положение Фонда социального страхования существенно упрочилось в связи с изданием в 1992 и 1993 годах соответствующих Указов Президента Российской Федерации. Согласно этим документам управление государственным социальным страхованием было возложено на Правительство Российской Федерации с участием общероссийских объединений профсоюзов. Фонд становится государственным учреждением. Его деятельность регламентируется Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ в 1994 году, с последующими изменениями и дополнениями.

С переходом страны к рыночным отношениям начинает меняться и система социального страхования. Самым важным достижением ее первоначального реформирования является создание самостоятельного, автономного Фонда со своим бюджетом и новой моделью управления. Это позволило обеспечить строго целевое использование средств и не только сохранить, но даже несколько повысить уровень обеспечения застрахованных отдельными пособиями. В сложных для страны экономических условиях увеличены сроки выплаты пособий по беременности и родам и по уходу за больными детьми. Сняты существовавшие длительное время ограничения при выплате пособий по временной нетрудоспособности работающим инвалидам. Для всех работников Севера пособие по временной нетрудоспособности установлено в размере 100 процентов заработка. Фонд взял на себя финансирование пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Первые шаги реформирования не смогли радикально изменить существо системы социального страхования, которая еще в значительной степени опирается на устаревшие дореформенные принципы и правила, свойственные централизованному ведению экономики. К основным направлениям ее дальнейшего реформирования можно было бы отнести следующие:

- совершенствование структуры выплат по социальному страхованию;

- рационализация и оптимизация условий предоставления пособий с учетом складывающихся рыночных отношений;

- распространение социального страхования на индивидуальных предпринимателей и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, определение порядка их участия в финансировании и предоставления им соответствующих выплат;

- законодательное закрепление государственной собственности на средства социального страхования, автономности Фонда, его бюджета, сложившихся системы управления и организационных структур;

- обеспечение финансовой устойчивости системы путем введения в среднесрочной перспективе общепризнанного в мировой практике трехканального метода финансирования (государство, работодатель, работник), расширения базы начисления страховых взносов и максимальной ее унификации в отношении всех внебюджетных фондов, образования целевых резервов, повышения эффективности контроля и применения финансовых санкций;

- ускорение процесса создания надлежащей правовой базы социального страхования, осуществляемого Фондом, с учетом необходимости координации, взаимной увязки, совершенствования существующих и введения новых видов страхования.

На пути реформирования социального страхования, решения названных выше проблем встречается немало трудностей. Нередко они порождаются недостаточно продуманными предложениями, которые не отвечают современным требованиям и противодействуют положительным тенденциям в этой работе.

Уже несколько лет предпринимаются попытки консолидировать средства Фонда в федеральном бюджете. Реализация такого предложения, по нашему мнению, недопустима. Это означало бы отступление от достигнутого положения о самостоятельности Фонда, невхождении его средств в состав каких-либо бюджетов; привело бы к возврату к остаточному принципу финансирования программ социального страхования. Оно породило бы излишнюю централизацию и тем самым отстранение субъектов Федерации и работодателей от участия в совершенствовании системы, развитии ее дополнительных, добровольных форм. Под угрозой окажется давно сложившаяся и хорошо зарекомендовавшая себя зачетная система, и возникнет необходимость в ненужной «прокачке» средств.

К этой же категории предложений относится идея об объединении двух фондов - социального и медицинского страхования, которые коренным образом различаются по своим функциям, задачам, формам и методам работы. Если для Фонда социального страхования основной функцией является материальное обеспечение работающих граждан в виде пособий и других выплат, то для медицинского - предоставление медицинской помощи всему населению. В одном случае средства, в своей основе, расходуются непосредственно на предприятиях по зачетной системе, в другом - централизуются на уровне территориальных медицинских фондов.

Все настойчивее выдвигается предложение об исключении из бюджета Фонда так называемых нестраховых выплат, в том числе на санаторно-курортное лечение и другие формы оздоровления застрахованных и их детей.

Действительно, в составе бюджета имеются нестраховые выплаты, к числу которых бесспорно относятся единовременное пособие при рождении ребенка неработающим (то есть незастрахованным) гражданам, оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, финансирование детско-юношеских спортивных школ, новогодние детские подарки. Но прежде чем исключать эти выплаты из данного бюджета, надо решить, кто же их будет производить в дальнейшем.

Что касается санаторно-курортного лечения работников и оздоровления их детей, то расходы на эти цели нельзя считать нестраховыми. Это неотъемлемая часть системы соцстраха, ее профилактическое направление, цель и задачи которого заключаются в снижении заболеваемости среди работников и их детей, в экономии средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Оно существует в социальном страховании многие годы и полностью оправдало себя, стало национальной традицией и общепризнанным преимуществом нашей системы. Полное исключение его из бюджета Фонда СС может привести к серьезным негативным последствиям:

росту заболеваемости и увеличению расходов на выплату пособий;

сокращению сети здравниц и безработице среди высвобождаемых из этой сферы работников;

недоступности путевок для основной массы населения;

отрицательно скажется на социально-экономическом положении городов- курортов.

Еще недавно на санторно-курортное лечение и оздоровление работающих граждан и их детей направлялась значительная часть средств Фонда социального страхования. Это своего рода превентивное мероприятие, профилактика страхового случая; что позволяет значительно сократить расходы на выплату «больничных». Расходы по статье «Санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей» в бюджете Фонда социального страхования на 2002 год сокращены почти вдвое по сравнению с 2001 годом. Обеспеченность путевками может снизиться до 35% от объема оздоровления 2001 года.

Председатель Фонда социального страхования Российской Федерации Ю.А. Косарев отмечает то, что реформы должны быть честными и прозрачными. И мы с его мнением полностью согласны: целью реформ не должна быть абстрактная экономия средств ради экономии. Государство создано для блага нации и для укрепления благосостояния народа. Реформы должны быть сбалансированными, а слагаемые успеха социальных реформ должны предусматривать честность намерений, тщательный и ответственный просчет системных рисков и грамотное управление.


Самсонова Галина Ивановна



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Проблемы и направления трансформации обязательного государственного страхования в системе социальной защиты военнослужащих министерства обороны РФ
Теоретико-игровое моделирование процесса либерализации российского страхового рынка
Механизм государственного регулирования страхового рынка
Страховой рынок России
Допуск иностранного капитала как один из аспектов либерализации страхового рынка
Вернуться к списку публикаций