2012-07-30 09:39:46
ГлавнаяСтрахование — Анализ основных финансовых показателей Фонда социального страхования Российской Федерации



Анализ основных финансовых показателей Фонда социального страхования Российской Федерации


Ситуацию еще сильнее усугубляют явные ошибки законодателей при введении законов, касающихся социального страхования в части сокращения доходной базы. Так, при принятии закона о едином налоге на вмененный доход была допущена методологическая ошибка, когда в состав налога включили и платежи во внебюджетные фонды, в частности в фонд социального страхования. При этом в качестве налогооблагаемой базы приняли расчетный доход, а не фонд оплаты труда. Пособия же для работающих на этих предприятиях выплачивают, как и везде, в зависимости от заработной платы. Различие налогооблагаемой базы и базы для начисления пособий привело к тому, что эта категория налогоплательщиков только на выплату пособий расходует средств гораздо больше, нежели отчисляет в фонд. Естественно, что норматив на санаторно-курортное лечение у этих предприятий - практически нулевой. После введения ЕСН, из-за целого ряда неточностей и ошибок в соответствующей главе Налогового кодекса, часть наемных работников оказалась лишена социального страхования вообще. Между тем категория налогоплательщиков, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, достаточно велика. Только по Московской области она составляет около 78 тыс. человек.

Следующая чрезвычайно важная позиция - это введение ограничения на сумму оплаты одного дня пребывания человека в здравнице за счет средств социального страхования. Введение так называемой социальной цены на путевку в нынешних экономических условиях имело целый ряд разноплановых последствий. Связано это с тем, что в большинстве санаториев и пансионатов с лечением в счет средств социального страхования продается не менее 80% путевок. Потому стоимость одного койко-дня, установленная федеральным законом о бюджете Фонда, быстро стала практически основным критерием определения цены на путевку в санаторно-курортные учреждения (за исключением элитных, специализированных, ведомственных). Это стало ярко видно в апреле-мае прошлого года, когда законодатели приняли явно заниженную для нормального функционирования санаторно-курортной системы «социальную цену» путевки в размере 265 руб. на один койко-день. Те санатории, которые вовремя не учли этот факт и не скорректировали цены на свои путевки, в подавляющем большинстве случаев получили очень серьезные проблемы с их реализацией. Не осталось ничего другого, как путевки удешевлять.

На рисунке 3 видно, что произошло эквивалентное, по отношению к средней заработной плате, снижение средних цен на путевки: санаторно-курортное лечение - на 25%, путевка «Мать и дитя» - более чем на 30%.


Отношение стоимости путевки к среднемесячной заработной плате

Рисунок 3. Отношение стоимости путевки к среднемесячной заработной плате


Как показывают данные финансовых отчетов, в течение 1995-1999 гг. стоимость путевок росла намного быстрее, чем номинальные доходы работающих граждан. С одной стороны, на это есть объективные причины: инфляция издержек опережала рост заработной платы. С другой стороны, при росте средних доходов работающих в валютном эквиваленте, в 1996-1998 гг. целый ряд санаторных учреждений необоснованно завышал стоимость путевок, исходя из безубыточности работы санаториев при 50-70% заполняемости. Таким образом, в структуре цены на путевку сложился приличный люфт, которым руководители смогли воспользоваться, чтобы смягчить упомянутые негативные последствия.

При планировании цены на путевку следует учитывать и то, что большинство работающих людей в Московской области, как показывает опыт, готовы доплачивать за одну путевку не более 700-1000 руб.

Следующим важным следствием принятия «социальной цены» стала локализация санаторно-курортного лечения. Наибольшим спросом начали пользоваться санаторные учреждения, расположенные в своей же области либо в близлежащих регионах. Такое положение объясняется двумя причинами. Во-первых, цены на путевки южных здравниц да и большинства санаториев Кавказских Минеральных Вод слишком высоки по сравнению с «социальной ценой» и требуют значительных, а для большинства работающих — запредельных, доплат из кармана застрахованного лица, получающего путевку. Во-вторых, с 2001 года за счет средств Фонда не оплачивается проезд до места лечения. Стоимость дороги сразу превратилась в фактор, во многом определяющий выбор путевки, особенно учитывая опережающий рост тарифов на железнодорожный проезд.

В результате, например, по Московской области, за год доля путевок в местные санатории выросла до 85%. Значительно стимулирует спрос на путевки и то, что для застрахованного лица путевка может оказаться совсем бесплатной, если ее цена равна или ниже «социальной». Хоть это, в свою очередь, и усугубляет проблему нехватки здравниц на территории ряда регионов. Одновременно удаленные от транспортных магистралей здравницы нередко с трудом продают даже очень дешевые путевки. Таким образом, вполне может сложиться ситуация неудовлетворенного спроса при наличии неиспользованных ассигнований по статье «санаторно-курортное лечение» в бюджете региональных отделений Фонда социального страхования.

Следующий фактор, существенно повлиявший на рынок санаторно-курортных услуг, - это постановление Правительства от 21.04.2001 г. № 309, которое отменило ранее действовавший порядок приобретения и выдачи путевок. До сих пор для предприятий с численностью работающих менее 300 человек путевки на санаторно-курортное лечение могли приобретать только исполнительные органы Фонда социального страхования. Да и более крупные предприятия зачастую делегировали им это право, снимая с себя целый ряд проблем, связанных с необходимостью проведения конкурсов по закупке путевок, отсутствием «живых» денег на своих расчетных счетах и т.д. Новая схема предполагала, что единственными покупателями путевок на санаторно-курортное лечение могут быть сами страхователи, и только они. Таким образом, санаторно-курортные учреждения и их объединения лишились крупнейшего оптового покупателя. Сейчас всем им приходится с нуля выстраивать механизмы реализации своих путевок огромному количеству мелких предприятий (с численностью работающих 2-10 человек), которые составляют свыше 90% всех страхователей. Проблема усугубляется тем, что у таких предприятий, как правило, нет людей, а часто и финансовых возможностей, чтобы заниматься поиском и приобретением путевок. Более того, постановление Правительства поставило под сомнение юридическое право страхователей приобретать за счет средств социального страхования путевки у санаторно-курортных объединений.

Доходная часть бюджета МОРО ФСС на 2001 год по ЕСН формировалась из начисленных средств 2.200 млн. руб. и мобилизации задолженности 45 млн. руб.

Расходная часть бюджета на 2001 год предусматривала:

- на выплату пособий 1.800 млн. рублей (в 2000 г. - 1600,0 млн. руб.);

- на санаторно-курортное лечение (в т.ч. участники ВОВ) 581 млн. рублей (в 2000 г. - 824 млн. рублей);

- оздоровление детей 338 млн. руб. (в 2000 г. - 338 млн. рублей);

- ДЮСШ 39,5 млн. рублей (в 2000 г. - 36 млн. рублей).

В связи с введением с 01.01.2001г. единого социального налога была существенно изменена структура областного регионального отделения Фонда; помимо 44 территориальных филиалов, осуществляющих социальное страхование в городах и регионах Подмосковья, были определены 3 филиала, основной функцией которых явилось осуществление выплат неработающим пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По состоянию на 01.05.2001г. в региональном отделении сформировано 814 дел пострадавших, по которым получают ежемесячное пособие по возмещению вреда 15 848 человек.

Из общего количества дел имеющихся, в МОРО ФСС РФ, 13718 (86,7%) находятся в выплатных филиалах, в т.ч.:

в филиале № 8 - 4 097 дел, (29,9%)

в филиале № 16 - 4 232 дел, (30,8%)

в филиале № 45 - 5 389 дел (39,3%), из них 936 пострадавших - работники ликвидированных шахт.

2096 дел пострадавших находятся в территориальных филиалах по месту нахождения предприятия - причинителя вреда.

Наибольшее количество дел пострадавших, работающих у страхователя - причинителя вреда насчитывается в филиалах:

В филиале №25 -303;

В филиале №39-110;

В филиале № 19-106;

В филиале № 44 - 103;

В филиале № 27-95;

В филиале № 14 - 85;

В филиале № 18-71.

В соответствии с положениями Федерального закона « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ, независимо от того, в каких отношениях с работодателем находится пострадавший, все выплаты пособий по дополнительным видам помощи производятся страховщиком.

На основании этого все 44 филиала назначают, в соответствии с приказами ежемесячные, единовременные пособия, виды посторонней помощи, протезирования, санаторно-курортное лечение и обеспечивают контроль за целевым использованием средств страхового тарифа.

Наряду с этим, ведется учет всех новых несчастных случаев и формированием личных дел, передача в выплатной филиал дел пострадавших, которые закончили трудовую деятельность у предприятия причинителя - вреда.

На достаточном организаторском уровне ведется работа по страхованию от несчастных случаев на производстве в филиалах №№ 11,14,18,19,23,26,32,38,39.

В настоящее время практически все выплатные филиалы своевременно и в полном объеме производят начисления и выплаты ежемесячных пособий, средняя выплата по которым составляет 1138 рублей, оплату дополнительных расходов по приобретению медикаментов, посторонних видов помощи, дополнительного питания и протезирования.

Систематически проводилось обучение работников филиалов регионального отделения, по направлениям деятельности Фонда оказывалась методическая и практическая помощь. Уменьшение тарифа страховых взносов по социальному страхованию в 2001 году с 5,4% до 4,0% привело к тому, что за счет собираемых средств Московское областное региональное отделение сможет обеспечить в будущем только выплаты по пособиям по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; по уходу за детьми-инвалидами; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; социальное пособие на погребение).

В целом по Московской области региональное отделение не будет иметь возможности ежегодно производить:

1. Частичное финансирование 35 детско-юношеских спортивных школ, с количеством занимающихся в них детей около 15 тысяч.

2. Оплату частичной стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря, где за год оздоравливаются около 140 тысяч детей, финансировать расходы по подготовке к открытию детских оздоровительных лагерей.

3. Оплату более 2 тысяч путевок на долечивание больных, перенесших острый инфаркт миокарда и операции на желудочно-кишечном тракте.

4. Оздоровление около 6 тысяч участников ВОВ.

5. Финансировать расходы на содержание санаториев-профилакториев (питание, лечение и медикаменты, оплату труда и начисления на фонд оплаты труда, культобслуживание и прочие расходы), в которых ежегодно оздоравливаются более 30 тысяч трудящихся.

6. Оздоровление и отдых работающих и их детей. Ежегодно в санаториях, пансионатах и домах отдыха оздоравливаются более 60 тысяч трудящихся.

7. Приобретать детские новогодние подарки для 900 тысяч детей.


Самсонова Галина Ивановна



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Совершенствование нормативно-правового регулирования социального страхования
Проблемы и направления трансформации обязательного государственного страхования в системе социальной защиты военнослужащих министерства обороны РФ
Жилищное страхование в системе страховых отношений
Допуск иностранного капитала как один из аспектов либерализации страхового рынка
Содержание и особенности функционирования страхового рынка
Вернуться к списку публикаций