2012-07-30 09:39:46
ГлавнаяСтрахование — Анализ основных финансовых показателей Фонда социального страхования Российской Федерации



Анализ основных финансовых показателей Фонда социального страхования Российской Федерации


Сводные реестры страхователей на бумажных и магнитных носителях по 67 ИМНС М.О. переданы в УМНС РФ М.О. 15.11.2000 г. Одновременно переданы реестры страхователей: в МРО ФСС РФ - 19491, в другие регионы - 144. Принято страхователей из МРО - 1060, из ликвидированных ЦОО - 1443. Отчеты страхователей за 2000 год принимались филиалами уже по новому месту их нахождения, с учетом измененной структуры.

Всего на 01.01.2001 г. в МОРО функционирует 47 филиалов. В тех районах, где нет филиала, действует уполномоченный, обеспечивая взаимодействие со страхователями, налоговой инспекцией и территориальным казначейством.

Управляющий МОРО ФСС РФ принял участие в совещании по координации совместных действий, проводимом руководителем УМНС по Московской области. В совещании также приняли участие руководители ФОМС и ПФ по Московской области. Было проведено заседание координационного совета МОРО ФСС РФ по введению ЕСН.

Контроль за перемещением средств от страхователей в казначейство и далее в исполнительные органы ФСС РФ осуществляется в соответствии с Приказом Минфина от 15.01.2001 г. № ЗН.

Введение ЕСН в Московской области проводилось при непосредственном участии Правительства М.О., в котором создана рабочая группа по введению ЕСН под руководством первого заместителя Председателя Правительства М.О. Репченко Н.М. В состав этой рабочей группы входит управляющий МОРО ФСС РФ. Большую помощь в осуществлении этой работы оказали профессиональные союзы.

Кадровый состав в филиалах, которые были переведены из Москвы, в города и районы Московской области на 90% состоит из специалистов, ранее работавших в профессиональных союзах, начиная с директоров и главных бухгалтеров.

Доходы Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ за 2000 год составили 3594,6 млн. рублей, в том числе: по социальному страхованию 3023,5 млн. рублей; по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 571,1 млн. рублей.

Полнота сбора страховых взносов составила 96,6%, в том числе: по социальному страхованию 101,0% (в 1999 году - 96,3%); по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 78,2%.

Прочие поступления за 2000 год составили 2,1% к начисленным страховым взносам.

Не представили расчетные ведомости 11965 страхователей или 14,2% от страхователей состоящих на учете.

За 2000 год расходы в целом по региональному отделению составили 3041,3 млн. рублей или 86,4% к страховым взносам принятым в доход, в том числе:

- по социальному страхованию 2916,5 млн. рублей или 98,2% к страховым взносам принятым в доход (в 1999 году - 83,3%);

- по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 124,8 млн. рублей или 21,8% к страховым взносам принятым в доход.

Средства по социальному страхованию расходовались:

1. на выплату пособий - 1587,6 млн. рублей или 54,0% к страховым взносам принятым в доход, что на 5,2% выше, чем за тот же период прошлого года, в том числе:

- по временной нетрудоспособности - 1372,7 млн. рублей (Показатель числа дней на 100 работающих по временной нетрудоспособности по региональному отделению за 2000 год составил 805,7 дней, за тот же период прошлого года 728,1 дней);

- по беременности и родам - 119,5 млн. рублей;

- при рождении ребёнка — 38,9 млн. рублей;

- по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет - 43,0 млн. рублей;

- на погребение - 7,6 млн. рублей;

- по уходу за детьми инвалидами - 5,9 млн. рублей.

2. На санаторно-курортное обслуживание работников и их детей - 897,7 млн. рублей или 30,2% к страховым взносам принятым в доход, (за 1999 год - 22,1%), в том числе:

- санаторно-курортное лечение и отдых - 754,4 млн. рублей;

- санатории-профилактории - 53,4 млн. рублей;

- лечебное диетическое питание - 8,0 млн. рублей;

- частичное содержание ДЮСШ - 33,8 млн. рублей;

- приобретение детских новогодних подарков - 47,5 млн. рублей;

- оплата проезда к месту лечения и обратно - 0,6 млн. рублей;

3. На оздоровление детей - 337,5 млн. рублей или 11,4% к страховым взносам принятым в доход (за 1999 год - 9,1%), в том числе на подготовку оздоровительных лагерей к открытию 18,8 млн. рублей, что в 1,9 раза больше, чем за тот же период прошлого года. За 2000 год оздоровлено 158,4 тыс. детей, что на 13,4 тыс. детей больше, чем за предыдущий год.

4. На выплаты в соответствии с законом о ЧАЭС - 7,1 млн. рублей или 0,2% к страховым взносам принятым в доход.

5. На осуществление социального страхования - 86,5 млн. рублей или 2,9% к страховым взносам принятым в доход.

За 2000 год на приобретение 1942 путевки для реабилитации больных, перенесших острый инфаркт миокарда и операции на желудочно-кишечном тракте, израсходовано 13,3 млн. рублей.

За этот же период в здравницы Подмосковья и санатории-профилактории приобретено около 9,0 тысяч путевок для оздоровления участников ВОВ и лиц, приравненных к ним. На эти цели израсходовано 55,3 млн. рублей.

Средства по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходовались:

1. На пособия по временной нетрудоспособности - 15,6 млн. рублей или 2,8% к страховым взносам принятым в доход;

2. На выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профзаболеванием, связанным и исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидируемых и ликвидированных шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности - 23,9 млн. рублей;

3. На ежемесячные страховые выплаты - 79,3 млн. рублей или 14,5% к страховым взносам принятым в доход;

4. На единовременные страховые выплаты - 1,7 млн. рублей или 0,3% к страховым взносам приняты в доход;

5. На доставку и пересылку страховых выплат - 1,5 млн. рублей ил 0,3% к страховым взносам принятым в доход;

6. На дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию — 2,8 млн. рублей или 0,5% к страховым взносам принятым в доход.

Введение единого социального налога оказалось для Фонда социального страхования событием болезненным, т.к. немедленно повлекло за собой изменение его финансовой базы. Тенденция изменения доходной и расходной частей бюджета показана на рисунке 3: если до 2001 года доходы Фонда превышали расходы, то с введением единого социального налога (ЕСН), картина стала диаметрально противоположной. Видно сокращение размера тарифа социального налога, что связано с регрессивной шкалой налогообложения фонда оплаты труда. Одновременно прослеживается рост доли пособий в общей структуре расходов. Это связано с фактическим отсутствием ограничения размера пособия — регрессия начинает действовать намного раньше, чем включается ограничение размера пособия по временной нетрудоспособности. Прогноз на будущее в этом отношении выглядит еще более неутешительно. Некоторые депутаты Государственной Думы предлагают увеличить размер целого ряда пособий (по беременности и родам, рождению ребенка, по уходу за ним), что, естественно, увеличит удельный вес перечисленных пособий в расходной части бюджета Фонда.


Отношение доходов, общих расходов, расходов по пособиям и расходов на санаторно-курортное лечение к фонду оплаты труда по социальному страхованию (в %)

Рисунок 2. Отношение доходов, общих расходов, расходов по пособиям и расходов на санаторно-курортное лечение к фонду оплаты труда по социальному страхованию (в %)


В то же время появляются предложения по снижению общей ставки ЕСН и по снижению порога регрессивной шкалы налогообложения. Все это также эквивалентно уменьшению тарифа страховых взносов и, соответственно, сокращению доходной части бюджета Фонда.

В структуре расходов Фонда есть приоритетные, так называемые защищенные статьи. Это - пособия, и они должны выплачиваться в первую очередь. Прочие же статьи при таком урезании финансовых поступлений неминуемо пострадают. В их числе оказалось и санаторно-курортное лечение. В 2001 году на его оплату пошли средства из остатков прошлых лет и полученные путем мобилизации просроченной задолженности, копившейся многие годы. Очевидно, этих источников хватит лишь на очень малый срок, и прочной финансовой базой для оплаты путевок они служить не могут.

Что принципиально важно, при такой структуре расходов фонда не оправдается основополагающий расчет законодателей: выведение зарплаты из тени или просто ее быстрый рост не приведет к резкому возрастанию количества средств, которые могут быть направлены на приобретение путевок. Расходы на пособия связаны с заработной платой прямо пропорционально. На следующий год они будут составлять до 90% от суммы текущих доходов. Таким образом, чем выше рост заработной платы, тем больше становятся и расходы по пособиям. На них по-прежнему уходят практически все доходы. Более того, регрессия, то есть снижение тарифа ЕСН в части средств социального страхования, в законе запланирована лишь начиная с заработной платы в 100 тыс. руб. в год или 8,3 тыс. руб. в месяц. Ограничение пособия по временной нетрудоспособности начинает действовать при заработной плате 25,5 тыс. руб. в месяц (85 МРОТ). Таким образом, ныне действующий порядок начисления пособий при росте заработной платы лишь усугубляет финансовое положение Фонда.

Одновременно следует отметить, что покупательная способность населения, т. е. возможность среднего работающего приобрести путевку за счет собственных доходов, крайне низка. Например, в Московской области средняя заработная плата за 9 месяцев 2001 года составила 2130 руб. при средней цене путевки 7729 руб. Важно отметить и то, что в России санаторно-курортным лечением за счет средств социального страхования наиболее активно пользуются сейчас работники бюджетной сферы. Это врачи, учителя, работники культуры. Очевидно, что их зарплата практически исключает возможность самостоятельного приобретения путевок. Следует также учитывать и определенные установки большинства людей, для которых забота о собственном здоровье, к сожалению, пока еще не стала делом, заслуживающим ощутимых денежных вложений.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Региональные особенности жилищного страхования в России
Анализ финансового механизма обязательного государственного страхования военнослужащих и его правовое регулирование
Формирование рыночных условий развития страхования
Особенности стратегии поведения хозяйствующих субъектов на рынке страховой продукции и направления ее трансформации
Международный и отечественный исторический опыт государственного регулирования страхового рынка
Вернуться к списку публикаций