2012-07-30 09:39:46
ГлавнаяСтрахование — Анализ основных финансовых показателей Фонда социального страхования Российской Федерации



Анализ основных финансовых показателей Фонда социального страхования Российской Федерации


В целях проведения такого анализа составлена сводная таблица, формулы расчета и произведен расчет.

Как видно из таблицы 3, при росте расходов против сумм, утвержденных по бюджету, два фактора действовали на рост расходов и два - на их снижение.


Таблица 3

Факторный анализ расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в 2000 году


Наименование

Един. измерения

В расчетах к бюджету

Фактически по отчету

Отклонение от расчетов к бюджету

 


Среднесписочная численность работающих

млн.

чел.

50,1

52,6

+2,5

I фактор

Число дней временной нетрудоспособности на 100 работающих

Дней

783,75

773,6

-10,15

II

фактор

Общее число оплаченных дней

млн.

дней

392,7

406,9

+14,2

 


Среднедневная зарплата

Руб.

коп.

90,65

100,70

+10,05

III

фактор

Среднедневное пособие, в % к среднедневной заработной плате

%

82,0

76,8

-5,2

IV

фактор

Среднедневное пособие

Руб.

74,33

77,36

+3,03

 


Всего расходов

Млн.

руб.

29186,3

31478,8

+2292,5

 



Поэтому мы пытались выявить причины перерасхода выплат против сумм, утвержденных федеральным законом.


Таблица 4

Факторы, определяемые методом цепной подстановки данных


 


Среднесписочная численность работающих

Дни временной нетрудоспособности на 100 работающих

Среднедневной размер пособия (руб.)

Обобщающий показатель

Отклонение

Причина отклонения

I расчет (сумма по бюджету за год)

50,1 *

план

783,75 *

план

74,33 *

план

=29186,3

-

-

II расчет-1 подстановка: Величина 1 частного показателя принимается фактическая

52,6 *

факт

783,75 *

план

74,33

план

=30642,7 -

29186,3

+1456,4

За счет роста численности

III расчет-Н подстановка: Величины I и II частных показателей принимаются фактические

52,6 *

факт

773,6 *

факт

74,33

план

=30245,9 -

30642,7

-396,8

За счет снижения дней нетрудоспособности

IV расчет - III подстановка: все входящие в расчетную формулу принимаются фактические

52,6 *

факт

773,6 *

факт

77,36

факт

=31478,8 -

30245,9

+1232,9

За счет роста среднего размера пособия в рублях

Итого

 


 


 


 


+2292,5



Необходимо отметить, что методом цепных подстановок исследуется, как правило, три фактора, выявляя обособленное влияние каждого из них.

В связи с тем, что на результат при выплате пособий по временной нетрудоспособности фактически действует четыре различных фактора: в первоначальном расчете мы использовали показатели третьего и четвертого факторов, в производственной величине - «Среднедневное пособие в рублях».

Произведя I часть вычислений мы выявили, что перерасход средств в сумме 1456,4 млн. руб. произошел в связи с превышением численности работающих и 1232,9 млн. руб. за счет роста среднедневного пособия с 74,33 руб. до77,36 руб.

Однако рост за счет размера среднедневного пособия мог произойти как за счет изменения среднедневной заработной платы, так и за счет размера пособия в процентах к среднедневной заработной плате. И если изменение среднедневной заработной платы в сторону увеличения ведет к соответствующему увеличению страховых взносов в Фонд, то увеличение или снижение среднего размера пособия в процентах к среднедневной заработной плате приводит к перерасходу или недоиспользованию денежных средств. Поэтому встает задача выяснить составные значения отклонения суммы 1232,9 млн. рублей, объединяющей влияние III и IV факторов.

Во-первых, определим какие были бы фактические расходы на выплату пособий в условиях фактической среднедневной зарплаты и при сохранении планового среднедневного размера пособия в процентном отношении к среднедневной зарплате:

Факт план факт

100,7 * 82/100 * 406,9 = 33599,4 млн. руб.

По III расчету из таблицы 7 расходы на выплату пособий при условии сохранения планового среднедневного размера пособия в рублях определены в сумме 30245,9 млн. рублей.

Следовательно, влияние III фактора - изменения среднего размера дневной заработной платы составило 33599,4 - 30245,9 = 3353,5 млн. рублей.

Исходя из полученного результата и общего отклонения за счет роста среднедневного размера пособия в рублях, определим влияние IV фактора - среднедневного размера пособия в процентном отношении к среднедневной зарплате. Общее превышение расходов по III и IV факторам минус отклонение по III фактору.

1232,9 - 3353,5 = - 2120,6 млн. рублей.

Можно произвести заключительную контрольную счетную проверку полученной величины.

100,7 * ((76,8-82,0)/100)* 406,9 = -2130,6 млн. рублей.

против сводного расчета - 2123,6 млн. рублей.

Столь незначительное отклонение - следствие применения в расчетах показателя только с одним десятичным знаком.

Таким образом, исходя из проведенных расчетов и проводя логический анализ, можно сделать следующие выводы, приведенные в таблице 5.

Из выводов следует, что перерасход средств полностью произошел за счет факторов, независящих от деятельности Фонда.


Таблица 5

Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности за 2000 год


Общее отклонение фактических расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности за 2000 г. от утвержденных Федеральным законом от 02.01.2000 г. №24-ФЗ

+2292,5 млн. рублей

в том числе:

 


Превышения численности работающих

+1456,4 млн. рублей

Снижения дней нетрудоспособности, в расчете на 100 работающих

-396,8 млн. рублей

Роста среднедневной зарплаты работающих

+3353,5 млн. рублей

Среднедневного пособия, в % к среднедневной зарплате в размере 76,8, против предусмотренных в расчете 82,0

-2120,6 млн. рублей


Аналогичный анализ с применением метода цепной подстановки можно производить по показателям всех без исключений статей расходов и по различным периодам как в сравнении с предыдущими периодами, так и показателям бюджета.

Необходимость введения единого социального налога (взноса) заключалась прежде всего в массовом характере занижения истинных сумм полученной заработной платы. Применялись различные схемы: страховые, депозитные, без оформления платежной ведомости («конвертные») и др. Также необходим был жесткий контроль за формированием, распределением и использованием средств государственных внебюджетных фондов.

Новый налог (взнос) носит целевой характер, поскольку предназначен для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Единый социальный налог (взнос) предполагает унификацию налоговой базы для уплаты взносов плательщиками во все государственные социальные внебюджетные фонды.

Однако специалисты-практики в области социального страхования (начиная с рядовых сотрудников филиалов и заканчивая председателем Фонда СС РФ Ю.А. Косаревым) считают, что единый социальный налог (взнос) был введен преждевременно. Этот вопрос будет ниже рассмотрен более подробно. А сейчас проанализируем деятельность Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования до введения единого социального налога.

В связи с принятием Постановления Правительства от 22.11.1997 г. № 1471 (п.6) МОРО ФСС РФ стало осуществлять переход на территориальный принцип управления средствами государственного социального страхования.

В городах и районах Московской области (М.О.) было создано несколько новых филиалов. По состоянию на 01.01.2001 г. в региональном отделении действовало 46 филиалов. Из них 20 в Москве и 26 - в М.О.

В связи с завершением перехода на территориальный принцип и введением ЕСН, 17 филиалов МОРО ФСС РФ были переведены в города Московской области с таким расчетом, чтобы структура отделения полностью соответствовала требованиям нормативных документов по введению ЕСН.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Разработка механизма реализации корпоративных социальных программ
Страховой рынок как объект государственного регулирования
Развитие системы страховой защиты экономических субъектов в условиях рыночной экономики
Допуск иностранного капитала как один из аспектов либерализации страхового рынка
Некоторые проблемы защиты конкуренции на страховом рынке
Вернуться к списку публикаций