2012-07-30 09:39:46
ГлавнаяСтрахование — Анализ основных финансовых показателей Фонда социального страхования Российской Федерации



Анализ основных финансовых показателей Фонда социального страхования Российской Федерации


Следовательно, в результате удельного снижения расходов на этот вид пособия за последние три года высвобождено средств против расходов предыдущих трех лет:

2843 * 0,53/100=15,1 млрд. рублей.

Нет сомнения, что на снижение расходов повлияло и множество других факторов - улучшение профилактики заболеваемости, расширение санаторного обслуживания работающих и др. Однако объективная оценка динамики показателей в сопоставлении с периодами ужесточения и смягчения ограничений в оплате дней нетрудоспособности позволяет утверждать, что именно этот фактор в основном повлиял на снижение расходов.


Таблица2

Финансовое положение Фонда социального страхования Российской Федерации в 1992 - 2000 г.г. (в млн. деноминированных рублей)


Наименование

Годы

1992

В %% к доходам

1994

В %% к доходам

1996

В %% к доходам

1998

В %% к доходам

2000

В %% к доходам

Доходы за год (без входящего остатка средств)

192

X

7459

X

26914

X

32015

X

72026

X

Расходы за год (без финансирования из федерального бюджета)

147

77

6630

89

26814

100

30537

95

64904

90

То же к ФОТ, с которого начислены страховые взносы (в %%)

5,5

X

5,0

X

5,8

X

4,8

X

4,9

X

В общей сумме расходов направлено на выплату всех видов пособий

96

50

4578

61

19262

72

20471

64

38284

53

То же к ФОТ, с которого начислены страховые взносы (в %%)

2,2

X

3,1

X

3,8

X

3,3

X

2,9

X

Остаток средств на конец года

51

27

1211

16

1610

6

4219

13

19680

27

Задолженность страхователей на конец года

54

28

1486

20

6048

22

14587

45

18195

25

Задолженность Фонда на конец года

5

3

272

4

1402

5

1060

3

970

2


Снижение доли расходов на выплату пособий на рождение ребенка и по уходу за ребенком по достижении возраста 1,5 лет

За первый период девяностых годов (до 01.01.1997 г.) минимальный размер оплаты труда, применявшийся для исчисления названных пособий, изменялся в сторону увеличения 12 раз и трижды повышалась кратность размера этих пособий.

В результате средние размеры пособий увеличивались ежегодно на порядки. В 1997 году средний размер пособия при рождении ребенка достиг 1333 рубля, а по уходу за ребенком по достижении возраста 1,5 лет 180 рублей в месяц.

Затянувшееся на несколько лет принятие Закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством и на случай смерти» практически заморозило с 1997 года размеры пособий.

Кроме того, в связи с неблагоприятной демографической ситуацией несколько сократилось и количество выплат этих пособий.

В результате, если в 1995- 1997 годах сумма выплат пособий при рождении ребенка и по уходу за ребенком 1,5 лет составляла 7717 млн. руб. или ФОТ - 0,55%, то в последующие три года составила 9865 млн. руб., а к ФОТ — всего 0,35 %.

Указанное снижение удельного веса расходов на детские пособия высвободило средства Фонда за последние три года в сумме 5,7 млрд. рублей.

В 1998 году в результате финансового кризиса в стране многие страхователи испытывали финансовые трудности. В результате задолженность страхователей Фонду возросла на конец года до 45% к сумме годовых доходов.

В 1999-2000 годы задолженность, в связи с принятыми мерами по упорядочению расчетов, интенсивно снижалась. И снизилась до 25% к сумме годовых доходов за 2000 год. Удельное снижение задолженности создало дополнительные финансовые ресурсы Фонда расчетным путем более чем 10 млрд. рублей против уровня 1998 года.

Перечисленные выше факторы дали возможность Фонду в 1999-2000 годах дополнительно к суммам по утвержденному бюджету направить на оздоровление детей и работающих более 12 млрд. рублей, кроме того, остаток средств с 2,7 млрд. рублей на 01.01 1998 года возрос (без учета остатка средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве) до 19,7 млрд. рублей на 01.01. 2001 г.

К сожалению, перечисленные факторы имели временный характер и в то же время создали иллюзию излишества в размерах страхового тарифа, действовавшего до 2001 года. Фонд государственного социального страхования РФ - централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения. Создается страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

В исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации при анализе расходов и отдельных расчетных показателей широко применяются приемы сравнения данных с базовыми периодами, с плановыми показателями, аналогичными показателям соседних регионов и т.д.

В результате таких исследований оцениваются темпы роста или снижения, напряженность, динамика того или иного показателя.

Результаты проводимого анализа используют в текущем и перспективном планировании. Кроме того, эти данные имеют большое значение для организации контроля и руководства за ходом исполнения бюджета социального страхования, как в регионах, так и в целом по Российской Федерации.

В современных условиях уровень проводимого анализа расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию явно недостаточен. Необходимость его расширения и совершенствования вызвана сокращением размера взносов и, как следствие, ростом удельного веса расходов на выплату пособий до 89% к сумме взносов 2001 года.

В расходах на выплату пособий основное место занимают расходы на пособия по временной нетрудоспособности. Как известно, эти расходы зависят от многочисленных факторов. К ним относятся: численность работающих; уровень заболеваемости (т.е. число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих); среднедневная заработная плата работающих; уровень среднего размера пособия в процентном отношении к среднедневной заработной плате работающих.

Каждый из четырех перечисленных факторов действует в ту или другую сторону на величину общих расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Например, в 2000 году расходы обязательного социального страхования на пособия по временной нетрудоспособности составили по Российской Федерации 31478,8 млн. рублей и возросли на 2292,5 млн. рублей.

Расчетным путем можно определить, за счет каких факторов произошло повышение расходов.

В системе экономического анализа применяется так называемый факторный анализ методом цепных подстановок. Суть их заключается в последующей замене предыдущей (или плановой при сравнении с планом) величины частных показателей, входящих в расчетную формулу, фактической величиной этих показателей. После каждой замены величины того или другого показателя результат расчета сравнивается с результатом, полученным до замены этого показателя в данной формуле. Полученное отклонение является результатом влияния изменения данного показателя, так как все остальные показатели в сравниваемых расчетах одинаковы.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Процессы концентрации и поглощения как ведущая тенденция взаимодействия субъектов страхового рынка
Влияние государственного регулирования на результаты функционирования страховых рынков
Страхование военнослужащих зарубежных армий
Социологическое исследование жилищного страхования
Формирование института страхования в России
Вернуться к списку публикаций