2012-07-30 09:39:46
ГлавнаяСтрахование — Анализ основных финансовых показателей Фонда социального страхования Российской Федерации



Анализ основных финансовых показателей Фонда социального страхования Российской Федерации


Фонд социального страхования Российской Федерации 1 января 2001 года отметил свое десятилетие.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР и Федерации Независимых Профсоюзов России от 25.12.1990 г. №600-9-3 образован Фонд социального страхования РСФСР. После образования Фонда его средства не стали входить в состав государственного (союзного) бюджета, что предопределило финансовую самостоятельность и укрепление его организационного положения.

За прошедшее десятилетие с переходом страны к рыночным отношениям реформировались и изменялись система социального страхования, нормативные и правовые акты по образованию и использованию средств социального страхования.

Неизменяемым все эти годы оставался страховой тариф (в размере 5,4% к начисленной оплате труда), установленный вышеуказанным постановлением. На наш взгляд именно это было основой стабильности обеспечения по социальному страхованию и стабильности финансового положения Фонда в целом.

Фонд финансировал все социальные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, осуществлял денежные расчеты со страхователями.

Более того, по распоряжению Правительства Российской Федерации Фонд, в порядке оказания временной финансовой помощи, направил 1 млрд. неденоминированных рублей Пенсионному Фонду России.

Вместе с тем, было бы ошибочным считать, что стабильный тариф создал условия к появлению высоких остатков средств или излишеств в их расходовании.

Рассматривая соотношение доходов и расходов Фонда, расчетов со страхователями и динамику переходящих остатков средств (см. таблицу 1), нетрудно заметить, что в первой половине десятилетия наблюдалось сокращение остатка средств (в процентах к начисленным страховым взносам). С 1997 года происходило наращивание остатка средств.


Таблица1

Влияние фактора изменения расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности за 1998-2000 годы против 1995-1997 годов.


Наименование показателей

1995-1997 гг.

1998-2000 гг.

Фонд оплаты труда, с которого начислены страховые взносы (млрд. руб.)

1405

2843

Начислено пособий по временной нетрудоспособности (млн. руб.) к ФОТ

39940

65614

То же в %% к ФОТ

2,84

2,31

Отклонение

 


-0,53


В 1996 году расходы Фонда превышали установленный тариф страховых взносов (были частично профинансированы за счет прочих доходов и снижения удельного веса остатка средств на конец года). Характерно, что в тот период почти не раздавалось предложений о снижении действовавшего страхового тарифа в размере 5,4% к ФОТ.

Из таблицы также видно, что удельный вес расходов на пособия возрастал до 1996 года, а затем резко стал снижаться.

А потому автором были выявлены факторы, которые обусловили в середине девяностых годов повышение удельного веса расходов Фонда и снижение в 1997-2000 годах:

1) уровень расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности;

2) снижение доли расходов на выплату пособий на рождение ребенка и по уходу за ребенком по достижении возраста 1,5 лет;

3) состояние расчетов Фонда социального страхования Российской Федерации со страхователями.

Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности занимали около 50 % всех расходов Фонда СС РФ до введения единого социального налога (взноса). В результате удельного снижения на этот вид пособия за 1997-2000г.г. было высвобождено средств против расходов предыдущих лет 15,1 млрд. рублей. Оценка динамики показателей в сопоставлении с периодами ужесточения и смягчения ограничений в оплате дней нетрудоспособности позволила сделать вывод, что именно этот фактор в основном повлиял на снижение расходов. Также было выявлено, что в связи с неблагоприятной демографической ситуацией несколько сократилось и количество выплат пособий при рождении ребенка и по уходу за ребенком до 1,5 лет. Указанное снижение удельного веса расходов на детские пособия высвободило средства Фонда СС РФ за 1997-2000 г.г. в сумме 5,7 млрд. рублей. Перечисленные факторы имели временный характер и в то же время создали иллюзию излишества в размерах страхового тарифа, действовавшего до 2001 года.

Уровень расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности:

Расходы на выплату этих пособий занимают около 50% всех расходов Фонда, при этом именно они подвержены наиболее резким колебаниям. За десятилетие их амплитуда колебалась от 44 до 56% к общим расходам Фонда.

В предкризисный 1997 год, когда в сентябре были установлены ограничения размера выплат по временной нетрудоспособности двумя тарифными ставками (окладами), показатель дней на 100 работающих составлял 830 дней (при среднем размере пособия в процентах к среднедневной зарплате 86,5%). Показатели, близкие к указанным, были заложены в бюджет на 1998 год. Однако факторы кризиса и введенного ограничения оказали свое влияние на падение этих показателей в 1998 году соответственно до 727 дней и 81,4% и в 1999 году также до 727 дней и 73,1% среднего дневного размера пособия по отношению к среднедневной зарплате.

Введение каких-либо ограничений фактического заработка при исчислении пособия по временной нетрудоспособности или снятие этих ограничений, как показывает статистика, ведет в первом случае к снижению показателя дней временной нетрудоспособности и среднего размера пособия в процентах к среднедневной зарплате, а во втором - к их росту.

Фонд уже в начале 1998 года подготовил проект Указа Президента Российской Федерации, которым предлагалось упорядочить исчисление пособий по временной нетрудоспособности. Однако такой Указ был принят только 15.03.2000 г. за № 508. Вместо ограничителя размера пособия в два оклада (две тарифные ставки) введена ограничительная сумма за полный календарный месяц, равная 85-кратному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом.

Новая норма повлияла на увеличение размеров дневного пособия высокооплачиваемым, квалифицированным работникам и уже в 2000 году в целом повлияла как на размер дневного пособия в процентах к среднедневной заработной плате, так и на некоторый рост показателя дней временной нетрудоспособности на 100 работающих.


Динамика показателей по временной нетрудоспособности (по годам) и их зависимость от нормативов, устанавливающих ограничения по размерам выплат.


Рисунок 1. Динамика показателей по временной нетрудоспособности (по годам) и их зависимость от нормативов, устанавливающих ограничения по размерам выплат.


Можно произвести укрупненный расчет влияния фактора изменения расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности за 1998-2000 годы против 1995-1997 годов.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Методические рекомендации по совершенствованию страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в России
Перспективы развития видов жилищного страхования в РФ
Демонополизация страхового дела в России
Жилищное страхование в условиях социально-экономических преобразований
Влияние особенностей страхового рынка на сущность, содержание и формы его государственного регулирования
Вернуться к списку публикаций