2012-07-30 09:22:01
ГлавнаяСтрахование — Эффективность использования средств Фонда социального страхования



Эффективность использования средств Фонда социального страхования


Таким образом, реальная средняя расчетная ставка ЕСН, подлежащего зачислению в Фонд СС РФ в 2002 году, складывается не более 3,8% от ФОТ, что на 0,2 процентных пункта ниже максимальной ставки в 2001 году и на 1,6 процентных пункта ниже размера страхового тарифа взносов, действовавшего до 2001 года. Сумма экономии средств налогоплательщиками в результате снижения отчислений только по Фонду СС РФ (соответственно потери доходов для фонда) в 2002 году оценивается более 34 млрд. руб. по сравнению с ранее действующими условиями отчисления страховых взносов.

Существенные потери доходов фонда вынуждают руководство пересмотреть структуру расходов, сокращать расходы, носящие не страховой характер; оптимизировать расходы на профилактические меры заболеваемости путем:

введения предельного размера оплаты стоимости путевок для застрахованных и их детей на санаторно-курортное лечение и оздоровление; расширения перечня заболеваний, по которым застрахованные направляются на долечивание в специализированные санатории;

пересмотра суммы, которой ограничивается максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности, и введения такого же ограничения по пособию по беременности и родам (см. рисунок 2).


Структура расходов по обязательному социальному страхованию бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год

Рисунок 2. Структура расходов по обязательному социальному страхованию бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год


Принятие таких мер связано прежде всего с введением льготного налогообложения ЕСН высокооплачиваемых категорий застрахованных. Как было уже отмечено, чем больше зарабатывает застрахованный, тем меньше отчислений делает за него страхователь. В соответствии со статьей 241 части второй Налогового кодекса с налоговой базы на каждого отдельного работника (ФОТ) нарастающим итогом с начала года по первому порогу шкалы регрессии до 100 тыс. руб. организация отчисляет 4% или 4 тыс. в год (при максимальной сумме ФОТ), тогда как по последнему порогу шкалы регрессии с ФОТ работника 600 тыс. руб. и более (т.е. 500 тыс. руб. и не более) организация уплачивает фиксированную сумму ЕСН, равную 11,7 тыс. руб. в год, т.е. 1,95 % ФОТ ( при минимальной сумме ФОТ по последнему порогу).

При этом сумма ЕСН, подлежащая уплате, не увеличивается на районные коэффициенты к заработной плате в территориях, где он применяется, тогда как действовавшее до введения в действие Закона о бюджете Фонда на 2002 год ограничение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности (85 МРОТ или 25 500 руб. в расчете на месяц) увеличивалось на указанные районные коэффициенты.

Таким образом, складывалась ситуация, когда, перечислив за застрахованного 11,7 тыс. руб. в год, выплаты только на пособие по временной нетрудоспособности составляли в расчете в месяц 25,5 тыс. руб. а с районным коэффициентом —до 50 тыс. руб.

Пособия по беременности и родам до 2002 года выплачивались без ограничения максимальным размером и, учитывая, что средняя продолжительность декретного отпуска немногим более 4,5 месяца, сумма расходов на данное пособие застрахованному с высоким заработком, допустим, по третьему порогу регрессивной шкалы (300 тыс. руб. в год или 25 тыс. руб. в месяц в среднем), составила бы более 112 тыс. руб. при уплате ЕСН в части, зачисляемой в фонд социального страхования, 11,7 тыс. руб. Существующие диспропорции между суммой ЕСН, подлежащей уплате за застрахованного, и суммой выплат в условиях применения регрессивной шкалы уплаты ЕСН привели к тому, что выплаты страхового обеспечения богатым начали в 2001 году производились за счет отчислений с ФОТ застрахованных с невысоким уровнем доходов. Поэтому статьей 15 Закона о бюджете Фонда законодатель ввел ограничение максимальных размеров пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. Теперь их размер не может превышать 11,7 тыс. руб. за полный календарный месяц, а в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - с учетом этих коэффициентов.

Экономия средств по бюджету Фонда, которая образуется в результата введения этих мер, полностью направлена на увеличение статей расходов по выплате пособий, связанных с материнством и детством, которые в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2001 г. № 181-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам имеющим детей» с 01.01.2002 г. повышены почти в три раза. Так, за счет средств социального страхования более чем 3 млн. 600 тыс. гражданам будут выплачены: единовременное пособие при рождении ребенка в размере 4500 тыс. руб., единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, - 300 руб. и ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет - 500 руб.

В целом, по бюджету Фонда предусмотрено обеспечение в полном объеме всех выплат пособий, однако этого нельзя сказать в отношении расходов по статьям, предусматривающим оплату путевок на санаторно-курортные лечение и оздоровление работников и членов их семей и оздоровление их детей. По сравнению с бюджетом 2001 года, расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей сокращены почти в два раза, а расходы на оздоровление детей хотя несколько увеличены, но по сравнению с фактическим исполнением прошлого года их явно недостаточно. В 2001 году Фонд, руководствуясь статьей 12 Федерального закона о бюджете Фонда на 2001 год, направил поступившие дополнительные доходы в объеме более 3 млрд. руб. на оздоровление детей, и в целом расходы по этой статье составили около 9 млрд. руб. Для обеспечения уровня оздоровления детей не ниже прошлого года Фонду потребуется более 13 млрд. руб., тогда как бюджетом предусмотрено только 8,3 млрд. руб. в этом году, также как и в прошлом, статьей 12 Закона предусмотрено направление дополнительных средств на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей и оздоровление детей в случае поступления дополнительных доходов и снижения расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, поэтому возможно, что при благоприятном развитии экономики в стране у Фонда появится такая возможность.

Статьей 16 Закона введено ограничение максимального размера ежемесячной страховой выплаты в размере 30 тыс. руб., из численной по действующему законодательству. Это вызвано прежде всего тем, что в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» размер ежемесячной страховой выплаты увеличивается пропорционально повышению минимального размера оплаты труда (МРОТ), а начиная с 2000 года МРОТ вырос в 3,6 раза, тогда как рост оплаты труда составил 1,6 раза. Все это привело к тому, что в ряде случаев проиндексированные ежемесячные страховые выплаты значительно превышали заработную плату работника, выполняющего работу, аналогичную той, которую выполнял работник, получивший травму. Указанное ограничение затронет при очередном увеличении размеров страхового обеспечения не более 0,15% от общего числа пострадавших, которым производятся выплаты по возмещению вреда.

Для финансирования расходов в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и других законов по социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию, на выплату пособий сверх установленных норм, санаторно-курортное лечение и оздоровление более 100 тыс. работающих граждан и детей в 2002 году предусматривается 715,3 млн. руб. средств федерального бюджета, перечисляемых Фонду на осуществление указанных выплат.


Самсонова Галина Ивановна



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Теоретико-игровое моделирование процесса либерализации российского страхового рынка
Этапы становления и развития социального страхования в России
Реализация экономических интересов хозяйствующих субъектов на страховом рынке России
Перспективы развития видов жилищного страхования в РФ
Особенности государственного регулирования страхового рынка в России на современном этапе
Вернуться к списку публикаций