2012-07-30 09:22:01
ГлавнаяСтрахование — Эффективность использования средств Фонда социального страхования



Эффективность использования средств Фонда социального страхования


Изменение доходообразующих показателей на 2001 год, исходя из старых условий и условий действия второй части Налогового кодекса и общей суммы налога (взноса) можно проиллюстрировать данными, показанными в таблице 6.


Таблица 6

Особенности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год.


Показатели на 2001 год

Старые

условия

В условиях действия второй части Налогового кодекса

Облагаемая база, млн. руб.

1426000,0

1426000,0

Страховой тариф, налоговая ставка, %

5,4

3,814586

Сумма налога (взноса), млн. руб.

Отклонение, млн. руб.

70843,7

52220,2

 

18623,5

или 26,3%


Таким образом, сумма ЕСН в части обязательного социального страхования на 2001 год составляет всего 52,2 млрд. рублей. При этом планируемые расходы на выплату только пособий по социальному страхованию возрастают до 46,7 млрд. рублей, в первую очередь в связи с установлением более высоких размеров социальных выплат за счет роста размера минимальной оплаты труда (Федеральный закон от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ). Удельный вес этих расходов составляет 89,5% к общей сумме ЕСН. Отметим, что за прошедшее десятилетие этот показатель по годам колебался в пределах от 60 до 74% от доходов.

Перед Фондом СС стояла задача максимально снизить негативные последствия падения доходной части бюджета для сохранения необходимого финансирования санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей, оздоровления детей.

Единственно возможный резерв и только на 2001 год был найден. На эти цели почти полностью был направлен переходящий остаток средств бюджета Фонда, который и учтен в доходах по обязательному социальному страхованию в сумме 15038,2 млн. рублей.

При этом остаток на 01.01.2002 г. был предусмотрен по обязательному социальному страхованию всего в сумме 1081,9 млн. рублей. Таким образом, дополнительно к доходам 2001 года направлено за счет накопленного остатка средств в размере 13956,3 млн. рублей.

Негативная ситуация формирования доходной части бюджета существенно (разилась на направлении расходов на 2001 год. В первую очередь это сказалось на финансировании расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей, оздоровлении детей и частичное содержание детско-юношеских спортивных школ. Возможности Фонда СС позволили предусмотреть на эти цели 19145,9 млн. рублей, с ростом к аналогичным показателям 2000 года только на 3,6 %, при этом предусмотрен приоритет роста ассигнований на оздоровление детей — более 12%, что позволит сохранить уровень оздоровления детей предыдущих лет.

Для финансирования дополнительных расходов в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на выплату пособий и оплату санаторно-курортного лечения работающих граждан и их детей, осуществляемых Фондом за счет перечисляемых ему средств федерального бюджета, в 2001 году предусматривается 447,7 млн. рублей.

Объем средств (согласован с Минфином России) и позволит обеспечить текущие годовые потребности по реализации вышеназванного закона в полном объеме.

Расходы на выплату всех видов пособий по обязательному социальному страхованию существенных изменений не претерпели. Вместе с тем, необходимо отметить изменения по некоторым заслуживающим внимания показателям на 2001 год (в сравнении с 2000 годом).


Таблица 7

Динамика показателей числа дней временной нетрудоспособности и размера среднедневного пособия по временной нетрудоспособности.


Показатели

2000 год

2001 год

Число дней временной нетрудоспособности (в расчете на 100 работающих)

783

750

Размер среднедневного пособия по временной нетрудоспособности (в % к среднедневной заработной плате)

82,0

86,5


Исходя из изложенного, видно, что исполнение бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию, даже в таком усеченном виде, выполнено за счет практически полного использования остатка средств на начало 2001 года.

Резкий рост расходов обусловлен увеличением ассигнований на ежемесячные и единовременные выплаты, зависящие от минимального размера оплаты труда, возросшего в среднем в три раза.

При этом, снижены по сравнению с 2000 годом ассигнования по расходам на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, которые в бюджете 2001 года предусмотрены в размерах (рассчитанных исходя из сложившихся затрат на одного пострадавшего) по каждому виду помощи, обеспечения, ухода и санаторно-курортному лечению пострадавших, нуждающихся в них по заключению МСЭ.

Также в 2001 году предусмотрен новый подход к формированию норматива оборотных денежных средств. Для обеспечения стабильного финансирования всех выплат увеличен норматив оборотных денежных средств по бюджету Фонда на 2001 год и установлен на начало каждого квартала в размере:

объема среднемесячных расходов на обязательное социальное страхование, за исключением расходов на частичное содержание детско-юношеских спортивных школ, оздоровление детей и оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;

50% объема квартальных расходов на оздоровление детей и оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей в предстоящем квартале, частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;

объема среднемесячных расходов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Новые статьи бюджета.

Помимо традиционных статей закона (с первой по шестую), определяющих, в первую очередь, объемы доходов и расходов, а также направления расходования средств, в закон, включены также статьи, направленные на обеспечение успешного исполнения бюджета 2001 года.

Так, Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год» статьей 15 был предусмотрен возврат суммы задолженности федерального бюджета за предыдущие годы средств социального страхования, направленных на реализацию Закона о ЧАЭС. Порядок, сроки и условия погашения указанной задолженности должен быть установлен федеральным законом о федеральном бюджете на 2001 год и федеральным законом о бюджете Фонда на 2001 год. Однако, учитывая, что реальная задолженность перед получателями льгот в соответствии с указанным федеральным законом отсутствует, статьей 7 Закона предусмотрено, что произведенные Фондом СС расходы за счет средств обязательного социального страхования на эти цели в 1994-1999 гг. в сумме 766,3 млн. рублей, сверх поступивших из федерального бюджета, признаются целевыми.

Статьи 8 и 9 включены в Закон в связи с отсутствием основополагающего акта, регламентирующего порядок взаимоотношений Фонда СС со страхователями по уплате ими страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством об этом виде социального страхования.

Статьей 12 Закона предусмотрена возможность направить в ходе исполнения бюджета Фонда средства целевым образом на дополнительное финансирование расходов на оздоровление детей и оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, финансирование мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, предусмотренных федеральными, отраслевыми, территориальными целевыми программами улучшения условий и охраны труда, а также создание резерва средств для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Закон содержит также статью 15, предусматривающую продолжение работы Фонда СС по снижению задолженности страхователей по вышеуказанному виду страхования.

Вместе с тем, в процессе доработки законопроекта при подготовке его ко второму чтению, среди внесенных депутатских поправок, можно отметить следующее.

Так, статья 4 абзац 11 была дополнена предложением об оплате путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление участников Великой Отечественной войны.

Также была внесена поправка в статью 7, обязывающая Правительство Российской Федерации возместить Фонду СС расходы на выплату льгот и компенсаций пострадавшим от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, произведенные сверх сумм, поступивших из федерального бюджета.

Внесение изменений в статью 10 предусматривает переход на единый социальный стандарт адресной поддержки работающих граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям.

Предложенные дополнения в статью 12 на расширение использования доходов, полученных сверх сумм, установленных статьей 2 настоящего Федерального закона, а именно на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществляемых в оздоровительных, профилактических и медицинских учреждениях, находящихся в собственности страхователя и на приобретение новогодних подарков для детей.

Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год был принят федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» от 11.02.2002 г. №17-ФЗ по доходам в сумме 127,1 млрд. рублей, по расходам в сумме 123,8 млрд. рублей, с профицитом 3,3 млрд. рублей. Бюджет Фонда СС РФ предусматривает обеспечение 54 млн. работающих граждан Российской Федерации по двум видам обязательного социального страхования: государственное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности работника (в связи с материнством, на случай смерти, санаторно-курортное лечение и оздоровление работающих и их детей как профилактика заболевания) и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Доходы Фонда (см. рисунок 1) формируются в основном за счет поступлений части единого социального налога, зачисляемого в фонд СС РФ (83,8 млрд. руб.) и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (19,7 млрд. руб.). Начиная с 2002 года в доходы фонда социального страхования не поступает часть налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, подлежащая ранее зачислению в фонд. Сумма поступлений ЕСН рассчитана исходя из ставок, определенных частью второй Налогового кодекса, - 4% максимальная ставка для основного круга плательщиков ЕСН в фонд СС РФ 2,9% для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции и др. До 2001 года размер тарифа страховых взносов в Фонд СС РФ составлял 5,4 для всех плательщиков (за исключением льготной категории).


Структура доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год


Рисунок 1. Структура доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год


Помимо снижения размера отчислений организациями в фонд СС на государственное социальное страхование Налоговым кодексом была введена регрессивная шкала уплаты ЕСН в зависимости от суммы налогооблагаемой базы (фонд оплаты труда - ФОТ) каждого работника (застрахованного) нарастающим итогом сначала года. В результате, чем выше заработок работника (застрахованного), тем меньше отчислений ЕСН делает за него организация в государственные внебюджетные фонды. Кроме того, действует достаточно широкий перечень льгот по уплате ЕСН.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Страхование жилищного фонда как важнейшая часть жилищного страхования
Разработка механизма реализации корпоративных социальных программ
Допуск иностранного капитала как один из аспектов либерализации страхового рынка
Региональные особенности жилищного страхования в России
Методические рекомендации по совершенствованию страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в России
Вернуться к списку публикаций