2012-07-30 09:22:01
ГлавнаяСтрахование — Эффективность использования средств Фонда социального страхования



Эффективность использования средств Фонда социального страхования


За счет средств государственного социального страхования оплачено 2682,3 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работающих, 136,5 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение для участников Великой Отечественной войны, профинансированы 792 детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), в которых около 362 тыс. детей занимаются различными видами спорта. На оплату труда тренерско-преподавательского состава ДЮСШ и аренду помещений для проведения учебно-тренировочного процесса направлено 506,9 млн. рублей, что выше уровня прошлого года на 37,8%.

В 2000 году за счет средств государственного социального страхования оплачены 6794,6 тыс. путевок в детские санаторные и оздоровительные лагеря различных типов на сумму 6,9 млрд. рублей, из них оплачено 264,9 тыс. путевок для детей, находящихся на попечении государства и воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах, по заявкам органов социальной защиты и образования субъектов Российской Федерации - на сумму 672,7 млн. рублей. На финансирование расходов по подготовке к открытию детских загородных оздоровительных стационарных лагерей направлено 278,8 млн. рублей.

В 2000 году Фондом оплачено за счет поступивших дополнительных доходов 26,2 млн. новогодних подарков для детей на сумму более 1,5 млрд. рублей.

Капитальные вложения на развитие санаторно-курортных учреждений, находящихся в ведении Фонда, составили в 2000 году 464,9 млн. рублей или 100,9% от предусмотренных плановых ассигнований. Введены в строй в течение 2000 года три спальных корпуса на 102 койки, грязелечебница на 12 кушеток, две столовые на 1150 мест, спортзал и бассейн.

Фактические расходы на выплату пособий по социальному страхованию сверх установленной нормы, санаторно-курортное лечение работников и их детей в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» составили 321,6 млн. рублей или 119,2% от поступивших средств федерального бюджета.

Расходы по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидированных и ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности в 2000 году составили 594,1 млн. рублей.

По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фондом в 2000 году израсходовано на выплату единовременных пособий 73,5 млн. рублей, на выплату ежемесячных пособий - 3,3 млрд. рублей или соответственно 47,5% от запланированных. Это связано с тем, что при планировании расходов по этим видам выплат в 2000 году индексация их размеров предполагалась в соответствии с проектом соответствующих законов с начала года в 1,755 раза, а фактически индексация выплат осуществлена с 1 июля и ее размер составил 1,29 раза.

Дополнительны расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний составили 185,6 млн. рублей или 7,3% от запланированной величины расходов. Низкий уровень расходов на эти цели объясняется неподготовленностью нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок осуществления и оплаты этих расходов. В связи с этим в 2000 году была осуществлена оплата ограниченного круга дополнительных расходов.

Расходы на обучение отдельных категорий застрахованных составили 69,8 млн. рублей или 20,7% к плану. Финансирование указанных расходов осуществлялось путем перечисления средств Министерству труда и социального развития Российской Федерации по его заявкам.

В целом расходы в 2000 году на осуществление социального страхования составили 2,5 млрд. рублей или 83,6% от плановых ассигнований. В том числе расходы на содержание аппарата исполнительных органов составили 2,2 млрд. рублей или 82,5% от предусмотренных бюджетом на эти цели.

Расходы на завершение строительства и реконструкцию административных зданий Фонда составили 169,9 млн. рублей.

Финансирование научно-исследовательских работ по охране труда осуществлялось Фондом в соответствии с федеральной целевой программой улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1997 г. № 1409. На эти цели Министерством труда и социального развития Российской Федерации израсходовано 83,0% их объемов.

Основной причиной перерасхода по статье «Прочие расходы» является списание пеней и штрафов в соответствии с Федеральным законом от 30.04.1999 г. № 83-Ф3 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год».

Остаток бюджетных средств на 1 января 2001 года составил 28,7 млрд. рублей. В составе остатка учтены государственные ценные бумаги на сумму 1,1 млрд. рублей.

Денежные средства составили 23,1 млрд. рублей, из них: средства централизованного резерва Фонда социального страхования Российской Федерации - 18,4 млрд. рублей, включая резерв денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 6,4 млрд. рублей, капитализированные средства в связи с ликвидацией юридических лиц, ответственных за возмещение вреда пострадавшим на производстве за 2000 год, - 192,4 млн. рублей.

Оставшаяся сумма денежных средств была направлена на покрытие Фондом задолженности перед страхователями по выплате пособий по государственному социальному страхованию и на страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


Таблица 4

Состав и структура доходной части бюджета фонда СС РФ на 2001 год


Статьи бюджета

Млн.руб.

в % к итогу

Остаток средств на начало года

16652,3

 

Доходы

 

 

Сумма единого социального налога (взноса)

52220,2

75,0%

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

13303,5

19,1%

Мобилизация просроченной задолженности страхователей по страховым взносам в Фонд

2305,1

3,3%

Сумма единого налога на вмененный доход на определенные виды деятельности, поступающая в Фонд

233,0

0,3%

Прочие поступления

1162,5

1,7%

Средства федерального бюджета на выплату пособий сверх установленных норм и санаторно-курортное лечение и оздоровление

447,7

0,6%

Итого доходов

69672

100,0%

Всего доходов с учетом остатка средств на 1 января 2001 года

86324,3

 


Первый год нового тысячелетия (2001 г.) стал и первым годом принципиально нового бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, серьезно отличающегося от всех предыдущих лет, как по организации исполнения, так и по качественному его наполнению.

Основа перемен — введение в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей установление дифференцированных регрессных ставок ЕСН и вступление в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, определившего, что сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет, т.е. на службу МНС России (статья 146 Бюджетного кодекса).


Таблица 5

Состав и структура расходной части бюджета фонда СС РФ на 2001 год


Статьи бюджета

Млн.руб.

в % к итогу

Расходы

 

 

Выплата пособий, всего

47272,8

55,8

В том числе:

 

 

по временной нетрудоспособности

38286,3

45,2

из них:

 

 

В связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием

546,0

 

по беременности и родам

4150,2

 

по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

2530,8

 

при рождении ребенка

1881,0

 

на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение

228,0

 

Прочие пособия

196,5

 

Оплата путевок на санаторно-курортное лечение

12145,9

14,3

Частичное содержание спортивных школ

620,0

0,7

Оздоровление детей

6380,0

7,5

Ежемесячные страховые выплаты

9691,2

11,4

Доставка и пересылка страховых выплат

201,0

0,2

Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация

2356,0

2,8

Капитальные вложения

750,0

0,9

Содержание исполнительных органов Фонда

3319,9

3,9

Подготовка и повышение квалификации кадров

23,8

од

Научно-исследовательские работы

25,0

од

Прочие расходы

200,0

2,3

Итого

84740

100

Превышение доходов над расходами

1584

 


Главными качественными изменениями, касающимися обязательного социального страхования Российской Федерации, следует назвать:

переход при формировании доходов по обязательному социальному страхованию от страховых взносов по единому тарифу в размере 5,4% к фонду оплаты труда (действовавшего более 10 лет) к ЕСН по дифференцированным ставкам, в зависимости от размера налогооблагаемой базы для каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года и применением так называемого коэффициента регрессии, а также установления пониженной дифференцированной ставки налога для страхователей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств;

создание унифицированных для всех внебюджетных социальных фондов налогооблагаемой базы и налоговых льгот;

существенное снижение финансовых возможностей Фонда СС для финансирования отдельных направлений деятельности Фонда в необходимых объемах.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Зарубежный опыт жилищного страхования
Становление системы государственного регулирования страхового рынка в Российской Федерации
Разработка механизма реализации корпоративных социальных программ
Допуск иностранного капитала как один из аспектов либерализации страхового рынка
Этапы становления и развития социального страхования в России
Вернуться к списку публикаций