2012-07-14 23:28:13
ГлавнаяСтрахование — Совершенствование нормативно-правового регулирования социального страхования



Совершенствование нормативно-правового регулирования социального страхования


В связи с переходом к налоговому администрированию в отношении сбора платежей, поступающих во внебюджетные фонды, система социального страхования претерпела определенные изменения. Вместо достаточно простой схемы взаимодействия «страхователь-страховщик» с 2001 года действует многоуровневая структура, в которую включаются и налоговая служба и органы федерального казначейства, что в определенной степени осложнило работу органов Фонда социального страхования Российской Федерации, потребовало разработки новых механизмов учета и контроля за средствами социального страхования, налаживания тесного взаимодействия с соответствующими органами на федеральном и региональном уровнях.

Обо всех этапах этой деятельности, начиная от передачи налоговым органам сведений о плательщиках страховых взносов, исполнительные органы Фонда знают не понаслышке. Уже после введения социального налога с учетом складывающейся правоприменительной практики вырабатывались согласованные решения по целому ряду вопросов, значительно осложнявших на первоначальном этапе работу исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации. Так, например, решены вопросы о порядке уплаты единого социального налога организациями, имеющими обособленные подразделения (совместное письмо МНС России, Минфина России и государственных внебюджетных фондов от 28.08.2001 г.), проведении отделениями Фонда проверок правильности расходования страхователями средств социального страхования и последующего взаимодействия с налоговыми органами (совместное письмо Фонда социального страхования и МНС России от 29.06.2001 г.) и др.

Вместе с тем с введением единого социального налога в деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации возникли проблемы, которые в настоящее время не могут быть решены в рамках действующего законодательства. Связано это с тем, что по определенным позициям новые нормы Налогового кодекса расходятся с ранее принятыми законодательными актами по вопросам социального страхования. И устранить эти противоречия можно только путем законодательных изменений.

Обеспечение по социальному страхованию граждан, работающих у индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога на вмененный доход:

Единый социальный налог включен в перечень федеральных налогов, установленных статьей 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Единый налог на вмененный доход, вводимый на территориях субъектов Российской Федерации для упрощения налогообложения отдельных категорий организаций и частных предпринимателей (занятых, как правило, в малом бизнесе, сфере услуг), заменяет собой большинство из налогов, установленных законом Российской федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», за исключением тех, которые перечислены в статье 1 Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». В этот перечень единый социальный налог не включен.

Соответственно, организации и граждане, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, социальный налог не уплачивают. Это решение можно было бы признать абсолютно логичным, учитывая, что 25% от суммы налога на вмененный доход поступает во внебюджетные фонды. Если бы не одно «но». Налог, уплачиваемый юридическими лицами, зачисляется во все внебюджетные фонды. Налог же на вмененный доход, который платят индивидуальные предприниматели, при той же общей доле отчислений во внебюджетные фонды — 25%, распределяется только между Пенсионным фондом и фондами обязательного медицинского страхования.

Объемы страхового обеспечения должны быть эквивалентны объему средств, собираемых на эти цели. Из этого следует, что Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» фактически освобождает работодателей — частных предпринимателей от выполнения своих обязательств по социальному страхованию работников. Таким образом, имеется явное противоречие между нормами налогового законодательства и законодательства о социальном страховании.

Решить эту проблему можно только законодательным путем. Во-первых, возможно внести изменение в Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», установив для плательщиков налога — работодателей единые правила зачисления сумм единого налога в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования независимо от того, организация это или частный предприниматель.

Второй вариант — обязать плательщиков единого налога на вмененный доход одновременно уплачивать единый социальный налог. При этом, разумеется, величина налога на вмененный доход должна быть уменьшена на четверть. Такое решение представляется более правильным, т.к. это полностью согласуется со статьей 235 Налогового кодекса Российской Федерации, которая не исключает из круга плательщиков единого социального налога лиц, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход. Это предложение в настоящее время нашло отражение в проекте федерального закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», который 14 декабря 2001 года был одобрен Государственной Думой во втором чтении.

Социальное страхование адвокатов, фермеров и других граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой:

Согласно части второй Налогового кодекса Российской Федерации единый социальный налог в Фонд социального страхования Российской Федерации уплачивают только работодатели (статья 235). Что касается лиц, занимающихся индивидуальной деятельностью — частные предприниматели, фермеры, адвокаты, частные нотариусы и т.п., то они исключены из числа плательщиков налога в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В связи с этим указанные лица не подлежат обязательному социальному страхованию, что напрямую следует из Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования». Согласно статье 1 упомянутого закона лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, приобретают право на обеспечение по социальному страхованию только при условии уплаты ими или за них обязательных платежей страховщику.

Ранее частные предприниматели могли при желании встать на учет в исполнительном органе Фонда и уплачивать в добровольном порядке взносы на социальное страхование, приобретая при этом и все права застрахованных. Перевод страховых взносов в налоговые платежи (единый социальный налог) исключает возможность их добровольной уплаты. Поэтому предприниматель, даже при желании платить взносы фонду, не может этого сделать и не вправе рассчитывать на социальное пособие в случае своей болезни.

Еще более сложная ситуация с адвокатами и членами фермерских хозяйств. До введения социального налога эти категории граждан перечисляли взносы в Фонд в обязательном порядке и, соответственно, им выплачивались пособия и все другие виды обеспечения по социальному страхованию.

Право на социальное страхование этих лиц и корреспондирующаяся с ним обязанность уплаты страховых взносов закреплены, соответственно, в Положении об адвокатуре РСФСР и Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», которые до настоящего времени не отменены.

Таким образом, налицо противоречие между вышеназванными законодательными актами и нормами Налогового кодекса Российской Федерации, которое на практике привело к тому, что с 1 января 2001 года государственные гарантии в области социального страхования фермерам и адвокатам не предоставляются.

Рассмотрим возможные варианты решения этой проблемы.

Во-первых, можно внести изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, установив единые условия уплаты единого социального налога (во все внебюджетные фонды) для всех категорий плательщиков (т. е. фактически отменить пункт 3 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом для лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, необходимо установить ставку единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Однако такое решение приведет к тому, что все указанные граждане в обязательном порядке будут подлежать социальному страхованию. Это потребует установления для них специальных правил расчета пособий по временной нетрудоспособности и предоставления других видов обеспечения по социальному страхованию, поскольку совершенно очевидно, что ввиду специфики деятельности и получения дохода указанными гражданами к ним нельзя будет применять нормы, установленные сегодня для исчисления и выплаты пособий наемным работникам.

На наш взгляд, более правильным было бы принятие закона, позволяющего гражданам, зарабатывающим себе на жизнь частной практикой или предпринимательской деятельностью, уплачивать, как и ранее, взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации добровольно. Такое решение в полной мере соответствует требованиям Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» и не противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации.

В этом случае гражданин сможет сам решить, должен ли он застраховать себя на случай болезни или получаемый им доход позволит обойтись без пособия по временной нетрудоспособности.

Однако какое решение не было бы принято, очевидно, что устаревшие нормы Положения об адвокатуре и Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» должны быть приведены в соответствие с более поздними законодательными актами (Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» и Налоговым кодексом Российской Федерации).

Также имеется и проблема предоставления обеспечения по социальному страхованию гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с садоводческими, садово-огородными, гаражно-строительными и жилищно-строительными кооперативами. Хотя, на наш взгляд, это больше проблема правоприменительной практики. Вызвана она следующими обстоятельствами. Статья 238 Налогового кодекса содержит перечень выплат, которые освобождаются от обложения единым социальным налогом.

Согласно подпункту 8 пункта 1 этой статьи не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов вышеперечисленных кооперативов лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. Формулировка не очень точная, что привело к различному ее пониманию. Так, многие придерживаются мнения, что под лицами, выполняющими работы (услуги), понимаются как граждане, работающие по договорам гражданско-правового характера, так и работающие по трудовому договору. На наш взгляд, эту норму не следует толковать так широко, поскольку термин «выполнение работ (услуг)» все-таки используется в гражданском законодательстве, а не в трудовом. Однако МНС России дало разъяснение, что на оплату труда граждан, работающих по трудовым договорам в вышеуказанных кооперативах, если она выплачивается за счет членских взносов, не начисляется единый социальный налог.

Таким образом, снова, как и в случае с предпринимателями-плательщиками единого налога на вмененный доход, возникает противоречие, при котором, с одной стороны, все работники подлежат социальному страхованию, а с другой — за них не уплачиваются взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Для того чтобы устранить неоднозначное толкование этой нормы, необходимо внести изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, уточнив формулировку подпункта 8 пункта 1 статьи 238.

Применение исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации мер ответственности к страхователям, нарушающим установленный порядок представления отчетности:

Налоговый кодекс (статья 243) закрепляет обязанность плательщиков единого социального налога представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) о суммах начисленного налога, средствах, израсходованных на выплату пособий по социальному страхованию и санаторно-курортное обслуживание работников (подлежащих зачету в счет уплаты налога), а также о суммах, перечисленных Фонду. Как известно, форма отчета (расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации форма 4-ФСС Российской Федерации) утверждена постановлением Фонда от 30.11.2000 г. № 113. Отчет представляется страхователями ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Часть первая Кодекса предусматривает ответственность за нарушение сроков представления налоговых деклараций (статья 119 Налогового кодекса), за непредставление налоговым органам необходимых сведений (статьи 126 и 129), а закрепленная в Кодексе обязанность налогоплательщика представлять сведения Фонду социального страхования мерой ответственности за неисполнение этой обязанности не подкреплена.

Эту проблему также можно решить несколькими путями. Во-первых, возможно внести дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации, установив санкции за непредставление органам внебюджетных фондов сведений в случаях, предусмотренных Кодексом.

Во-вторых, меры ответственности за неисполнение страхователями своих обязанностей, в том числе по представлению установленной отчетности Фонду социального страхования, могут быть установлены в законодательных актах о конкретных видах социального страхования. Это согласуется с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», статья 11 которого предоставляет страховщикам право налагать штрафы в соответствии с действующим законодательством. Поэтому представляется возможным внести дополнения в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в части, касающейся применения страховщиком финансовых санкций к страхователям за неисполнение ими своих обязанностей, предусмотрев в статье 19 указанного закона штраф за непредставление страхователями страховщику установленной отчетности. Это в полной мере позволит решить рассматриваемую проблему, поскольку страхователи представляют в Фонд одну расчетную ведомость, в которой отражают начисление и расходование средств как по государственному социальному страхованию, так и по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Соответствующая норма об ответственности может быть включена и в другой законодательный акт по вопросам социального страхования.


Самсонова Галина Ивановна







Интересное:


Сущность и место страхования в системе экономических отношений
Региональные особенности жилищного страхования в России
Формирование рыночных условий развития страхования
Механизм государственного регулирования страхового рынка
Формирование института страхования в России
Вернуться к списку публикаций