2012-07-14 23:18:35
ГлавнаяСтрахование — Методические рекомендации по совершенствованию страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в России



Методические рекомендации по совершенствованию страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в России


При этом учитываются следующие количественные параметры производимой работы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

— число страхователей — юридических и физических лиц;

— число регистрируемых и учитываемых страховых случаев (производственных травм и профессиональных заболеваний);

— количество пострадавших, претендующих на реабилитацию и обеспечение по страхованию.

В 9 из 15 стран европейского форума организации страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представлены государственными и общественными некоммерческими организациями, обеспечивающими нормативное и методологическое управление системой, а также реализацией отдельных функций (научные исследования, нормативное регулирование) с соответствующими центральными, региональными и местными организациями, производящими страховые выплаты (пособия) и предоставляющие услуги медицинского, социального и профессионального характера.

В Испании 33 организации взаимного страхования для всех профессиональных категорий являются ассоциациями работодателей. В Швеции 25 организаций социального страхования занимаются страхованием от производственных рисков. В Японии страхованием от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний занимается Министерство труда совместно с управлениями по трудовым компенсациям, отделения трудовых норм префектур и инспекциями труда. В Австралии, Бельгии и Швейцарии организации страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представлены как государственными или общественными структурами, которые контролируют и обеспечивают 60-80% страхового поля по производственному травматизму, так и частными страховыми компаниями, производящими страхование 20-40% работающих. В Дании страхование производственных рисков обеспечивается частными компаниями для рабочих в частном секторе, а государство и местные власти являются страховщиками остальных категорий застрахованных.

В Португалии страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляют частные страховые компании под контролем государственных структур, которые либо непосредственно управляют этими компаниями, либо предоставляют право работодателям зарегистрироваться по этому виду страхования в соответствующей частной компании. В Финляндии страхование от производственных рисков осуществляется частными компаниями, и предприниматели свободны в выборе страховщика.

Во всех странах, как правило, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний финансируется за счет страховых взносов (премий), осуществляемых работодателями. При этом можно выделить два стоимостных типа. В зависимости от того, является ли страховщик общественной либо частной организацией страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, у них складываются неодинаковые отношения с правительствами своих стран.

В странах, где профессиональные риски обслуживаются частными компаниями, обычно преобладают законы рыночной экономики. Страховые взносы устанавливаются на основе субъективного критерия либо финансового положения компании, либо конкурентных отношений внутри страхового поля, обслуживаемого несколькими компаниями. И хотя в некоторых странах существует дифференциация страховых взносов по классу профессионального риска, конкуренция между частными страховыми компаниями искажает эффекты социального страхования профессиональных рисков. Эта конкуренция позволяет работодателям искать ту страховую компанию, которая «предложит «выгодный размер» взноса вместо того, чтобы улучшить условия труда внутри компании. Не обеспечивается принцип солидарности между страховыми компаниями, каждая из которых преследует собственные интересы, не происходит солидарного перераспределения средств. При этом страхователи, не обеспечивающие внесение соответствующего размера страховых взносов на этот вид страхования, исключаются из этого вида страхования.

При такой организации работодатели и работники в равной степени заинтересованы в предупреждении несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а следовательно, и в сокращении затрат, понесенных в связи с такими случаями.

В России система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формировалась на иных принципах и подходах, отличных от принятых в Европе. В историческом плане в России этот вид страхования представлялся для реализации в виде организационных структур (различного рода касс), которые, возникая при отдельных промышленных предприятиях, обладали бы значительной гибкостью, могли бы легко приспосабливаться к конкретным производственным условиям, имели несложное устройство, ограниченные средства и распространялись на отношения между работодателем и работниками, в чьем ведении находилось предприятие.

Длительное время этот вид страхования существовал и регулировался в порядке норм, устанавливаемых Правилами возмещения вреда, причиненного работникам трудовым увечьем или профессиональным заболеванием. При этом на предприятиях специалисты, определяемые приказом, наряду со своими основными обязанностями (отделы по охране труда, юридические отделы, финансовые отделы и т. п.) попутно занимались вопросами возмещения вреда.

Одновременно делались попытки решать вопросы по этому виду страхования в системах других видов обязательного социального страхования, таких, как страхование инвалидности, государственное социальное страхование, полагая, что предмет рассматриваемых в данном случае страховых отношений настолько незначителен, что специальной организации по его управлению и функционированию просто не требуется.

В этой связи представляется полезным опыт работы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, где при построении региональной модели не нарушая концепцию, принятую в государственном социальном страховании, были использованы современные принципы и критерии управления организацией по этому виду страхования, а также принципы и подходы, возлагаемые Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Построение и формирование системы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в региональном отделении Фонда строится и развивается в системном плане и по функциональному принципу с учетом целей и задач, субъектов и участников социального страхования, статуса (работающий либо не работающий) застрахованного пострадавшего, иных лиц, имеющих право на страховые выплаты в связи со смертью кормильца, а также прав и обязанностей исполнительного органа Фонда, как страховщика по учету и регистрации страхователей, сбору и контролю за начисляемыми и перечисленными страховыми взносами.

Это позволило разделить управленческие, организационные, распорядительные и контрольные функции, обеспечиваемые непосредственно региональным отделением Фонда, от исполнительной, расчетно-регистрационной, финансово-хозяйственной, медико-социальной и правовой деятельности филиалов.

Управленческие, организационно-методические и контрольные функции реализуются в региональном отделении Фонда управляющим, его заместителем, курирующим это направление работы, профильными отделами, структура и состав специалистов которых определяются задачами государственного обязательного страхования и учитывают вопросы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в положениях об отделах и должностных инструкциях специалистов.

В структуре регионального отделения Фонда, наряду со структурными подразделениями, характерными и свойственными для государственного социального страхования, создан и функционирует отдел страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Основными задачами этого отдела, согласно утвержденному положению, являются организация и координация работ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на региональном уровне, организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью филиалов в этом виде страхования.

Исполнительные и другие функции по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний реализуются, соответственно, должностными лицами и специалистами филиалов регионального отделения Фонда.

Структура филиалов представлена филиалом по назначению и выплатам обеспечения по страхованию пострадавшим (не состоящим в настоящее время в трудовых отношениях с работодателем) и лицам, получившим право на выплаты в связи со смертью кормильца, а также филиалами, которые наряду с функцией назначения и осуществления обеспечения по страхованию работающих пострадавших, осуществляют весь круг работ, связанных со страхователем.

Филиал по назначению обеспечения по страхованию пострадавших (не состоявших в настоящее время в трудовых отношениях) является специализированным подразделением регионального отделения Фонда, непосредственная деятельность которого в полном объеме реализуемых им задач и функций, административной, бюджетной и финансово-хозяйственной работы связана с назначением и осуществлением обеспечения по страхованию не работающим пострадавшим, а также лицам, являющимся получателями выплат по иждивению. Денежные средства находятся в оперативном управлении филиала, хранятся в банках на текущих счетах по социальному страхованию, которые открываются (закрываются) управляющим регионального отделения Фонда. Распорядителем средств в филиале является его директор и главный бухгалтер.

Организационная структура специализированного филиала Московского областного регионального отделения Фонда представлена в таблице 2. Положения о филиалах (как для работающих, так и для не работающих пострадавших) с учетом возложенных на них задач и функций утвержденные управляющим регионального отделения Фонда, определяют весь комплекс вопросов, связанных с реализацией целей, задач и функций в этом виде страхования, а также правами и обязанностями страхователя, застрахованного и страховщика. Основные принципы построения и функционирования принятой в Московской области системы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний увязаны с численностью страхователей и застрахованных пострадавших.


Таблица 2

Организационная структура специализированного филиала МОРО ФСС

Наименование структурных подразделений (отделов)

Задачи

Функции

Директор филиала

Общее руководство отдела по выполнению возложенных на него задач и функций.

Подбор и расстановка кадров. Оперативное управление средствами страхования и имуществом филиала. Штатное расписание и смета расходов.

Расчетно-регистрационный отдел

Организация и проведение работ по осуществлению обеспечения по страхованию.

Прием и рассмотрение подтверждающих документов. Формирование, учет и хранение личных (учетных) дел пострадавших. Назначение, расчет и производство выплат.

Отдел финансов, бухгалтерского учета и отчетности

Ведение и формирование отчетности о финансово-хозяйственной деятельности.

Разработка предложений к проекту бюджета и сметы расходов филиала. Анализ и планирование расходов по этому виду страхования. Расчеты с получателями страхового обеспечения. Учет основных средств и их амортизация.

Отдел медико-социальной экспертизы

Организация и проведение работ по освидетельствованию пострадавших, их медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

Экспертиза медицинских и иных подтверждающих документов пострадавших на обеспечение по страхованию. Ведение реестра пострадавших по реабилитационным видам дополнительных расходов. Подготовка договоров на реабилитационные услуги.

Отдел правового обеспечения

Правовое обеспечение деятельности филиала по этому виду страхования.

Правовая экспертиза документов, формирующих личные (учетные) дела пострадавших, договоров и соглашений. Организация и ведение работ в судах по этому виду страхования.


Предлагаемая схема управления и организации работы позволяет перестраивать, изменять и по-новому формировать элементы системы. Принятые этой системой подходы в организации и управлении работами по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний могут быть полезны и использованы в работе других региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации.


Самсонова Галина Ивановна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Анализ основных финансовых показателей Фонда социального страхования Российской Федерации
Новые подходы в регулировании страхового рынка
Становление системы государственного регулирования страхового рынка в Российской Федерации
Эффективность использования средств Фонда социального страхования
Некоторые проблемы защиты конкуренции на страховом рынке
Вернуться к списку публикаций