2012-07-14 23:18:35
ГлавнаяСтрахование — Методические рекомендации по совершенствованию страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в России



Методические рекомендации по совершенствованию страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в России


Работа Фонда социального страхования Российской Федерации по введению обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний началась в 1996 году после распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 г. № 1149-р. Указанным распоряжением был утвержден План подготовительной работы по введению системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также определенно что ответственным за разработку проекта федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» является Фонд социального страхования Российской Федерации.

Одновременно со сбором и анализом полученной от работодателей информации о числе пострадавших и затратах на возмещение им вреда, необходимой для установления размера страховых тарифов, Фонд приступил к подготовки проекта соответствующего федерального закона.

После принятия Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» исполнительные органы Фонда приступили к работе по предварительной регистрации страхователей, учету лиц, которым должно быть предоставлено право на получение обеспечения по страхованию, сбору сведений от страхователей и страховых организаций о производимых ими выплатах в возмещение вреда.

Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

— существует и развивается как самостоятельный вид социального страхования против производственных рисков; этот вид регулируется специальным законодательством либо отдельным законом в составе Социального кодекса, определяет субъектов и участников отношений, их права и обязанности, принципы, понятия и механизмы страхования;

— финансируется за счет страховых взносов работодателей, схема сбора и распределения более благоприятна и предпочтительна, чем схема и принципы финансирования через налоговую систему государства;

— включает в себя сбор и формирование фонда средств страхования, отчисления на резервный фонд страхования.

Отличительными и характерными особенностями данного вида социального страхования являются предупреждение ущерба, лечение и реабилитация пострадавших, назначение и осуществление обеспечения по страхованию.

Система страхования имеет серьезную организационную структуру и обособленные средства страхования; страховщиком в этом виде обязательного социального страхования, как правило, являются государственные или общественные (некоммерческие) организации с соответствующими региональными и местными отделениями, структурированными по функциональному, региональному или отраслевому принципу.

Европейский форум страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, основанный в 1992 году, поставил своей целью способствовать развитию концепции специфического вида страхования против производственных рисков как самостоятельного вида страхования, что нашло отражение в Европейском кодексе социального обеспечения.

В настоящее время 12 стран, входящих в Совет Европы, — Германия, Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Италия, Люксембург, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария и Россия — стали членами европейского форума. Каждая из них имеет серьезную организацию, структуру и средства страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и одновременно свои отличия, связанные с управлением финансовыми системами и формированием источников финансирования.

Система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний строится и совершенствуется исходя из максимальной эффективности организации работы по решению целей и задач, определенных законодательством этой страны. Возникновение национальных систем социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обусловлено в определенной мере созданием германской модели страхования и опытом ее работы. Эта модель определяет системное построение в отношении следующих субъектов и участников страхования:

— промышленные профессиональные страховые товарищества (35 ПТ, страхуют 42 млн. работающих, занятых на производстве);

— сельскохозяйственные профессиональные страховые товарищества (20 СХПТ, страхуют занятых в сельском хозяйстве);

— союзы, страховые кассы, муниципальные союзы (их более 50, страхуют за счет средств госбюджета государственных служащих, а также лиц без определенной профессии, школьников и студентов).

Каждая из систем страхования имеет собственную организационную структуру, бюджет, состоящий из доходной части, которая формируется за счет страховых взносов работодателей, соотнесенных с соответствующим видом деятельности, а также расходной части, определяемой по видам обеспечения по страхованию и источникам финансирования.

Для системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят отдельный правовой кодекс (Свод (Кодекс) VII — системное законодательство по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 1997 г.). Кодексы сведены в единое социально-страховое законодательство, которое включает общие для всех страховых организаций положения.

Структура и функции объединения промышленных профессиональных страховых товариществ могут быть рассмотрены как типовые и наиболее эффективные в германской системе страхования.

Головное объединение профессиональных страховых товариществ представляет собой союз, объединяющий 35 профессиональных страховых товариществ (распределенных по отраслевому принципу по всей территории Германии) и является общественной организацией (юридическим лицом), к компетенции которого относятся организационное и методическое управление профессиональными страховыми товариществами, подготовка инструктивно-методических материалов по вопросам страхования профессиональных рисков, кадровая, научная и международная деятельность.

Основными функциями Головного объединения являются:

— обеспечение взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти Германии, союзами работодателей и работников, земельными ассоциациями (всего 6 по числу земель — проводят лицензирование лечебно-профилактических учреждений и врачей);

— подготовка проектов законодательных актов, нормативных правовых и организационно-методических документов;

— подготовка кадров для системы страхования;

— сбор и анализ статистической информации о страховых случаях в отраслевом разрезе (профессиональных товариществ и их объединений) и в целом по системе;

— организация и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

— осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью профессиональных товариществ.

Головное объединение состоит из центрального аппарата и подведомственных ему Института охраны труда и Академии по подготовке кадров. Нормативы по численности сотрудников центрального аппарата определяются исходя из выполняемых целей и задач, а также тарифными соглашениями работодателей и профсоюзов.

Финансовые взаимоотношения указанного объединения и профессиональных товариществ строятся на бюджетной основе, ежегодно утверждаемого решением собрания представителей всех 35 товариществ. Размер отчислений в бюджет Головного объединения каждым из профессиональных товариществ зависит от уровня производственного травматизма и профзаболеваний в отрасли экономики, курируемой соответствующим товариществом.

Профессиональные страховые товарищества и его подразделения созданы и функционируют по профессиональному (отраслевому) принципу и реализуют свою деятельность в соответствии со своими целями и задачами. Каждое из профессиональных товариществ структурирует свои подразделения таким образом, чтобы выполнить возложенную на систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний задачу, определенную законодательством.

Организационная структура профессиональных товариществ представлена в таблице 1.

Таблица 1

Организационная структура профессиональных товариществ

Отделы

Задачи

Функции

Генеральный (исполнительный) директор

Отдел регистрации страхователей и взносов

Регистрация страхователей (работодателей); калькуляция и сбор взносов; установление профессиональных рисков; расчеты по зарплате, ревизии.


Отдел компенсационных выплат и оплаты реабилитации

Координация деятельности региональных отделений по расчетам и назначениям; медицинская помощь, медицинская и профессиональная реабилитация; правовые и процедурные вопросы.

Указания данного отдела обязательны для исполнения.

Отдел профессиональных заболеваний

Рассмотрение индивидуальных дел (расследование, выплаты компенсаций, реабилитация).

Указанный отдел находится в составе основного учреждения.

Отдел регрессных взысканий

Предъявление регрессных исков к лицам, несущим правовую ответственность за последствия страховых случаев.

Осуществляет деятельность по регрессным искам.

Отдел предотвращения ущерба

Разработка стратегии и тактики по реализации предупредительных мероприятий; обучение вопросам предупреждения ущерба; разработка информационных и методических материалов; консультационная работа.

Превентивная деятельность ведется с целью предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также ущерба.

Отдел учета, регистрации и обработки данных

Ведение статистических данных и архивов; разработка специальных программ и систем обработки информации; управление базами данных.


Финансовый отдел

Осуществление платежей; ведение бухгалтерской отчетности; управление активами, включая инвестиции; формирование бюджета и контроль за его исполнением.

Вопросы бюджета, платежей, отчетности и управления активами.

Отдел кадров и вопросов управления

Отдел административно- хозяйственного управления

Решение кадровых вопросов; подготовка выборов, семинаров и совещаний. Закупка оборудования, инвентаря; управление недвижимым имуществом; коммунальные услуги.

Кадровая политика, связь с работодателями, собранием представителей, правлением. Вопросы хозяйственной деятельности.

Контрольно-ревизионная группа

Контроль за финансовой и организационной деятельностью.

Непосредственно подчинена генеральному (исполнительному) директору.


Профессиональные товарищества не занимаются непосредственным контролем за состоянием охраны труда и техники безопасности на предприятиях. Они принимают участие в установлении страховых тарифов для предприятий в зависимости от их профессионального риска. К функциям профессиональных товариществ относится утверждение устава товарищества, ставок страховых взносов и норм предотвращения ущерба по отдельным отраслям промышленности. Устав о профессиональном товариществе содержит типовые положения, регламентирующие деятельность отделов и подразделений, а такх<е должностные инструкции специалистов.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Проблемы и направления трансформации обязательного государственного страхования в системе социальной защиты военнослужащих министерства обороны РФ
Содержание и особенности функционирования страхового рынка
Эволюция экономической роли государства в страховании
Теоретико-игровое моделирование процесса либерализации российского страхового рынка
Сущность социального страхования и его роль в условиях рыночной экономики
Вернуться к списку публикаций