2012-04-24 00:19:04
ГлавнаяСтрахование — Страхование военнослужащих зарубежных армий



Страхование военнослужащих зарубежных армий


Членами кассы, в соответствии с ее уставом, являются:

1. Военнослужащие, имеющие статус кадрового военного или служащие сверх установленного срока службы на основании контракта (данное положение, по сути, охватывает все категории военнослужащих, за исключением солдат, проходящих военную службу по призыву).

2. Слушатели военных училищ, готовящих офицеров, подписавшие контракт на длительный срок.

3. Военнослужащие, получающие пенсию за выслугу лет, назначенную на основании положения о гражданских и военных пенсиях за выслугу лет.

4. Вдовы военнослужащих, если они являются получателями пенсии назначенной за их супругов на основании положения о гражданских и военных пенсиях, а также сироты.

5. Военнослужащие, переведенные в режим отдельного несения службы с целью выполнения обязанностей на выборной должности в советах территориальных обществ.

Аналогично российскому законодательству по вопросам обязательного государственного страхования военнослужащих во Франции введены территориальные ограничения для лиц, имеющих право на получение пособия. Обеспечение военнослужащие могут получать только в том случае, если оно им определено на национальной территории. Прохождение военной службы за пределами своего государства влечет изменение условий и порядка получения причитающихся пособий и льгот.

Исходя из особенностей организации социального обеспечения военнослужащих, лица, имеющие право на получение пособий и компенсаций, принимаются в члены кассы по ходатайству администрации, в ведении которой они находятся. При этом лица, указанные в пп. 3 и 4, должны сами подавать заявление о приеме.

Рассматривая условия возникновения права на получение пособий, необходимо отметить, что военнослужащие, вступившие в члены кассы, имеют и используют право на получение пособий при заболевании, независимо от продолжительности срока службы. В данном случае мы видим, что, независимо от суммы уплаченных премий в страховой фонд кассы, военнослужащий практически с первых дней службы имеет право на получение пособия в случае заболевания и потери трудоспособности.

К характерным отличиям французской системы национальных касс следует отнести и возможность застрахованного лица передавать право на получение пособия по болезни определенному кругу лиц. Выделяют две категории граждан, имеющих возможность воспользоваться этим правом:

- члены семьи военнослужащего;

- лицо, живущее с военнослужащим в браке и находящееся на его фактическом, полном и постоянном иждивении (в связи с невозможностью ознакомиться с комментариями к закону считаем корректным рассмотрение этой информации как гражданского брака).

Интересна трактовка понятия членов семьи военнослужащего Франции. К ним относятся:

1. Супруг. Но он не пользуется этим правом, если связан с другим режимом социального обеспечения или занимается профессиональной деятельностью, не дающей основания на его приобщение к данному порядку страхования на случай болезни.

2. Дети в возрасте до 16 лет, не имеющие источника получения заработной платы, находящиеся на иждивении застрахованного лица или его супруга, в том числе законные, внебрачные, признанные или нет, приемные, дети, находящиеся на государственном попечении опекуном которых является застрахованное лицо, а также дети, принятые в семью.

Помимо такого «расширенного» перечня, в категорию детей до 16 лет в разрезе данного закона включаются:

- лица не старше 17 лет, занятые поиском первого места для профессиональной деятельности и зарегистрированные в национальном агентстве по вопросам занятости как нуждающиеся в рабочем месте;

- лица до 18 лет, находящиеся на обучении и не имеющие оснований для получения пособия по болезни;

- лица до 20 лет, продолжающие учебу. Указанное возрастное ограничение может пролонгироваться до конца учебного года, в течение которого ему исполнится 21 год, если подтверждено, что он был вынужден из-за болезни прервать обучение в школе 1-ой, 2-ой ступени или технической школе;

- лица до 20 лет, лишенные вследствие увечья или хронического заболевания возможности заниматься оплачиваемым трудом.

Считаются сохраняющими право:

- дети до 18 лет, вынужденные прервать обучение на производстве или

учебном заведении по состоянию здоровья;

- дети, прекратившие учебу в школе или университете не более 12 месяцев назад и не пользующиеся социальной защитой по другой линии.

3. Родственник социально застрахованного по восходящей, нисходящей или боковой линиям до третьей степени родства или свойственник до такой же степени родства, живущий под одной крышей и занимающийся исключительно работами по домашнему хозяйству и воспитанием не менее двоих детей в возрасте не старше 14 лет, находящихся на иждивении застрахованного.

Следует обратить внимание, что военнослужащий имеет право и передает право фактически на всю совокупность лечения, предписанного медицинским заключением, какова бы ни была продолжительность и стоимость этого лечения.

Проводя сравнительный анализ социальной защищенности семей военных России и Франции, мы можем констатировать, что в случае болезни неработающей супруги французского военнослужащего у неё есть возможность воспользоваться правом на получение пособия по болезни, положенного ее супругу, и полностью компенсировать стоимость лечения за счет средств национальной кассы. В аналогичной ситуации россиянам компенсируется только часть расходов за счет средств фонда социального страхования. Фонд осуществляет финансирование медицинских услуг, предоставляемых региональными и муниципальными органами здравоохранения, таких как госпитализация, оказание неотложной помощи, а также лекарственной терапии при стационарном лечении. В случае амбулаторного лечения компенсационные выплаты не производятся. Наличие такой возможности воспользоваться правом на получение пособия у любого из супругов, несомненно, является положительным примером и повышает социальную защищенность семьи в целом.

Согласно отечественному законодательству по вопросам обязательного государственного страхования, военнослужащий является застрахованным до истечения одного года со дня увольнения с военной службы. Во Франции прекращение права на выплаты происходит по истечении 3- месячного срока, начиная с даты, когда застрахованное лицо или лицо, обладающее правом на получение пособия, прекратило выполнение условий обязательства (договора). Однако в любом случае выплаты продолжаются в течение года лицам:

- правопреемникам умершего застрахованного военнослужащего;

- разведенному лицу лично и членам семьи находящимся на его иждивении.

Еще одной особенностью рассматриваемой системы социальной защиты военнослужащих Франции является то, что для оказания помощи на дому или в стационарных условиях, он имеет право свободного выбора врача для себя лично и членов своей семьи. Сущность данного положения заключается в том, что военнослужащий может обратиться к любому врачу из перечисленных категорий:

- военному врачу;

- работающему по контракту с военной организацией;

- частнопрактикующему врачу.

Рассматривая механизм реализации социальной защиты военнослужащих, стоит отметить, что прием или посещение больного военным врачом или врачом, работающим по контракту с военно-медицинской службой, осуществляется бесплатно. В случае обращения военнослужащего к указанной выше категории врачей оплата услуг и лекарственных препаратов, предписанных врачом, осуществляется кассой в соответствии с предписанием, содержащим данные о враче и болезни. К нему прилагается дополнительная справка о таксировке, выполненная работником аптеки.

Консультации и услуги, предоставленные в военных госпиталях, не дают врачам основания для получения каких-либо гонораров. Тем не менее, касса делает взносы для госпиталя, покрывая часть расходов на оказание услуг согласно условиям, указанным в соглашениях со службой здравоохранения вооруженных сил Франции.

При обращении военнослужащих к врачам, занимающимся частной практикой, оплата причитающегося им гонорара производится за счет собственных средств застрахованного непосредственно врачу. Врач оформляет больничный лист, в котором указывает свои личные данные и данные застрахованного лица, делает отметку об оказанной медицинской услуге, выданном рецепте и прикалывает квитанцию с указанием суммы полученного гонорара.

На основании информации больничного листа застрахованному лицу кассой возмещаются расходы в пределах тарифов или в пределах фактически понесенных расходов, если они ниже указанных тарифов. Положительным следует считать и возможность кассы возмещать, помимо медицинских расходов, расходы на передвижение врача при невозможности военнослужащего передвигаться самостоятельно. Однако в этом случае существуют некоторые ограничения. Касса оплатит приезд только ближайшего врача. Если застрахованный выбрал иного, то излишек дорожных расходов оплачивает он сам.

Срок действия каждого больничного листа — 15 дней. Каждый больничный лист, срок действия которого подошел к концу, немедленно сдается или пересылается застрахованным лицом для оплаты в службу или платежный центр кассы, к которой он приписан. Касса оставляет за собой право применения санкций вплоть до лишения права на пособия, положенные по больничному листу, если этот документ не был направлен ей в течение 15 дней с момента истечения срока действия и если вследствие этого касса была лишена возможности осуществлять контроль.

К позитивным моментам в сфере социального обеспечения военнослужащих мы уже отнесли возможность свободного выбора застрахованными лечащего врача. Однако в период прохождения военной службы возникают случаи, требующие стационарного лечения. В такой ситуации у военнослужащих Франции есть три варианта получения медицинской помощи. Больной может быть помещен в стационар: во-первых, по его личной просьбе; во-вторых, на основании заключения лечащего врача; в-третьих, по направлению врача госпиталя. Кроме того, военнослужащему предоставлено право выбора медицинского учреждения:

- госпиталь вооруженных сил;

- общественное больничное учреждение;

- частное учреждение, получившее разрешение на оказание услуг лицам системы социального страхования.

Анализ механизма возмещения расходов по госпитализации показал, что он неодинаков. В случае обращения застрахованного лица в военный госпиталь применяется уже рассмотренный порядок взаиморасчетов между кассой и госпиталем. Касса не оплачивает стоимость лечения, а покрывает часть расходов госпиталя на оказание услуг согласно условиям заключенного договора. Военнослужащий при этом расходов не несет.

Желая получить медицинскую помощь в общественном больничном учреждении или в частном учреждении, военнослужащий, за исключением неотложных случаев, извещает об этом кассу, с указанием учреждения, в котором он собирается подвергнуться процедурам. При поступлении больного в течение 48 часов больничное учреждение обязано известить кассу.

При отсутствии ответа кассы в течение 8 дней, если помещение осуществлено в частное учреждение, или 20 дней, если речь идет об общественной больнице, касса считается принявшей на себя расходы по госпитализации или лечению в указанном учреждении.

Расходы на госпитализацию в этих случаях несет касса на основании тарифов, приведенных в соглашениях, достигнутых между указанными учреждениями и соответствующей региональной кассой медицинского страхования. При отсутствии такого соглашения или несоответствия тарифов договорным нормам применяются тарифы, принудительно установленные соответствующей региональной кассой.

Особенностью получения медицинской помощи в общественном и частном больничном учреждении является возмещение кассой расходов по госпитализации за возможным вычетом доли, оплачиваемой застрахованным лицом. Она представляет собой расходы военнослужащего на гонорары, а также вспомогательные расходы, положенные врачам и вспомогательному медицинскому персоналу.

В рядах Вооруженных Сил РФ проходят военную службу по контракту и военнослужащие-женщины. Рассматривая эту категорию лиц, хочется отметить её социальную уязвимость и недостаточную, на наш взгляд, проработку вопросов социальной защиты материнства. Испытывая повышенные нагрузки и неудобства, связанные со спецификой прохождения военной службы, они не пользуются никакими преимуществами и дополнительными льготами по сравнению с мужчинами, не говоря о гражданском населении. Обойден вниманием этот аспект и в законодательстве, регламентирующем проведение обязательного государственного страхования. По нашему мнению, такая позиция государства ведет к ухудшению демографической ситуации в стране.

Рождение ребенка не только большая радость, но и большая ответственность для всей семьи. Несомненно, что появление на свет нового человека влечет за собой увеличение расходов семейного бюджета, причем такая тенденция намечается еще на стадии беременности. Российское государство всегда проявляло и проявляет заботу о социальном обеспечении материнства и детства, выплачивая пособия по беременности и родам, предоставляя гарантии и компенсации. Однако в современных условиях, когда размер денежного довольствия не позволяет отнести военнослужащего по уровню материального благосостояния к среднему классу, требуется, на наш взгляд, большая забота о «мамах в погонах».

Более защищены в вопросе материнства, по нашему мнению, военнослужащие-женщины Франции. Аналогично россиянкам они получают полный комплекс предродовых и послеродовых процедур и обследований, осуществляемый за счет средств национальной кассы социального обеспечения. Однако во Франции действует система, позволяющая, с одной стороны, усилить контроль за ходом беременности, а с другой - поощрить будущих матерей за своевременное прохождение медицинских обследований и улучшить их материальное положение.

Штрафных санкций, налагаемых административным советом кассы, всего две:

- в случае неуведомления будущей матерью кассы о своей беременности за 4 месяца до предполагаемой даты родов доля кассы в расходах уменьшается до 80 % от обычной доли, за исключением обстоятельств, право оценки которых принадлежит кассе;

- отчисления на молочное питание снижаются в случае непосещения детской консультации или нарушения минимальной частоты прохождения профилактических медицинских осмотров, назначаемых детям в течение первого и второго года жизни.

Французская система поощрений функционирует более широко и включает позиции как непосредственно влекущие за собой выплату премий, так и дающие право на их получение.

Выплата премий производится женщинам, прошедшим:

- до завершения третьего месяца беременности общее врачебное и акушерское обследование, дополненное в последующие две недели всеми необходимыми дополнительными обследованиями. В случае прохождения этого обследования до истечения 15-го дня третьего месяца ей полагается повышенная премия;

- в течение шестого месяца второе дородовое обследование;

- в течение первых 15 дней восьмого месяца беременности третье дородовое обследование.

Право на получение премии появляется:

- при прохождении через 8 недель после родов обследования, сопровождаемого рентгеновским сканированием;

- при показе ребенка в детскую консультацию с периодичностью, определенной решением врача.

Отрицательным моментом в области социальной защиты военнослужащих-женщин в вопросах материнства является отсутствие точно установленных размеров указанных выше премий. В каждом конкретном случае их величина определяется решением административного совета кассы.

Заканчивая анализ организации социальной защиты жизни и здоровья военнослужащих зарубежных армий, сформулируем краткие выводы:

1. Социальная защита жизни и здоровья военнослужащих опосредуется страховыми отношениями или отношениями государственного социального обеспечения.

2. Страховые отношения реализуются путем заключения военнослужащими договоров страхования жизни, здоровья и трудоспособности с частными страховыми компаниями в добровольной форме. Государство стимулирует страховщиков к оказанию этой услуги, частично компенсируя их расходы. Материальная поддержка членов семьи военнослужащего оказывается государством только в случае его гибели.

3. Отношения государственного социального обеспечения:

- значительно расширяют круг лиц, попадающих в категорию членов семьи военнослужащего;

- увеличивают социальную защищенность военнослужащего и членов его семьи;

- обеспечивают приемлемый уровень компенсационных выплат и повышают престиж военной службы.


Васильев Сергей Викторович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Роль страхового рынка в системе социально-экономических отношений
Анализ основных финансовых показателей Фонда социального страхования Российской Федерации
Формирование института страхования в России
Теории государственного регулирования экономической деятельности и их применение в регулировании страхования
Организационные формы отношений страхования и специфика продукции страхового назначения
Вернуться к списку публикаций