2012-04-23 23:43:27
ГлавнаяСтрахование — Анализ финансового механизма обязательного государственного страхования военнослужащих и его правовое регулирование



Анализ финансового механизма обязательного государственного страхования военнослужащих и его правовое регулирование


Исследуя вышеуказанную стадию функционирования финансового механизма обязательного государственного личного страхования военнослужащих, считаем необходимым обратиться к вопросу организации учета проводимых страховых операций. Частично мы уже коснулись этого вопроса, указав, что на уровне воинской части (районного военного комиссариата) ведется журнал учета оформленных материалов.

В процессе анализа нормативной правовой базы мы анализировали особенности приказа министра обороны регламентировавшего проведение обязательного государственного личного страхования военнослужащих . В частности, его согласование с председателем Совета директоров Военно-страховой компании. Участие представителя коммерческой организации в разработке приказа обусловило наличие в нем обязывающих норм, распространяющихся на страховщика. Следует заметить, что такая практика не является характерной для Министерства обороны и страховых компаний. В большинстве случаев права и обязанности сторон закрепляются в договоре.

В отношении учета страховых операций по обязательному государственному личному страхованию военнослужащих страховщику предписывалось вести их отдельно от операций по другим видам страхования. Все поступившие документы и произведенные выплаты он был обязан отражать в журнале регистрации поступивших документов и произведенных выплат страхового обеспечения.

Анализируя систему отчетности, предусмотренную приказом, можно констатировать её глубокую регламентацию. Страховщик был обязан:

- сообщать Министерству обороны РФ о произведенных выплатах страхового обеспечения ежеквартально, к 10-му числу месяца, следующего за отчетным кварталом;

- представлять в ГУВБиФ Министерства обороны РФ отчет об использовании денежных средств, выделенных на проведение обязательного государственного личного страхования военнослужащих;

- представлять списки застрахованных (членов семей), которым выплачено страховое обеспечение.

В связи с отсутствием движения денежных средств по данному виду страхования на уровне воинской части (военного комиссариата) их финансовые органы представляли в довольствующую финансовую службу ежеквартально, к 15-му числу месяца, следующего за отчетным кварталом, «отчеты о количестве оформленных материалов на выплату страхового обеспечения по обязательному государственному личному страхованию военнослужащих и единовременных пособий». Следует отметить особо, что в нем указывалось только количество страховых случаев, без указания сумм причитающегося и выплаченного страхового обеспечения. Сводный отчет по этой форме финансовая служба военного округа представляла к 20 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, в ГУВБиФ Министерства обороны РФ.

Анализ функционирования финансового механизма обязательного государственного личного страхования военнослужащих на втором этапе его проведения привел к следующим результатам:

- механизм являлся безрисковым и беззатратным для страховщика;

- отношения между страховщиком и страхователем по данному виду страхования, порядок формирования и использования страхового фонда не соответствовали сущности страховых отношений. Аналогичную точку зрения высказывали специалисты страховой компании «Росгосстрах», указывая на «псевдостраховой» характер складывающихся отношений.

Исследуя нормативную правовую базу обязательного государственного страхования военнослужащих, мы отмечали, что третий этап его проведения начался с одномоментного изменения большинства законодательных актов. Был принят Федеральный закон, регламентирующий его проведение, изменилось название - обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих. Однако действовавший финансовый механизм, при всей его видимой детализации и усложнении, кардинальных изменений не претерпел (рис. 2). В целях исследования проанализируем его функционирование на различных стадиях.

I стадия—уплата страховой премии и формирование страхового фонда

Переход Министерства обороны к финансированию воинских частей через органы федерального казначейства не привнес существенных изменений в структуру финансового механизма обязательного государственного страхования. В связи с уплатой страховых взносов одним органом — ГФЭУ за всех застрахованных, территориальное отделение федерального казначейства явилось лишь промежуточным элементом, со счетов которого осуществляется уплата страховой премии страховщику.

Источником проведения данного вида страхования остались бюджетные ассигнования. Лимит страховой премии на проведение обязательного государственного страхования не изменился - 3 % от фонда денежного довольствия министерства-страхователя.



Финансовый механизм обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих

Рис. 2. Финансовый механизм обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих


Основным, по нашему мнению, изменением явился новый порядок исчисления страховой премии страховщиком. В отличие от второго этапа, когда страхователем оплачивались расходы страховщика на ведение дела в пределах 6 % от суммы выплаченного страхового обеспечения, теперь исчисление расходов страховой компании на эти цели осуществляется в пределах 6 % от размера страхового взноса.

Указанную трансформацию считаем позитивной в связи с тем, что она:

- предотвращает ситуацию, когда у страховщика возникала заинтересованность в увеличении количества страховых случаев и степени их тяжести;

- соответствует каноническим принципам рисковых видов страхования (страховая премия уплачивается до наступления страхового события и т.д.).

Однако такое изменение обусловило необходимость более точного определения страховой суммы объекта страхования - жизни и здоровья всех застрахованных каждого федерального органа исполнительной власти. Следует обратить внимание, что страховая сумма, от которой исчисляется страховая премия, подлежащая уплате за военнослужащего, в данном виде страхования имеет двойственную природу.

С одной стороны, она носит нормативный характер - инструктивно закреплено количество окладов денежного содержания, определяющих страховую сумму для каждого военнослужащего (данные закрыты). Для всех застрахованных одного министерства это количество одинаково. Например, каждый сотрудник абстрактного министерства застрахован на 70 окладов месячного денежного содержания. Однако, зная только эту цифру, невозможно определить страховую сумму застрахованного военнослужащего и, соответственно, страховую сумму за всё министерство.

С другой стороны, индивидуальный размер страховой суммы будет варьироваться в зависимости от совокупности окладов по воинскому званию и воинской должности застрахованного лица. Например, абстрактно, оклад по воинской должности военнослужащего - 1000 руб., оклад по воинскому званию - 2000 руб. В этом случае оклад денежного содержания составит 3000 руб., а страховая сумма - 210 тыс. руб. (3000*70).

В связи с физической невозможностью учесть оклад денежного содержания каждого военнослужащего при определении размера страховой суммы в целом за Министерство обороны РФ в расчетах по обязательному государственному страхованию эти военнослужащие разделены на несколько укрупненных категорий. Выделяют четыре категории: офицеры, прапорщики и мичманы, остальные военнослужащие, проходящие военную службу по контракту до старшины включительно, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. Касательно последней категории военнослужащих, считаем обоснованным введение нового порядка исчисления им размера страховой суммы, исходя из размеров окладов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на аналогичных должностях.

На современном этапе финансовый механизм обязательного государственного страхования лишен некоторых негативных моментов, присущих ему ранее. Однако, как видно из вышеприведенного рисунка, процесс формирования и расходования средств страхового фонда страховщиком практически не отличается от действовавшего на втором этапе проведения данного вида страхования.

II стадия — оформление учреждением (воинской частью) документов при повреждении здоровья военнослужащим

На третьем этапе проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих в процесс оформления документов, необходимых для получения страхового обеспечения, корректив, изменяющих действие рассмотренного финансового механизма, внесено не было.

Изменения коснулись порядка медицинского освидетельствования военнослужащих, оформления и утверждения заключений ВВК, а также порядка выдачи застрахованному лицу справок. Оформленные документы по страховому случаю командованием воинской части (военного комиссариата) высылаются в адрес Военно-страховой компании.

III стадия — доведение страхового обеспечения застрахованным (выгодоприобретателям)

Исследуя финансовый механизм обязательного государственного страхования военнослужащих, третьего этапа, считаем необходимым отметить, что изменений в данном вопросе не выявлено. Нерешенным остался вопрос возврата денежных средств из отделений Сберегательного банка РФ в случае смерти застрахованного и отсутствия выгодоприобретателей.

IV стадия — контроль, учет и отчетность

Апробированные на втором этапе формы и способы контроля за проведением обязательного государственного личного страхования военнослужащих претерпели значительные изменения. Функционировавшая система дополнилась еще одним элементом - наблюдательным советом (комитетом), состоящим из полномочных представителей страховщика и страхователя. Однако законодатель не поясняет порядок работы указанного совета, задачи и полномочия нового органа контроля, указывая только направление — контроль за деятельностью страховщиков.

Среди осуществленных преобразований следует выделить отмену ежеквартальных проверок правильности назначения и законности выплат страхового обеспечения страховщиком, проводимых ранее ГУВБиФ. Однако в связи с отсутствием изменений финансового механизма обязательного государственного страхования военнослужащих усиления контроля со стороны инспекторско-ревизорского состава и командования частей не последовало.

Организация учета проводимых страховых операций на третьем этапе, в отличие от второго, практически не имеет законодательной регламентации. Только одним документом предусмотрено ведение воинскими частями (военными комиссариатами) «Журнала учета оформленных материалов, направляемых в страховую организацию для определения права на выплату страхового обеспечения».

Анализируя систему отчетности, следует констатировать отсутствие её регламентации в законодательных актах об обязательном государственном страховании. Считаем возможным предположить, что вопросы предоставления отчетности оговариваются страховщиком и страхователем при заключении договора страхования.

Проведенное исследование функционирования финансового механизма обязательного государственного страхования военнослужащих в условиях рыночной экономики позволяет сделать выводы:

1. Финансовый механизм обязательного государственного страхования военнослужащих на протяжении значительного времени остается практически неизменным. Некоторая его трансформация, вызванная изменением законодательной базы, не внесла существенных преобразований в его структуру.

2. Отсутствие раскладки ущерба между министерствами-страхователями позволяет говорить о «псевдостраховом» характере отношений.

3. Законодательно закрепленное функционирование сформированного финансового механизма наносит экономический ущерб интересам государства, в лице его органов исполнительной власти — министерств-страхователей, в связи с непроизводительным расходованием бюджетных ассигнований на покрытие расходов страховщика на ведение дел.


Васильев Сергей Викторович



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Роль страхового рынка в системе социально-экономических отношений
Анализ основных финансовых показателей Фонда социального страхования Российской Федерации
Международный и отечественный исторический опыт государственного регулирования страхового рынка
Процессы концентрации и поглощения как ведущая тенденция взаимодействия субъектов страхового рынка
Демонополизация страхового дела в России
Вернуться к списку публикаций