2012-04-23 23:43:27
ГлавнаяСтрахование — Анализ финансового механизма обязательного государственного страхования военнослужащих и его правовое регулирование



Анализ финансового механизма обязательного государственного страхования военнослужащих и его правовое регулирование


В данном же виде страхования, как следует из законодательства, определение размера страховой премии осуществлялось после вычисления причитающейся военнослужащему суммы страхового обеспечения. Таким образом, это был первый и единственный вид страхования, где размер страховой премии зависел от суммы выплаченного страхового обеспечения. Причем уплата страховой премии страховщику осуществлялась после наступления страхового случая и выплаты страхового обеспечения.

В сложившихся на тот момент условиях у страховщиков отсутствовала необходимость в точном определении размера страховой стоимости и страховой суммы объекта страхования — жизни и здоровья всех застрахованных конкретного министерства. Эта ситуация была обусловлена, помимо перечисленных факторов, законодательно регламентированным порядком взаиморасчетов по окончании срока страхования между страховщиком и страхователем. Сроком страхования устанавливался период в один год, который был привязан к бюджетному году. «Страховые платежи, не использованные в текущем году на выплату страховых сумм, подлежат зачету в счет очередных платежей, а недостающие средства доплачиваются страхователями».

Закрепленный механизм взаиморасчетов между страховщиком и страхователем не характерен для страховых отношений. Страховщику не было необходимости исчислять страховую стоимость объекта страхования, высчитывать размер страховой премии — все понесенные затраты компенсировались страхователем. В связи с физической невозможностью учесть оклад денежного содержания каждого военнослужащего по контракту, при определении размера страховой суммы в целом за Министерство обороны, отсутствием первоначальной статистической базы данных о количестве страховых случаев считаем возможным полагать, что в договоре предусматривалась только сумма страхового платежа.

Исходя из вышесказанного, принятый вариант финансового механизма являлся беззатратным, безрисковым и прибыльным для страховщиков. По сути, страховая компания оказывала посреднические услуги Министерству обороны, доводя бюджетные средства до застрахованных и зарабатывая 6 % с каждой перечисленной суммы. При таком порядке исчисления страховой премии складывалась ситуация, когда страховщик экономически был заинтересован в увеличении:

- количества страховых случаев;

- тяжести их последствий для застрахованных.

К недостаткам исследуемого финансового механизма следует отнести возникновение ситуаций, когда у страховой компании в середине месяца заканчивались бюджетные средства, перечисленные ей страхователем на проведение обязательного государственного личного страхования. В таких случаях выплаты страхового обеспечения военнослужащим данного министерства приостанавливались до поступления ассигнований, т.е. пока страхователь не перечислит очередной месячный страховой платеж. В связи с этим законодательно был увеличен временной интервал, регламентировавший перечисление денежных средств застрахованным с 7 до 15 дней. Аналогичное положение дел было характерно и для других министерств и ведомств, проводивших обязательное государственное личное страхование своих сотрудников у других представителей этого бизнеса СКПО и ЧСК.

Наличие такого факта считаем возможным трактовать как отсутствие раскладки ущерба между участниками страхового сообщества (министерствами-страхователями), а следовательно, и единого страхового фонда. Это еще раз указывает на беззатратный и безрисковый характер данного вида деятельности и его несоответствие экономической сущности страхования.

Подводя итог, считаем возможным утверждать, что перечисляемые страхователем страховые платежи (3) не представляли собой перевод страховой премии страхователю, являясь бюджетным финансированием посредника в лице коммерческой организации, что не соответствует сущности страховых отношений.

II стадия — оформление учреждением (воинской частью) документов при повреждении здоровья военнослужащим

Характеризуя эту стадию, следует отметить, что в нормативной базе данного вида страхования порядок оформления документов, необходимых для получения страхового обеспечения, был отработан качественно и не вызывал затруднений в практической деятельности (4). Оформленные документы по страховому случаю командованием воинской части (военного комиссариата) высылались в адрес Военно-страховой компании (5). Для военнослужащих из числа контингентов «горячих точек» и участников контртеррористических операций предусматривалась упрощенная схема представления документов. Они оформлялись учреждениями, оказывавшими медицинскую помощь, по упрощенной форме.

III стадия - доведение страхового обеспечения застрахованным (выгодоприобретателям)

После получения всех надлежащим образом оформленных материалов страховщик принимал решение о правомерности выплаты (6). В случае отказа он письменно с мотивировкой причины отказа информировал об этом заявителей (7) и ГУВБиФ (7). При положительном решении вопроса о выплате страхового обеспечения предусматривалось два варианта доведения страхового обеспечения застрахованным лицам (выгодоприобретателям):

- в офисе страховщика (6а);

- через отделения Сберегательного банка РФ.

При невозможности получения страхового обеспечения непосредственно в страховой компании страховщик открывал в ближайшем к получателю отделении Сберегательного банка РФ счет на его имя (8). В последующем страховал компания высылала извещение каждому получателю, в котором указывала сумму, подлежащую выплате, а также номер и адрес отделения Сберегательного банка РФ, в которое перечислена причитающаяся сумма (7а). Выплата страхового обеспечения (перевод денег платежным поручением) осуществлялась не позднее 15 дней со дня получения страховой компанией необходимых документов (9).

Исследуя финансовый механизм обязательного государственного личного страхования военнослужащих рассматриваемого этапа, считаем целесообразным отметить отсутствие законодательной регламентации возврата денежных средств из отделений Сберегательного банка РФ в случае смерти застрахованного и отсутствия выгодоприобретателей (наследников).

В практике проведения данного вида страхования возникали и возникают ситуации, когда перечисленные страховщиком в Сберегательный банк РФ суммы страхового обеспечения не получены застрахованным или его выгодоприобретателями. Их появление обязательно обусловлено совокупностью двух факторов:

- смертью военнослужащего после наступления страхового события, оформления и отправки документов, но до получения им страхового обеспечения;

- отсутствием у застрахованного лица выгодоприобретателей по обязательному государственному личному страхованию.

Разрешение вышеприведенной ситуации осуществлялось в зависимости от наличия или отсутствия у застрахованного наследников, способных претендовать на получение страхового обеспечения. При наличии наследников, нотариально подтвердивших свои права, Сберегательный банк РФ выплачивал им причитающиеся суммы. В случае их отсутствия денежные средства, по истечении срока исковой давности (3 года), становились доходом банка.

Страховщик после перечисления сумм страхового обеспечения застрахованному (выгодоприобретателям) не контролировал дальнейшее их движение и не был в этом заинтересован. Считаем, что такая позиция обусловлена, с одной стороны, функционировавшим на втором этапе механизмом формирования доходов страховщика. Как было отмечено выше, он относил себе в доход фиксированный в договоре процент от выплаченных сумм, а в расход попадали фактические затраты на проведение страхования. Осуществление дополнительных контрольных функций приводило к увеличению затрат страховщика, что ему было крайне невыгодно.

С другой стороны — существовавшей и существующей до настоящего времени банковская практика действий в подобных случаях. По нашему мнению, зачисление сумм страхового обеспечения, при отсутствии у умершего военнослужащего выгодоприобретателей, источником которых являлись бюджетные ассигнования, в доход Сберегательного банка РФ увеличивает непроизводительные расходы страхователя.

IV стадия — контроль, учет и отчетность

Формирование данного вида страхования в условиях рыночных отношений обусловило необходимость разработать и применить новые эффективные формы и способы контроля, отвечающие требованиям времени. В функционировавшем на втором этапе финансовом механизме обязательного государственного личного страхования военнослужащих контроль осуществляли четыре субъекта:

- ГУВБиФ Министерства обороны РФ — за проведением обязательного государственного личного страхования военнослужащих в Министерстве обороны;

- вышестоящие финансовые службы - за правильностью оформления воинскими частями (районными военными комиссариатами) документов и своевременностью их представления страховщику;

- Центральная военно-врачебная комиссия Министерства обороны РФ и медицинские службы видов Вооруженных Сил, групп войск и флотов - за правильностью оформления и законностью выдачи военно-врачебными комиссиями справок о полученном повреждении здоровья;

- Федеральная служба РФ по надзору за страховой деятельностью — за соблюдением страховщиком требований законодательных актов, регламентирующих отношения на страховом рынке.

В целях выполнения контрольных функций за расходованием денежных средств, выделяемых из федерального бюджета РФ на выплату страхового обеспечения по обязательному государственному личному страхованию военнослужащих, ГУВБиФ Министерства обороны РФ имело право:

- получать от страховщика оговоренную в договоре отчетность: о количестве страховых случаев, суммах произведенных выплат и другую необходимую для выполнения возложенных на него контрольных функций информацию;

- производить проверки соблюдения страховщиком законодательства РФ об обязательном государственном личном страховании военнослужащих, достоверности предоставляемой отчетности;

- давать рекомендации при выявлении случаев нарушения страхового законодательства или договорных отношений по их устранению.

В обязанности ГУВБиФ Министерства обороны РФ входили ежеквартальные проверки правильности назначения и законности выплат страхового обеспечения страховщиком, в случае необходимости они могли быть проведены в любое время.

Реализуя свои полномочия по контролю за правильностью оформления и своевременностью представления подчиненными воинскими частями (районными военными комиссариатами) документов страховщику, ГУВБиФ ввело новый раздел акта ревизии. Он отражал «состояние работы по организации обязательного государственного личного страхования, оформлению документов на выплату единовременных пособий военнослужащим и членам их семей».

Усиление контроля инспекторско-ревизорским составом за проведением данного вида страхования в воинских частях Министерства обороны предполагало получение положительного эффекта. Однако практика войск показала, что проверка данного вопроса в ходе ревизии заключалась в контроле наличия «журнала учета оформленных материалов, направляемых в страховую организацию для определения права на выплату страхового обеспечения».

Данный факт, по нашему мнению, был обусловлен отсутствием у командира воинской части ответственности за проведение данной выплаты. Он отвечал только за своевременное оформление документов. Решение о правомерности выплаты страхового обеспечения принимал страховщик, денежные средства перечислялись непосредственно военнослужащему, минуя воинскую часть.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Особенности государственного регулирования страхового рынка в России на современном этапе
Эволюция экономической роли государства в страховании
Демонополизация страхового дела в России
Перспективы развития видов жилищного страхования в РФ
Современный страховой рынок и необходимость жилищного страхования
Вернуться к списку публикаций