2012-04-23 23:43:27
ГлавнаяСтрахование — Анализ финансового механизма обязательного государственного страхования военнослужащих и его правовое регулирование



Анализ финансового механизма обязательного государственного страхования военнослужащих и его правовое регулирование


Финансовый механизм обязательного государственного страхования военнослужащих

Понятие механизм (от греческого «mechane» — машина) возникло в начале XVI века с развитием наук естественного цикла, в большей степени физики, астрономии, химии, биологии и других. В современной научно-физической трактовке механизм представляет собой «систему тел, предназначенных для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемое движение других тел». В философском понимании механизмом является «система движений или событий, а также устройства или приспособления, в которых и посредством которых совершаются эти движения, определяемые законами природы».

С экономической точки зрения, под финансовым механизмом понимается «составная часть хозяйственного механизма; совокупность форм и методов, с помощью которых обеспечивается осуществление широкой системы распределительных отношений, образование доходов и накоплений, создание и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств».

На наш взгляд, в разрезе проводимого исследования обязательного государственного страхования военнослужащих под финансовым механизмом следует понимать совокупность экономических, денежных отношений, возникающих между государством, в лице его органа исполнительной власти, и военнослужащими (выгодоприобретателями), опосредованных участием страховой компании, с целью социальной защиты указанной категории граждан в случаях повреждения здоровья (смерти) застрахованных.

Анализируя эволюцию нормативной правовой базы обязательного государственного страхования военнослужащих, мы выделили в ней три этапа. Считаем необходимым исследовать финансовый механизм данного вида страхования в условиях рыночных отношений - на двух последних этапах его проведения.

Как было отмечено выше, на втором этапе проведения этот вид страхования, в законодательных актах был сформулирован как обязательное государственное личное страхование военнослужащих. Среди его специфических особенностей мы выделяли упрощенные: характер исчисления страховой премии и порядок взаиморасчетов по окончании бюджетного года между страховщиком и страхователем.

Опираясь на действовавшую в то время нормативную базу, регламентировавшую проведение обязательного государственного личного страхования военнослужащих, проанализируем его финансовый механизм, представленный на рис. 1. В целях исследования предлагаем вычленить несколько стадий в его проведении.

I стадия — уплата страховой премии и формирование страхового фонда

Обязательное государственное личное страхование военнослужащих на исследуемом этапе осуществлялось «за счет средств, выделяемых на эти цели из республиканского бюджета РФ». Следовательно, источником уплаты страховой премии страхователями являлись бюджетные ассигнования. Вопросы формирования федерального бюджета, его доходных и расходных статей достаточно подробно освещены в научной литературе. Не преследуя цель раскрыть аспект формирования расходов на национальную оборону, ограничимся анализом в рамках исследования финансового механизма обязательного государственного личного страхования военнослужащих.

Второй этап проведения данного вида страхования следует охарактеризовать как период его зарождения и формирования в новых, рыночных условиях. Впервые появившиеся на российском страховом рынке негосударственные страховые компании начали страховать риски военнослужащих. Статистические данные об уровне травматизма этого контингента отсутствовали, соответственно, возникли трудности в проведении актуарных расчетов.

Несмотря на проблемность ситуации, вопрос социальной защиты военнослужащих при получении; ими повреждения здоровья и в случаях гибели (смерти) требовал разрешения.


Финансовый механизм обязательного государственного личного страхования военнослужащих

Рис. 1. Финансовый механизм обязательного государственного личного страхования военнослужащих


Законодатели, военные, страховщики могли только приблизительно спрогнозировать сумму, необходимую на эти цели. Именно поэтому, на наш взгляд, законодатель определил максимальное пороговое значение - в размере не более 3 % от фонда денежного довольствия. Только такие затраты на проведение обязательного государственного личного страхования могло позволить государство. Исходя из этого, был разработан финансовый механизм его реализации, позволявший материально защитить военнослужащих, снять социальную напряженность и в допустимой степени увеличить затраты на содержание войск.

Утвержденные Государственной Думой РФ суммы расходов на проведение данного вида страхования в размере не более 3 % от фонда денежного довольствия военнослужащих Министерства обороны доводились до Главного управления военного бюджета и финансирования (ГУВБиФ) МО РФ (1). Денежные средства перечислялись на расчетный счет ГУВБиФ в банке — ежемесячно, совместно с суммами, необходимыми на выплату денежного довольствия (2). О зачислении ассигнований банк уведомлял владельца счета выпиской с банковского счета.

После получения денежных средств на проведение обязательного государственного личного страхования военнослужащих у страхователя возникала обязанность уплатить страховую премию (взнос) страховщику. Однако в законодательных актах рассматриваемого этапа такие страховые термины не употребляются. Страхователю предписывалось не уплачивать страховую премию, а «компенсировать расходы страховых организаций... в размере до 6 % от выплаченных страховщиком страховых сумм».

Следует обратить внимание, что в классических рисковых видах страхования, к которым относится обязательное, государственное личное страхование, присутствуют следующие положения:

во-первых, определение размера страховой суммы и страховой премии предшествует наступлению страхового случая;

во-вторых, уплата страховой премии опережает выплату страхового обеспечения (возмещения);

в-третьих, исчисление размеров страховой премии осуществляется от страховой суммы объекта страхования.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Страховой рынок как объект государственного регулирования
Перспективы развития видов жилищного страхования в РФ
Анализ финансового механизма обязательного государственного страхования военнослужащих и его правовое регулирование
Особенности государственного регулирования страхового рынка в России на современном этапе
Современный страховой рынок и необходимость жилищного страхования
Вернуться к списку публикаций