2012-04-23 23:43:27
ГлавнаяСтрахование — Анализ финансового механизма обязательного государственного страхования военнослужащих и его правовое регулирование



Анализ финансового механизма обязательного государственного страхования военнослужащих и его правовое регулирование


На основании сложившейся нормативно-правовой базы между Министерством обороны и Военно-страховой компанией 6 мая 1993 г. был заключен договор «Об обязательном государственном личном страховании военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы». В дальнейшем этот договор, согласно которому обязательное государственное личное страхование военнослужащих Министерства обороны осуществлялось Военно-страховой компанией, пролонгировался 20 мая 1995 г. и 20 августа 1997 г.

Рассматривая эволюцию нормативно-правовой базы обязательного государственного страхования, невозможно обойти вниманием принятие в 1995 г. Государственной Думой РФ части второй Гражданского кодекса РФ. Этот документ главой 48 ст. 969 установил и регламентировал условия проведения обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества государственных служащих. Анализируя указанную статью, следует отметить норму, предполагавшую возможность проведения данного вида страхования и наличие среди объектов страхования, наряду с жизнью и здоровьем, имущества указанной категории граждан. Еще одним отличительным моментом данного законодательного акта явилось введенное им название — обязательное государственное страхование государственных служащих, объединяющее принятые ранее понятия «обязательное государственное личное страхование» и «страхование имущества военнослужащих», а по сути элементы личного и имущественного страхования.

Следующим документом, в котором получила развитие нормативно-правовая база обязательного государственного личного страхования военнослужащих, явился Указ Президента РФ от 12 июня 1996 г. № 863 «О правах и льготах военнослужащих, выполняющих (выполнявших) задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике».

В целях усиления социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, выполняющих (выполнявших) задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, данным документом были предусмотрены дополнительные льготы. В частности, размеры страховых сумм по обязательному государственному личному страхованию этих военнослужащих стали исчисляться исходя из месячного оклада по воинской должности, установленного на день их выплаты для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих воинских должностях. Во исполнение приведенного Указа Правительство РФ приняло постановление от 30 октября 1996 г. № 1315 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров - Правительства РФ от 5 апреля 1993 г. № 295».

Таким образом, подводя итоги II этапа проведения обязательного государственного страхования военнослужащих, необходимо отметить:

1. Расширение нормативно-правовой базы данного вида страхования. Обязательное государственное страхование военнослужащих в этот период осуществлялось на основании:

- Закона РФ от 22 января 1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих»;

- постановления Совета Министров - Правительства РФ от 5 апреля 1993 г. № 295 «О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел»;

- приказа министра обороны РФ от 6 мая 1993 г. № 246 «Об обязательном государственном личном страховании и порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей»;

- Федерального закона от 23 июня 1995 г. № 93-Ф3 «О порядке предоставления РФ военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»;

- части второй Гражданского кодекса РФ - с 1 марта 1996 г.

2. Функционирование упрощенного механизма оплаты страховой услуги (в размере до 6 % с каждой выплаченной суммы страхового обеспечения).

3. Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву на территории Чеченской Республики, при получении страхового обеспечения по своему статусу были приравнены к военнослужащим по контракту, получая указанные выплаты исходя из оклада денежного содержания. Остальной части военнослужащих по призыву выплаты осуществлялись исходя из минимального размера оплаты труда на день наступления страхового события.

4. Обязательное государственное страхование имущества военнослужащих, проходящих особый вид государственной службы, декларированное Гражданским кодексом РФ, не осуществлялось.

Приведенными выше нормативными актами правила проведения обязательного государственного личного страхования, порядок оформления документов, выплаты страховых сумм были регламентированы до середины 1998 г.

III этап. Характеризует состояние нормативной правовой базы обязательного государственного страхования военнослужащих на сегодняшний день. Отличительной особенностью, позволяющей выделить этот период в самостоятельное звено, является практически одномоментное изменение большинства законодательных актов по этому вопросу.

Началом рассматриваемого этапа реформирования юридических основ страховой защиты военнослужащих послужило принятие Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Отличительными особенностями этого документа в ракурсе обязательного государственного страхования от аналогичного закона, принятого 22 января 1993 г. № 4338-1, являются:

- отсутствие положения об обязательном государственном страховании имущества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

- наличие только декларативной и отсылочной нормы права на проведение обязательного государственного страхования военнослужащих и граждан. Рассматриваемый закон не устанавливает оснований, размеров, условий и порядка проведения данного вида страхования, ссылаясь на другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ;

- указание источника проведения данного вида страхования.

Следующим документом, изменяющим законодательную базу, стал Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», определяющий условия и порядок его проведения.

За время, прошедшее с момента его принятия, в данный закон вносились изменения, расширяющие перечень категорий граждан, попадающих под его юрисдикцию. Так, действие обязательного государственного страхования было распространено на сотрудников:

- учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

- Государственной противопожарной службы;

- органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Указанные дополнения привели к изменениям его названия.

Учитывая, что данный закон действует в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих», в нем не рассматриваются вопросы страхования имущества военнослужащих.

Считая данный закон базисным, целесообразно кратко охарактеризовать наиболее значимые изменения и нововведения, им регламентированные.

1. Осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих в период мобилизации, военного положения и в военное время определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

2. Введен особый порядок лицензирования страховщиков и определены дополнительные меры контроля за их деятельностью.

3. Установлены особые требования к страховой организации при проведении обязательного государственного страхования.

4. Предусмотрено проведение конкурса при выборе страховщика.

5. Увеличены размеры страховых сумм военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Они исчисляются не из минимального размера оплаты труда, а исходя из минимального месячного оклада по занимаемой должности и месячного оклада по воинскому званию, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Данные меры позволили увеличить размер причитающихся им или членам их семей выплат в 3-4 раза.

6. Изменен порядок уплаты страховой премии (взносов). Расходы страховщика на ведение дел в размере до 6 % исчисляются теперь не от суммы выплаченного страхового обеспечения, а от суммы перечисленной страховой премии (взноса).

7. Обязательное государственное личное страхование, включавшее страхование имущества военнослужащих, заменено на обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, что конкретизировало перечень объектов страховой защиты.

8. Изменены основания для освобождения страховщика от выплаты страхового обеспечения. Страховщик не освобождается от выплаты, если смерть застрахованного наступила вследствие самоубийства и к этому времени он находился на военной службе не менее шести месяцев или если смерть застрахованного лица является результатом доказанного судом доведения до самоубийства, независимо от срока нахождения застрахованного лица на военной службе.

В исследуемом федеральном законе в случае необоснованной задержки выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам (выгодоприобретателям) предусмотрена ответственность страховщика в размере одного процента от страховой суммы за каждый день просрочки. Однако до 2003 г. у страховщиков была возможность уклониться от ответственности, сославшись на задержку внесения страхователем страховых взносов. Принятие Конституционным судом РФ на основании жалоб военнослужащих постановления, отменяющего эту норму, лишило страховщиков возможности уклониться от выплаты штрафа.

Приведенные выше и многие другие изменения, внесенные этим федеральным законом, обусловили формирование новой системы проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих.

В целях реализации правовых норм, содержащихся в рассмотренных законодательных актах, Правительство РФ 29 июля 1998 г. принимает постановление № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» . Данный документ вводит в действие:

- перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию военнослужащим;

- перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или лёгким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных по обязательному государственному страхованию военнослужащих.

Требования приведенных выше нормативных правовых актов доводятся министром обороны до войск приказом от 10 октября 1998 г. № 455 «Об организации в Министерстве обороны РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы». Этим документом утверждается Инструкция об организации в Министерстве обороны обязательного государственного страхования, в которой нашли отражение вопросы, связанные с наступлением страховых случаев в период прохождения военной службы. Данный нормативный документ, по сути дублируя Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ, не привносит в юридическую основу обязательного государственного страхования военнослужащих ничего нового, детализируя механизм его реализации.

Принятие данного приказа явилось основанием для внесения изменений в действовавший ранее приказ министра обороны от 6 мая 1993 г. № 246 «Об обязательном государственном личном страховании и порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей». В новой редакции он стал регламентировать только выплату единовременных пособий, однако срок его действия оказался непродолжительным.

Министром обороны 2 февраля 1999 г. издан приказ № 55 «О порядке выплаты в Министерстве обороны РФ единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей», вводящий в действие Инструкцию о порядке выплаты в Министерстве обороны РФ единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей. С его принятием утратили силу приказы министра обороны РФ от 6 мая 1993 г. № 246 и от 24 сентября 1996 г. № 380.

Продолжая исследование вопроса формирования законодательной базы обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, нельзя обойти вниманием еще один нормативный акт, принятый в этой сфере. Таким документом является постановление Правительства РФ от 4 октября 2002 г. № 737 «О конкурсах среди страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета». Его принятие повлекло за собой:

1. Введение нового порядка проведения открытого конкурса по отбору страховщиков. Страхователи, уплачивающие страховые премии и/или осуществляющие страховые выплаты за счет средств федерального бюджета, согласовывают проведение конкурса с Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Страхователи, уплачивающие страховые премии и/или осуществляющие страховые выплаты за счет средств бюджета субъекта федерации или бюджета муниципального образования, согласовывают проведение конкурса с территориальными управлениями указанного министерства.

2. Установление новых сроков проведения открытых конкурсов по отбору страховщиков. Страхователям, использующим средства федерального бюджета, предписано проводить конкурс не реже одного раза в три года. В случае, если деятельность такого страхователя связана с необходимостью соблюдения конфиденциальности информации о сотрудниках, - не реже одного раза в пять лет.

Заканчивая рассмотрение III этапа, считаем необходимым привести перечень основных нормативных актов, регламентирующих проведение обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Министерства обороны РФ:

1. Часть вторая Гражданского кодекса РФ, статья 969.

2. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

3. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».

4. Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».

5. Приказ министра обороны от 10 октября 1998 г. № 455 «Об организации в Министерстве обороны РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы».

6. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2002 г. № 737 «О конкурсах среди страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета».

Подводя итоги ретроспективного анализа эволюции нормативной правовой базы обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, необходимо сделать выводы, которые считаем целесообразным сгруппировать в блоки.

Социальный:

- обязательное государственное страхование следует считать сложившимся, законченным элементом социальной защиты военнослужащих, завершившим период формирования нормативной правовой базы;

- размеры страховых сумм, причитающихся военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, приближены к размерам страхового обеспечения военнослужащих по контракту в целях уменьшения дискриминации и социальной напряженности.

Правовой:

- страхование имущества военнослужащих, декларированное Гражданским кодексом РФ, на данный момент не осуществляется, хотя законом о статусе государственного служащего его проведение предусмотрено;

- функционирование упрощенного механизма исчисления страховой премии прекращено, однако принятый вариант не соответствует общепринятым нормам, действующим при проведении страхования от несчастных случаев.

Организационный:

- государство ужесточило требования, предъявляемые к страховщику, в целях повышения надежности данного вида страхования введением особого порядка лицензирования, установлением особых требований к страховой организации и дополнительным контролем за их деятельностью;

- законодательно предусмотрено проведение конкурса при выборе страховой организации.

Резюмируя, отметим, что нормативная правовая база по обязательному государственному страхованию военнослужащих с 1990 г. изменялась, дополнялась и уточнялась федеральными законами, решениями Правительства РФ и приказами министра обороны РФ. На данный момент она представляет сложившийся комплекс правовых документов, функционирующий без значительных изменений более пяти лет и повышающий уровень социальной защищенности военнослужащих.

Эффективность проведения обязательного государственного страхования военнослужащих как элемента социальной защиты основывается на формировании надлежащей нормативной правовой базы. Она в немалой степени зависит от нахождения оптимального сочетания государственной политики в области регулирования страхования, правовых норм (в том числе и антимонопольного законодательства) и организационных механизмов, обеспечивающих их реализацию.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Эффективность использования средств Фонда социального страхования
Этапы развития жилищного страхования в России
Организационные формы отношений страхования и специфика продукции страхового назначения
Формирование рыночных условий развития страхования
Особенности стратегии поведения хозяйствующих субъектов на рынке страховой продукции и направления ее трансформации
Вернуться к списку публикаций