2012-04-23 23:43:27
ГлавнаяСтрахование — Анализ финансового механизма обязательного государственного страхования военнослужащих и его правовое регулирование



Анализ финансового механизма обязательного государственного страхования военнослужащих и его правовое регулирование


Эволюция нормативной правовой базы обязательного государственного страхования военнослужащих МО РФ

Обязательное государственное личное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним по правовому положению лиц - явление в нашей стране относительно новое. Проводя ретроспективный анализ эволюции нормативно-правовой базы обязательного государственного страхования военнослужащих Министерства обороны РФ, считаем целесообразным выделить три этапа:

1. Государственное обязательное страхование военнослужащих силовых структур, осуществлявшееся органами Госстраха СССР с 30 декабря 1990 г. по 22 января 1993 г.

2. Обязательное государственное личное страхование проводившееся Военно-страховой компанией на упрощенных условиях с 23 января 1993 г. по 30 июне 1998 г.

3. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих силовых структур, проводимое Военно-страховой компанией с 1 июля 1998 г. по настоящее время на конкурсной основе.

Проанализируем особенности каждого из перечисленных этапов.

I этап. Обострение внутригосударственных национальных и этнических конфликтов в тот период резко увеличило количество жертв среди военнослужащих различных силовых структур. Эскалации социальной напряженности способствовало и ухудшение экономической ситуации в государстве.

Возникновение государственного обязательного страхования военнослужащих было обусловлено многочисленными обращениями солдатских матерей, родственников погибших и травмированных военнослужащих к Президенту СССР и руководству страны. Необходимо было принимать кардинальные меры к снижению социальной напряженности среди военнослужащих, членов их семей, родственников погибших, а также обеспечить их социальную защиту и экономическую поддержку.

В условиях нестабильности рыночных отношений в России на фоне потери доверия к руководству Вооруженных Сил в связи с непродуманным выводом войск из стран Восточной Европы (Германия, Венгрия, Чехословакия, Польша), бывших союзных республик особую значимость приобретал вопрос о создании независимой (организационно и финансово) от ведомственных интересов системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Государственное обязательное страхование военнослужащих впервые регламентировано постановлением Совета Министров СССР № 1393 от 30 декабря 1990 г. (объявлено приказом министра обороны СССР 1991 г. № 50). С принятием указанных законодательных актов полномочия по его проведению возлагались на органы государственного страхования. Таким образом, с 1 января 1991 г. Госстрах СССР начал осуществлять государственное обязательное страхование военнослужащих на строго фиксированные суммы.

Нормативная база этого вида страхования свое дальнейшее развитие получила в постановлении кабинета министров СССР от 26 апреля 1991 г. № 200 «О государственном обязательном страховании работников, занятых оказанием медицинской помощи населению, проведением научных исследований по проблемам вирусологии и производством вирусных препаратов, на случай инфицирования вирусом иммунодефицита человека при исполнении ими служебных обязанностей, а также наступления в связи с этим инвалидности или смерти от СПИДа».

Приведенный документ устанавливал три различных по степени тяжести типа страховых случаев:

- инфицирование вирусом иммунодефицита человека;

- наступление инвалидности вследствие заболевания СПИДом;

- смерть от СПИДа.

Медицинскому персоналу при инфицировании вирусом иммунодефицита человека выплачивалась страховая сумма в размере 2 тыс. рублей, в случае установления инвалидности - 10 тыс. рублей, а в случае смерти от СПИДа его наследникам - 20 тыс. рублей, за вычетом ранее выплаченных страховых сумм. Страховая премия, уплачиваемая министерствами и ведомствами Правлению Госстраха СССР за каждого застрахованного, составляла 10 копеек в год.

Особенностью документа являлось то, что на медицинский персонал из числа военнослужащих (военнообязанных) его нормы распространялись частично. При инфицировании вирусом иммунодефицита они имели право на получение страхового обеспечения в порядке и размерах, установленных этим постановлением. В остальных случаях страховая сумма выплачивалась в порядке и размерах, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1990 г. № 1393.

Необходимо учитывать, что период становления института государственного обязательного страхования военнослужащих характеризовался сложной политической обстановкой в России и за её пределами. Распад Союза ССР на самостоятельные государства принес с собой целый ряд проблем, в том числе связанных с отсутствием законодательной базы межгосударственных отношений и необходимостью её формирования. Законодательная деятельность Содружества Независимых Государств способствовала урегулированию острейших вопросов, затрагивающих интересы военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Одним из таких документов стало «Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15 мая 1992 г.)».

Данный документ регламентировал проведение обязательного государственного страхования военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества, воинских формирований бывшего СССР на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи. До принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего СССР. Расходы по обязательному государственному страхованию военнослужащих осуществляются государствами-участниками за счет их бюджетов без взаимных расчетов между государствами.

Экономическая ситуация в стране в тот период характеризовалась высокими темпами роста инфляции, и в скором времени размер страховых выплат, предназначавшихся семьям погибших и военнослужащим, получившим увечья, перестал оказывать им существенную экономическую поддержку. Прежде всего это касалось тех военнослужащих и членов их семей, кто оказался в «горячих точках».

Учитывая сложившуюся ситуацию, Правительство РФ предпринимало меры к усилению социальной и правовой защищенности военнослужащих. Постановлением Правительства РФ от 23 июня 1992 г. № 422 «О дополнительных льготах военнослужащим, проходящим действительную военную службу на территории Республики Молдова, и членам их семей» размер страховых сумм по государственному обязательному страхованию был увеличен в два раза. Юрисдикция документа распространялась, помимо военнослужащих Министерства обороны, на военнослужащих Комитета по охране государственной границы и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ.

Однако проблемы социальной защиты военнослужащих необходимо было решать не только в указанном регионе. Возникла объективная потребность выработать принципиально иной подход к государственному обязательному страхованию военнослужащих, учитывающий специфику воинской деятельности в новых политических, экономических и социальных условиях.

Таким образом, первый этап целесообразно охарактеризовать как период зарождения обязательного государственного страхования военнослужащих в России, осознания необходимости его проведения и начала формирования его нормативной правовой базы.

II этап. Его началом следует считать принятие Закона РФ от 22 января 1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих». Он вводил временный (до принятия соответствующих законодательных актов) порядок проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих. Порядок исполнения норм указанного закона устанавливался постановлением Совета Министров — Правительством РФ от 5 апреля 1993 г. № 295 «О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел».

Указанное постановление вступало в действие «задним числом» - с 1 марта 1993 г. Это подчеркивает озабоченность руководства страны необходимостью ускоренного введения нового вида страхования и осознание несостоятельности проводимой государственной политики в области страхования военнослужащих. Рассматриваемый документ отменял действие п. 4 постановления Правительства РФ от 23 июня 1992 г. № 422 «О дополнительных льготах военнослужащим, проходящим действительную военную службу на территории Республики Молдова, и членам их семей».

К особенностям документа необходимо отнести новую законодательную регламентацию основных положений обязательного государственного страхования военнослужащих. Вместо выплаты страховых сумм в абсолютных размерах (фиксированной сумме) устанавливалась их выплата в относительных размерах (окладах денежного содержания). Для военнослужащих, проходящих службу по контракту, - от 5 до 25 окладов денежного содержания, а по призыву - от 5 до 25 минимальных размеров оплаты труда. Следует заметить, что размер страховых сумм, подлежащих выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, определялся исходя из окладов денежного содержания этих военнослужащих. В то время как военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, гражданам, призванным на военные сборы, и их выгодоприобретателям - исходя из установленного законодательством минимального размера оплаты труда на день наступления страхового случая. Это подняло уровень социальной защищенности людей в погонах, но привело к значительной дифференциации страховых сумм, выплачиваемых различным категориям военнослужащих.

К характерным чертам данного постановления следует отнести нечеткую формулировку относительно страховой организации, осуществляющей обязательное государственное личное страхование. С одной стороны, в документе присутствует прямое указание на проведение страхования через Военностраховую компанию и Российскую государственную страховую компанию, с другой стороны, не запрещалось осуществлять его через другие страховые организации.

Источником уплаты страховой премии определены ассигнования, выделяемые на проведение обязательного государственного личного страхования из бюджетов различных уровней. Не считая анализ экономики страховых взаимоотношений, сконцентрируем внимание на правовом аспекте вопроса.

Обобщая приведенные тезисы, следует отметить, что разработанный механизм проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих РФ являлся уникальным и в других отраслях страхования, а также международной практике, не использовался.

Положения исследуемого постановления были доведены до войск приказом министра обороны РФ от 6 мая 1993 г. № 246 «Об обязательном государственном личном страховании и порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей».

К особенностям исследуемого приказа следует отнести отсутствие в нем норм, регламентирующих проведение обязательного государственного страхования имущества военнослужащих, предусмотренного Законом РФ от 22 января 1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих». В этой связи следует заметить, что по поручению Совета Министров - Правительства РФ от 17 марта 1993 г. № ОЛ-П37-33081 Министерством обороны РФ был подготовлен проект федерального закона об обязательном государственном страховании имущества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Указанный документ определял порядок и условия проведения этой формы страхования. Однако Министерство финансов России, ссылаясь на экономические трудности государства и дефицит федерального бюджета, отказалось от поддержки проекта и стало настаивать на исключении данной нормы из статуса военнослужащих.

В связи с отсутствием механизма реализации страхования имущества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, ни один из них не смог реализовать предоставленное им право, хотя судебные органы удовлетворяли иски пострадавших. Мотивацией таких решений судебных органов служила норма закона, согласно которой отсутствие механизма реализации закона не может являться отлагательным условием для его применения. Однако постановлением Генеральной прокуратуры при проверке, осуществляемой в порядке надзора, решения судебных органов были опротестованы. Аргументацией являлось отсутствие специального закона или иного нормативно-правового акта об обязательном государственном страховании, предусмотренных п. 3 ст. 3 Закона РФ «О страховании» и ст. 969 ГК РФ.

Помимо рассмотренных выше положений, приказ министра обороны РФ от 6 мая 1993 г. № 246 вводил в действие Инструкцию, определявшую:

- правила страхования, порядок оформления документов и выплаты страхового обеспечения по обязательному государственному личному страхованию;

- порядок выплаты единовременных пособий в случае получения военнослужащими увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, исключающих для них возможность дальнейшего прохождения службы, либо их гибели (смерти);

- порядок осуществления контроля за работой по обязательному государственному личному страхованию и выплатой единовременных пособий военнослужащим (членам их семей), а также порядок представления отчетности.

Особенностью рассматриваемой инструкции в первоначальной редакции являлась регламентация выплаты страхового обеспечения и единовременных пособий на территориях Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики. Военнослужащим Вооруженных Сил РФ, проходящим службу на перечисленных территориях, и уволенным военнослужащим, оставшимся проживать на территориях этих государств, а в случаях гибели (смерти) этих лиц - проживающим в этих странах членам их семей, страховое обеспечение выплачивалось Военно-страховой компанией в национальной валюте, в размерах, исходя из окладов денежного содержания на 31 декабря 1992 г.

Следует отметить, что приказ министра обороны РФ от 6 мая 1993 г. № 246 и вводимая им Инструкция были согласованы с Председателем Совета директоров Военно-страховой компании для взаимной реализации.

В период действия исследуемого приказа, принимались другие нормативные акты, вносившие изменения, ограничивавшие или конкретизировавшие его юрисдикцию. В этой связи необходимо выделить:

1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 335 «О порядке выплаты пенсий, компенсаций и пособий пенсионерам из числа военнослужащих и членов их семей, проживающим в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, материального обеспечения личного состава отделов социального обеспечения при посольствах РФ в этих государствах». Нормы, содержавшиеся в этом постановлении, предписывали прекратить выплаты страхового обеспечения и единовременных пособий на территории указанных государств. Министром обороны эти требования были доведены до войск приказом от 24 сентября 1996 г. № 380.

2. Федеральный закон от 23 июня 1995 г. № 93-Ф3 «О порядке предоставления РФ военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». Нововведение данного документа в исследуемом вопросе заключалось в возложении на Правительство РФ обязанности предоставлять гарантии и компенсации военному и гражданскому персоналу, участвующему в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, включая обязательное государственное страхование жизни и здоровья.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Региональная система управления средствами социального страхования
Зарубежный опыт жилищного страхования
Методические рекомендации по совершенствованию страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в России
Реализация экономических интересов хозяйствующих субъектов на страховом рынке России
Организационные формы отношений страхования и специфика продукции страхового назначения
Вернуться к списку публикаций