2012-04-23 23:07:53
ГлавнаяСтрахование — Проблемы и направления трансформации обязательного государственного страхования в системе социальной защиты военнослужащих министерства обороны РФ



Проблемы и направления трансформации обязательного государственного страхования в системе социальной защиты военнослужащих министерства обороны РФ


Исходя из перечисленных предпосылок, явившихся отправными точками, предлагаем схему реализации финансового механизма государственного социального обеспечения военнослужащих, представленную на рис. 1.


Финансовый механизм государственного социального обеспечения военнослужащих

Рис. 1. Финансовый механизм государственного социального обеспечения военнослужащих


В процессе функционирования авторского варианта финансового механизма вычленим несколько этапов.

I этап — формирование фонда компенсационных выплат

Вопросы формирования федерального бюджета, его доходных и расходных статей достаточно подробно освещены в научной литературе. Не преследуя цель раскрыть порядок определения размеров расходов на национальную оборону, ограничимся анализом, необходимым в рамках исследования, предлагаемого варианта финансового механизма государственного социального обеспечения.

Утвержденные Государственной Думой РФ суммы расходов на проведение государственного социального обеспечения, в размере не более 3 % от фонда денежного довольствия военнослужащих, доводятся до Главного финансово-экономического управления (ГФЭУ) Министерства обороны РФ.

Современные условия финансирования бюджетных учреждений характеризуются участием в этом процессе органов федерального казначейства. Денежные средства, предназначенные Министерству обороны РФ из бюджета поступают в банк, на расчетный счет Главного управления федерального казначейства (ГУ ФК), в котором ГФЭУ открыт лицевой счет. При зачислении ассигнований банк представляет выписки владельцам расчетного счета ГУ ФК и лицевого счета ГФЭУ.

На этом процесс формирования фонда компенсационных выплат по государственному социальному обеспечению военнослужащих Министерства обороны РФ считаем законченным.

II этап — повреждение здоровья военнослужащим и оформление учреждением (воинской частью) документов

Характеризуя этот этап, следует отметить, что при переходе от системы обязательного государственного страхования к системе государственного социального обеспечения именно он претерпевает менее всего изменений. Порядок оформления документов, необходимых для получения страхового обеспечения, за многолетний период проведения данного вида страхования отработан и не вызывает затруднений в практической деятельности (3).

III этап — истребование денежных средств учреждением (воинской частью)

Изменения в финансовом механизме, привносимые переходом к системе государственного социального обеспечения, затрагивают, в большей степени, финансово-экономическую службу учреждения (воинской части). Принципиально новым в этом вопросе представляется предлагаемый порядок истребования денежных средств, основанный на использовании платежных требований.

Сущность авторского подхода заключается в оформлении платежного требования на необходимую сумму непосредственно в учреждении (воинской части). Основанием его оформления является письменное распоряжение руководителя о правомочности выплаты. Платежное требование в необходимом количестве экземпляров направляется в отделение федерального казначейства, со счетов которого осуществляется финансирование учреждения (воинской части). Особенностью его оформления является указание в графе «Плательщик» лицевого счета ГФЭУ МО РФ, открытого в ГУ ФК, а в графе «Получатель» - лицевого счета учреждения, открытого в органе федерального казначейства, через который учреждение финансируется. Поле «Назначение платежа» - содержит информацию о военнослужащем, на которого истребуются ассигнования, размер причитающейся компенсации в ОДС и другую информацию, облегчающую осуществление учета и контроля.

Предлагаемый порядок указания реквизитов, обусловливает возможность отказаться от переоформления платежного требования на всех этапах прохождения и, следовательно, практически не увеличивает трудоемкость перечисления денежных средств и нагрузку сотрудников федерального казначейства (4). Это создает предпосылки для внедрения рассматриваемого варианта финансового механизма без увеличения штатной численности работников и дополнительных затрат на его реализацию.

В данном исследовании нами уже указывалось на функционирование в системе федерального казначейства единой телекоммуникационной компьютерной системы. В разработанном варианте финансового механизма государственного социального обеспечения предполагается использование потенциала этой системы передачи и обработки информации.

Платежное требование после проверки его реквизитов, обработки и учета в территориальном отделении федерального казначейства, посредством единой телекоммуникационной системы, отправляется в адрес ГУ ФК (5).

IV этап — перечисление денежных средств учреждению (воинской части), их получение и расходование

Получив платежное требование учреждения (воинской части), ГУ ФК отправляет экземпляр в свой банк (6), оставляет экземпляр у себя и отправляет копию в ГФЭУ МО РФ (6а). В связи с отказом от проведения обязательного государственного страхования и прекращением взаиморасчетов со страховщиком появляется возможность привлечь высвобождающийся кадровый состав ГФЭУ МО РФ к организации государственного социального обеспечения.

На основании указанного документа банк осуществляет перечисление денежных средств на лицевой счет учреждения (воинской части), открытый в территориальном органе федерального казначейства (7). Снятие наличных денежных средств (9), поступивших на компенсационные выплаты, осуществляется по чеку (8), в установленном порядке.

По заявлению военнослужащего выплата причитающихся денежных средств может быть произведена двумя способами:

- наличными деньгами, через кассу учреждения (воинской части) (10);

- перечислена безналичным порядком (10а), на расчетный счет, указанный военнослужащим в заявлении (106).

При выплате денежных средств через кассу воинской части возвратов предусмотренных случаях, осуществляется путем внесения наличных денег в банк, на лицевой счет, открытый в территориальном отделении федерального казначейства. Далее производится их перечисление на лицевой счет ГФЭУ МО, открытый в ГУ ФК.

При перечислении денежных средств на счет получателя в банке возврат неполученных сумм осуществляется в действовавшем ранее порядке.

V этап — отчетность и контроль

На современном этапе финансирование воинских частей (учреждений), находящихся на сметно-бюджетном финансировании, осуществляется в соответствии с выделенными довольствующим финансовым органом лимитами денежных средств. В случае с государственным социальным обеспечением представляется достаточно проблематичным определение размеров лимитов на его проведение для конкретного учреждения (воинской части). В связи с этим в предлагаемом варианте финансового механизма предусмотрено отражение расчетных и отчетных данных на забалансовых счетах, вне лимита. Таким образом, решается вопрос о необходимости внесения изменений в квартальные и годовые лимиты денежных обязательств, при осуществлении компенсационных выплат.

В процессе составления и представления бухгалтерской отчетности (12) к имеющимся формам добавляется еще одно приложение — справка о сумме перечисленных учреждению (воинской части) денежных средств на реализацию государственного социального обеспечения, выдаваемая территориальным органом федерального казначейства (11). Справка об остатке денежных средств на лицевом счете учреждения (воинской части), открытом в вышеуказанном органе, уже входит в состав бухгалтерской отчетности.

Внесение любых изменений в отработанные и исправно, пусть и недостаточно эффективно, функционирующие системы всегда связано с большим количеством сложностей. Особенно ярко это проявляется, когда вопрос касается сферы экономических взаимоотношений.

Предлагаемый вариант финансового механизма отличает его простота. Однако благодаря такой простоте представляется возможным сократить сроки доведения денежных средств до получателя и повысить уровень контроля за целесообразностью и законностью их расходования.

Следует заметить, что в настоящее время один из разделов акта ревизии в Министерстве обороны РФ, предусматривает отражение «состояния работы по организации обязательного государственного страхования, оформлению документов на выплату единовременных пособий военнослужащим и членам, их семей». Практика показывает, что проверка данного вопроса инспекторско-ревизорским составом сводится к контролю наличия «Журнала учета оформленных материалов, направляемых в страховую организацию для определения права на выплату страхового обеспечения». Командир части не несет ответственность за проведение данной выплаты, решение о её правомочности принимает страховщик, страховое обеспечение перечисляется непосредственно военнослужащему, минуя воинскую часть.

Повышения уровня и качества контроля можно достичь путем проверки первичных оправдательных документов непосредственно в учреждении (воинской части). В этом заключается позитивный момент предлагаемого варианта финансового механизма, так как в действующей системе обязательного государственного страхования контроль осуществляется не по месту дислокации части и не всегда на основании подлинных документов.

Помимо перечисленных положений, автор предусматривает осуществление контроля различными государственными структурами:

- финансовой инспекцией Министерства обороны РФ, при проведении; ревизий и проверок;

- проверяющими по линии медицинской службы, при проведении комплексной ревизии учреждения (воинской части);

- довольствующим финансовым органом, при проверке бухгалтерской отчетности;

- органом федерального казначейства, в период оформления (отправки) документов и осуществления плановых проверок;

- контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ.

На основании изложенного считаем обоснованным вывод об усилении контроля за законностью расходования бюджетных ассигнований, в предлагаемом варианте финансового механизма государственного социального обеспечения.

В заключение считаем необходимым обобщить позитивные особенности авторского варианта финансового механизма государственного социального обеспечения военнослужащих:

1. Отказ от дополнительных расходов государства, связанных с необходимостью покрытия страховщикам расходов на ведение дел.

2. Возможность оптимально минимизировать размеры фонда денежных средств на счетах Главного управления федерального казначейства.

3. Соблюдение принципа «единства кассы» в рамках исполнения расходной части федерального бюджета.

4. Сохранение штатной численности работников в органах исполнительной власти и в системе органов федерального казначейства.

5. Сохранение действующей, отлаженной системы документооборота на уровне учреждения (воинской части), изменения, заключающиеся в необходимости оформления платежного требования, минимальны и несущественны.

6. Возможность выдачи денежных средств военнослужащим (выгодоприобретателям) через кассу воинской части и, по их заявлению, со счетов в отделениях банков.

7. Эффективность контроля за расходованием денежных средств возрастает в связи с возможностью проверки денежных оправдательных документов непосредственно в учреждении (воинской части).

8. Временной интервал прохождения документов и денежных средств сокращается. Этот параметр в большей степени определяется временем оформления материалов расследования и периодом формирования комплекта документов. Время доставки электронной формы платежного требования из отделения федерального казначейства в Главное управление федерального казначейства исчисляется минутами.

9. Предусмотрена возможность восстановления расходной части статьи бюджетной классификации при возврате денежных средств, в случае гибели (смерти) получателя и отсутствии выгодоприобретателей.

Предлагаемый вариант финансового механизма государственного социального обеспечения имеет и ряд негативных аспектов:

1. Увеличение нагрузки на финансово-экономическую службу всех уровней. На уровне воинской части она будет возрастать в связи с необходимостью истребования денежных средств, их выплаты, составления расширенных форм отчетности и проведения мероприятий в порядке внутреннего самоконтроля. На уровне довольствующих финансовых органов — необходимостью проведения контрольных мероприятий и составления сводной отчетности.

2. Увеличение нагрузки на контрольно-ревизионный аппарат, в связи с необходимостью проведения углубленных проверок.

3. Необходимость проведения довольствующими финансовыми органами учебных занятий по разъяснению нового механизма реализации государственных социальных гарантий.

Подводя итог, считаем авторский вариант финансового механизма государственного социального обеспечения военнослужащих:

- теоретически обоснованным;

- учитывающим экономические возможности государства;

- имеющим потенциал для увеличения социальной защищенности военнослужащих силовых структур.


Васильев Сергей Викторович



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Зарубежный опыт жилищного страхования
Модель организации жилищного страхования в системе страховой защиты
Экономический потенциал развития страхового рынка России
Роль страхового рынка в системе социально-экономических отношений
Совершенствование нормативно-правового регулирования социального страхования
Вернуться к списку публикаций