2012-04-23 23:07:53
ГлавнаяСтрахование — Проблемы и направления трансформации обязательного государственного страхования в системе социальной защиты военнослужащих министерства обороны РФ



Проблемы и направления трансформации обязательного государственного страхования в системе социальной защиты военнослужащих министерства обороны РФ


Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы проведем исследование места обязательного государственного страхования среди элементов системы социальной защиты населения, по направлениям (табл. 1).

В дополнение необходимо лишь отметить, что сформулированная законодателем в Гражданском кодексе РФ цель проведения обязательного государственного страхования применима для трех элементов системы социальной защиты населения, за исключением индивидуального страхования. Аргументом в этом случае, на наш взгляд, служит принципиальная невозможность государства увеличивать уровень материального благосостояния отдельной категории граждан, пусть и конституционно значимой, в ущерб интересам других граждан.

Анализируя организацию и управление обязательным государственным страхованием, необходимо констатировать его жесткую законодательную регламентацию, что закономерно.

Во-первых, сам факт введения такого страхования, принятие федерального закона, дальнейшее его изменение и совершенствование уже позволяет говорить о его организации государством.

Во-вторых, в действующих в настоящее время законодательных актах очень полно и четко прописана вся процедура его проведения, вплоть до типовой формы договора, что, на наш взгляд, следует рассматривать как участие государства в управлении.

В-третьих, суммы расходуемых средств на проведение данного вида страхования предусмотрены бюджетной классификацией, рассматриваются и утверждаются законодательной властью и входят в расходную часть бюджета. Соответственно, впоследствии Федеральное Собрание вновь касается вопроса об обязательном государственном страховании при заслушивании отчетного доклада и отчета об исполнении федерального бюджета РФ за прошедший финансовый год.

В-четвертых, расходование указанных ассигнований осуществляют органы исполнительной власти путем заключения договоров, на конкурсной основе со страховыми компаниями. Вместе с тем, необходимо отметить создание наблюдательных советов, состоящих из полномочных представителей страховщика и страхователя, осуществляющих дополнительный контроль за деятельностью страховщиков. На наш взгляд, это еще один элемент государственного управления, реализуемый через полномочные органы.

В-пятых, размер страхового тарифа по обязательному государственному страхованию определяется страховщиком по согласованию со страхователем и федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой и бюджетной политики. Такое положение также позволяет констатировать участие исполнительных органов власти в организации и управлении данным видом страхования.

Юрисдикция. Исследуемый вид страхования, как видно из названия, является обязательным, т.е. осуществляется в силу закона. Однако в настоящее время, в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», на каждый из элементов системы социальной защиты населения, представленных в табл. 1, распространяется принцип обязательности. В этой связи следует заметить, что исключительно в обязательном порядке проводится государственное социальное обеспечение и государственное социальное страхование. Такое юридическое положение государственного социального обеспечения не противоречит предложенной концепции.

Источники финансирования. В целях обоснования выдвинутой гипотезы необходимо отметить, что источником наполнения доходной части бюджета являются налоговые платежи и другие бюджетные поступления. Именно объем собираемых государством налогов в большей степени определяет размер его расходов и, соответственно, возможность реализовать полномасштабную социальную защиту населения. Таким образом, взглянув на источники финансирования обязательного государственного страхования шире, полагаем возможным утверждать, что именно они, более всего, сближают обязательное государственное страхование и государственное социальное обеспечение.

Принципы возмещения. Анализируя систему социальной защиты населения в этой плоскости (по принципу возмещения), следует констатировать, что вопрос классификации экономических отношений, возникающих при проведении обязательного государственного страхования военнослужащих, дискуссионен. С одной стороны, принцип субсидиарности заключается в выплате страховых сумм «...в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, в течение какого времени страхователь платил взносы в этот фонд». В данном виде страхования размер страхового обеспечения зависит от тяжести полученного повреждения здоровья, соответственно — нуждаемости, но не только. На него оказывает влияние и служебное положение застрахованного, чем выше должность и воинское звание, тем больше причитающаяся сумма. Значит, при одинаковом повреждении здоровья и, соответственно, нуждаемости размер выплат будет отличаться.

Однако для военнослужащего не играет роли срок уплаты страховых взносов. Проходит он военную службу один день или 25 лет — при одинаковом размере оклада денежного содержания и одинаковом повреждении здоровья размер страхового обеспечения будет одинаков. Если под «временем уплаты» понимать размер поступивших взносов, то следует сделать вывод, что он не оказывает никакого влияния на размер страхового обеспечения.

С другой стороны, принцип солидарности означает, что «...выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости». На отсутствие зависимости между размером выплаты и размером поступивших взносов при проведении обязательного государственного страхования мы уже указали. Однако и при одинаковой нуждаемости (повреждении здоровья) у двух военнослужащих, занимающих разное служебное положение, выплаты будут различны. Размер страхового обеспечения зависит только от служебного положения застрахованного.

На основании изложенного считаем обоснованным вывод о невозможности однозначной классификации отношений, возникающих при проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, по принципу возмещения, и позиционирования в одном из элементов; системы социальной защиты населения.

Формы социальной помощи. Правомочность включения обязательного государственного страхования в сферу государственного социального обеспечения представляется обоснованной еще и тем, что в отличие от остальных элементов социальной защиты, случаи выплат установлены непосредственно законодательными актами федерального уровня.

Результаты проведенного анализа и выводы, сделанные в предыдущем параграфе, дают основания утверждать, что экономические отношения по социальной защите военнослужащих, именуемые обязательным государственным страхованием, по своей сути являются отношениями государственного социального обеспечения.

Обязательное государственное страхование, будучи одним из элементов системы социальной защиты военнослужащих, не является необходимым само по себе. Потребность в нем проявляется только в той мере, в которой оно удовлетворяет интересы заинтересованных сторон - государства и застрахованных лиц (выгодоприобретателей).

Не ставя во главу угла именно страховые отношения, а акцентируя внимание на полноте, качестве и своевременности социальной защиты военнослужащих в рамках обязательного государственного страхования и учитывая экономические возможности государства, считаем необходимым внести предложения по изменению системы предоставления государственных социальных гарантий.

Основу предлагаемых преобразований составляет законодательно оформленное изменение формы удовлетворения социальных потребностей военнослужащих, заключающееся в переходе от «псевдостраховых» отношений к системе государственного социального обеспечения. Предпосылками такой реконструкции является фактическое соответствие сущности обязательного государственного страхования военнослужащих основным направлениям, формам проведения и принципам организации государственного социального обеспечения.

Преимуществом предлагаемого варианта реорганизации одного из элементов системы социальной защиты военнослужащих, помимо устранения несоответствия между теорией и практикой, является возможность отказаться от целевого бюджетного финансирования коммерческой структуры в лице страховой компании. Упразднение посредника позволит сократить государственные расходы, в исследуемом аспекте, без ущерба для заинтересованных сторон - государства и военнослужащих (выгодоприобретателей). Экономия денежных средств будет достигаться сокращением расходов государства на 6 % - размер расходов страховщика.

В целях определения примерной суммы экономического эффекта проанализируем динамику расходов государства на проведение обязательного государственного страхования за последние несколько лет. В бюджете 2001 г. расходы на обязательное государственное страхование военнослужащих только Министерства обороны РФ составили 1 050 000 тыс. руб., а общая сумма расходов на его проведение составила 1 452 451,6 тыс. руб.

В открытой части федерального бюджета на 2002 г. на проведение обязательного государственного страхования военнослужащих Министерства обороны РФ предусматривались расходы в сумме 1 446 433,5 тыс. руб. По Министерству внутренних дел, Федеральной пограничной службе, Федеральному агентству правительственной связи и информации, Федеральной службе безопасности, Службе внешней разведки, Федеральной службе охраны, Федеральной службе налоговой полиции, Государственной фельдъегерской службе, Главному управлению специальных программ Президента РФ расходы на обязательное государственное страхование военнослужащих закрыты. По-видимому, они не ниже открытых расходов на эти цели.

Отсутствие официальных данных о реально выплаченных суммах страхового обеспечения с начала проведения данного вида страхования до декабря 2002 г., в связи с их закрытостью, препятствует проведению анализа. Только с 2002 г. на сайте Министерства финансов появилась информация о произведенных расходах на обязательное государственное страхование военнослужащих. За 9 месяцев 2003 г. государственными органами исполнительной власти:

- уплачено страховых премий — 3 800 млн. руб.;

- получено страховых выплат — 2 900 млн. руб.

Отталкиваясь от приведенных цифр, нетрудно подсчитать сумму, которую государство непроизводительно расходует при проведении данного вида страхования. «Расходы страховщика на осуществление обязательного государственного страхования, подлежащие возмещению страхователем, не могут превышать 6 % от суммы страхового взноса». Следовательно, только за 9 месяцев 2003 г. государство профинансировало коммерческие структуры в сумме 228 млн. рублей (3800 млн. руб. * 6 %). Прогнозируя данный показатель на конец года, получаем сумму, приблизительно равную 300 млн. рублей (228 млн. руб. /3*4).

Считаем целесообразным для аргументации нашей точки зрения о необходимости перехода от системы обязательного государственного страхования к системе государственного социального обеспечения проанализировать позитивные и негативные моменты такого преобразования.

Позитивные:

1. Сокращение непроизводительных государственных расходов в сфере социальной защиты военнослужащих и прекращение, целевого бюджетного финансирования коммерческих организаций в лице страховых компаний.

2. Соблюдение интересов военнослужащих и выгодоприобретателей. Их права не будут ущемлены в связи с сохранением размеров получаемых выплат.

3. Устранение пробелов в теории, выражающееся в несоответствии теоретических положений их практической реализации. Проявлением такого несоответствия, на наш взгляд, является законодательное отнесение в категорию страховых экономических отношений, не соответствующих их сущности.

4. Незначительные изменения действующего законодательства. Нет необходимости разрабатывать новые положения и концепции, достаточно ограничиться изменением механизма реализации действующих правовых норм.

5. Ликвидация монополизма кэптивных страховых компаний в данной области.

6. Возможность увеличить, в перспективе, размеры выплачиваемых пострадавшим сумм за счет сэкономленных денежных средств.

Негативные:

1. Необходимость реформирования действующего механизма реализации государственных социальных гарантий военнослужащим.

2. Изменение законодательства, регламентирующего проведение государственной социальной политики в отношении военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц.

3. Увеличение нагрузки на исполнительные органы, уполномоченные на реализацию данной концепции.

Сформулировав и проанализировав достоинства и недостатки предлагаемой концепции, считаем обоснованным вывод о её преимуществах и необходимости изменения механизма реализации государственных гарантий конституционно значимой категории граждан.

В связи с необходимостью создания финансового механизма реализации государственного социального обеспечения военнослужащих считаем возможным предложить авторский вариант.

Базисом его формирования представляется функционирующая в России система территориальных органов федерального казначейства Министерства финансов РФ. Предпосылками построения именно такой модели послужили следующие факты:

1. Источником денежных средств на проведение государственной социальной политики в отношении военнослужащих является федеральный бюджет.

2. Предназначение органов федерального казначейства:

- «организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета РФ...»;

- «...управление доходами и расходами республиканского бюджета ... исходя из принципа единства кассы»;

- «...оперативное управление финансовыми ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов».

3. Появление у органов федерального казначейства возможности оптимально минимизировать размеры образуемого фонда денежных средств и гибко его использовать.

4. Денежные средства на проведение обязательного государственного страхования перечисляются органами исполнительной власти страховщикам со счетов федерального казначейства, т.е. первоначально денежные средства уже находятся на счетах указанного органа.

5. В системе органов федерального казначейства существует «...единая телекоммуникационная компьютерная система...», позволяющая осуществить обмен информацией с любой точкой страны в течение нескольких минут.

6. Финансирование воинских частей, т.е. удовлетворение всех потребностей личного состава осуществляется со счетов территориальных отделений федерального казначейства уже на протяжении нескольких лет. Этот механизм отлажен и работает.

7. Финансовый механизм реализации компенсационных выплат при проведении государственного социального обеспечения, предназначенных военнослужащему (выгодоприобретателю), приближен к действующему финансовому механизму по выплате денежного довольствия, денежной компенсации взамен продовольственного пайка и т.д.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Экономический потенциал развития страхового рынка России
Правовое обеспечение жилищного страхования
Социологическое исследование жилищного страхования
Этапы становления и развития социального страхования в России
Особенности стратегии поведения хозяйствующих субъектов на рынке страховой продукции и направления ее трансформации
Вернуться к списку публикаций