2012-04-23 23:07:53
ГлавнаяСтрахование — Проблемы и направления трансформации обязательного государственного страхования в системе социальной защиты военнослужащих министерства обороны РФ



Проблемы и направления трансформации обязательного государственного страхования в системе социальной защиты военнослужащих министерства обороны РФ


Пути совершенствования обязательного государственного страхования как элемента системы социальной защиты военнослужащих МО РФ

Система социальной поддержки, предоставление гарантий и льгот военнослужащим являются неотъемлемыми частями деятельности практически каждого государства, имеющего вооруженные силы.

Многолетняя практика проведения обязательного государственного страхования военнослужащих в России, зарубежный опыт страхования военных дают значительное количество информации, нуждающейся в глубоком анализе и всестороннем осмыслении. Цель этой деятельности заключается в формировании оптимальной, комплексной системы защиты жизни, здоровья и трудоспособности российских военнослужащих. По мнению автора, такая система должна строиться с учетом:

- экономических возможностей государства;

- интересов государства, реализуемых через его представительства (исполнительные органы власти);

- интересов военнослужащих (выгодоприобретателей);

- удовлетворения определенным стандартам, принятым в мировом сообществе.

В этой связи следует отметить миротворческие операции, осуществляемые нашими военнослужащими под эгидой ООН.

Гражданин, выбирающий военную службу, с одной стороны, не исключает возможность получения повреждения здоровья при выполнении воинского долга, но при этом рассчитывает на своевременную и качественную медицинскую помощь, получение денежной компенсации от государства, необходимой для восстановления здоровья. С другой - членам семьи военнослужащего государство гарантирует, что в случае потери кормильца не оставит их наедине со своей бедой и, в силу экономических возможностей, материально компенсирует эту утрату.

Законодательством регламентирована социальная защита, соизмеримая с полученным повреждением здоровья, с теми моральными и физическими страданиями, которые вызваны потерей кормильца. В каждой цивилизованной стране такая позиция государства является основным критерием организации социальной защиты военнослужащих в отношении их жизни и здоровья.

Проводимое в настоящее время в России обязательное государственное страхование характеризуется, в целом, сформировавшимся и устойчивым механизмом. Результаты его функционирования, несомненно, носят позитивный характер. Они позволяют:

во-первых, поднять престиж военной службы;

во-вторых, предоставить определенные гарантии членам семьи и родственникам военнослужащего в случае его гибели, что повышает социальный статус застрахованных лиц.

Социальная защита военнослужащих представляет собой сложную систему, состоящую из совокупности относительно обособленных элементов. Одним из таких элементов является обязательное государственное страхование. В целях данного исследования мы рассматриваем его, с одной стороны, как одну из подсистем системы социальной защиты военнослужащих, а с другой — как самостоятельную систему более низкого уровня, обладающую всеми присущими ей необходимыми и характерными признаками (наличие собственных элементов, входных, внутренних и выходных показателей, внутренних и внешних связей, информационных потоков и т.д.).

Ученый-экономист С. Викулов при рассмотрении систем в экономическом анализе важной чертой, позволяющей охарактеризовать совокупность элементов как систему, считает «...наличие правовых и финансово-экономических отношений между элементами» . В обязательном государственном страховании эти отношения, несомненно, присутствуют и носят осознанный, целенаправленный характер. Правовые и финансово-экономические отношения, на наш взгляд, завязываются между всеми субъектами отношений (страховщиком, страхователем, застрахованным, выгодоприобретателями и т.д.), однако их возникновение опосредовано страховым событием.

Однако ни одна система не может считаться идеальной, лишенной недостатков. Она может быть оптимальной по некоторым показателям и на протяжении ограниченного периода времени. В течение жизненного цикла изменяются внешние параметры, воздействующие на систему, происходит ее внутренняя трансформация. Эти факторы порождают необходимость её модернизации, усовершенствования, а в некоторых случаях и упразднения.

Проведенный морфологический анализ системы обязательного государственного страхования, заключающийся в определении поэлементного состава, отыскании и исследовании связей между элементами системы, в том числе её финансового механизма, позволил выявить некоторые особенности и проблемы, не позволяющие в полной мере классифицировать складывающиеся отношения как страховые. Этим обусловлена необходимость дополнительного анализа исследуемых взаимоотношений в целях более точного их позиционирования. И хотя диапазон экономических отношений чрезвычайно широк и разнообразен, в данном случае не вызывает сомнений их социальная направленность. Наличие такой характерной черты позволяет значительно сузить направление исследования, ограничившись системой социальной защиты населения.

Экономист Т. Федорова, рассматривая такую систему, представляет её как совокупность обособленных элементов, являющихся механизмом реализации социальной политики. Анализируя систему социальной защиты населения, представленную в табл. 1, следует отметить, что она состоит из двух неравных частей. Одна часть опосредована страховыми отношениями и включает:

- индивидуальное страхование;

- коллективное страхование;

- государственное социальное страхование.

Другая часть - государственное социальное обеспечение. Отличаясь экономической сущностью от страхования, оно является неотъемлемым элементом этой системы. Это мнение разделяют В. Роик, С. Янова и некоторые другие отечественные и зарубежные ученые.


Таблица 1

Система социальной защиты населения


Государственное социальное обеспечение

Государственное социальное страхование

Коллективное страхование

Индивидуальное страхование

ЦЕЛИ

Гарантирование прожиточного минимума

Гарантирование необходимого уровня жизни

Гарантирование привычного уровня жизни

Гарантирование достигнутого уровня благосостояния и его увеличение

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Находится в ведении органов законодательной и исполнительной государственной власти, формирующих расходные статьи государственною бюджета

Осуществляется государственными органами власти, но формируемые страховые фонды являются самостоятельными юридическими и финансовыми организациями

Страховые фонды являются независимыми самоуправляемыми организациями установленной государственным социальным законодательством формы

Коммерческие страховые компании и общества взаимного страхования

ЮРИСДИКЦИЯ

Обязательное (установлено законом)

Обязательное (установлено законом)

Обязательное и добровольное

Добровольное и обязательное

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Налоги и другие бюджетные поступления

Страховые взносы работодателей и работников, дотации государства

Страховые взносы работодателей и работников

Страховые взносы граждан

ПРИНЦИПЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ

Принцип солидарности

Принцип солидарности

Принцип субсидиарности

Принцип эквивалентности

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Пособия и льготы, устанавливаемые законодательными и нормативными актами федеральных и местных органов власти

Пособия и компенсации, устанавливаемые государственным страховым законодательством

Пособия и страховые возмещения, определяемые коллективными договорами или уставами организаций самострахования

Страховые возмещения, определяемые по выбору страхователя и закрепляемые индивидуальными страховыми договорами.


Отсутствие страховой сущности в отношениях, формирующихся при проведении обязательного государственного страхования, позволяет предположить их соответствие отношениям государственного социального обеспечения. Учитывая изложенное, считаем возможным выдвинуть гипотезу о сущностном соответствии проводимого в настоящее время обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих основным направлениям и принципам организации государственного социального обеспечения.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Жилищное страхование в системе страховых отношений
Разработка механизма реализации корпоративных социальных программ
Роль страхового рынка в системе социально-экономических отношений
Организационные формы отношений страхования и специфика продукции страхового назначения
Эффективность использования средств Фонда социального страхования
Вернуться к списку публикаций