2012-03-17 17:54:18
ГлавнаяСтрахование — Механизм государственного регулирования страхового рынка



Механизм государственного регулирования страхового рынка


Ставка налога на прибыль в страховании, как правило, выше, чем в других отраслях. Это, с одной стороны, негативно сказывается на объемах капиталов, вкладываемых в страховой бизнес, но с другой стороны, высокая ставка налога может ограничить возникновение мелких и несостоятельных компаний.

В некоторых странах налог на прибыль страховщиков имеет форму «налога на полисы». Объектом налогообложения являются собранные страховщиком страховые взносы. Норму, устанавливающую минимальный размер налога на прибыль не менее 2% от собранной страховой премии ввели в 1996 году и в России в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1387 от 22.11.96 «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации».

В развитых странах такой налог имеет дифференцированную шкалу ставок по разным видам страхования. Тем самым, размер налоговой ставки служит регулятором видовой структуры предложения в пользу менее рентабельных, но общественно необходимых видов страхования.

Обложение налогом страховых взносов несколько противоречит их сущности как цены страхования. Во-первых, страховые взносы не тождественны прибыли количественно и качественно, в их составе тарифная прибыль реализуется не всегда. Во-вторых, страховой взнос включает нетто-ставку и нагрузку, и если с части нагрузки, равной прибыли, взимание налога еще может быть экономически обосновано, то уплата налога с нетто-ставки, предназначенной для выплаты возмещений, необоснованна. Начислять налог на нетто-ставку можно только по истечении срока страхования, если страхового случая не произошло. Другое дело, если на первое место ставится фискальная, а не регулирующая задача налогообложения. Тогда налог действительно уплачивается до прекращения действия полиса.

Специфика страхового бизнеса (в частности, и в России) в том, что страховые компании не являются плательщиками косвенных налогов (в т.ч. НДС). Однако это не означает, что косвенные налоги не влияют на развитие страхового бизнеса. Рост косвенного налогообложения - мера, сдерживающая совокупный спрос, а значит, и спрос на страховые услуги.

2. Налогообложение страхователей (страховых взносов и возмещений).

Режим налогообложения доходов страхователей, направляемых на уплату страховых взносов, за рубежом дифференцируется в зависимости от категорий налогоплательщиков, видов страхования, сроков действия договоров страхования. Освобождение уплачиваемых страховых взносов от налогообложения, предоставление льгот по подоходному налогу для страхователей-физических лиц и по налогу на прибыль для предприятий является нормальной практикой западных стран.

В отличие от развитых стран, у нас долгое время все страховые взносы уплачивались из дохода после налогообложения. Сейчас вопрос об отнесении страховых взносов на себестоимость решен частично (их разрешено относить на себестоимость только в размере не более 1% от реализации продукции (работ, услуг).

Что касается страховых возмещений, то согласно мнению большинства специалистов по страхованию, они не должны быть объектом налогообложения, так как являются не доходом, а компенсацией убытка или дополнительных расходов. Согласно англо-американской концепции страхования как компенсации (а не обогащения, за исключением накопительного страхования жизни), страхователю должно быть обеспечено восстановление имущественного положения, в котором он находился до страхового случая (не выше реально понесенных убытков). Следовательно, никакого дохода из страхового случая страхователь не извлекает. Налогообложение выплат не обосновано с экономической точки, и может быть вызвано только чисто фискальными задачами.

Общее налоговое законодательство также оказывает косвенное влияние на страховой рынок. Во-первых, страховые компании в процессе обеспечения нормальной страховой деятельности сталкиваются с необходимостью участия в финансовых, кредитных операциях, оплате товаров и услуг и т.п. По всем таким операциям они работают в общем режиме налогообложения.

Во-вторых, налогообложение страхователей и по нестраховым операциям косвенно влияет на спрос. Вопрос, какая часть дохода будет потрачена на страхование, не решается в пользу увеличения страховых взносов, если средств, остающихся после уплаты налогов, оказывается недостаточно и для удовлетворения более неотложных потребностей.

Таким образом, налогообложение - это экономический регулятор, позволяющий воздействовать и на предложение, и на спрос на страховом рынке. Повышение налогообложения имеет следствием сдерживание страхования, рост числа незастрахованных объектов и некомпенсируемых страховщиками убытков. Это в конечном итоге является отрицательным результатом для государственного бюджета, из которого, во-первых, придется компенсировать последствия аварий, и во-вторых, бюджет недосчитается налоговых поступлений от налогоплательщиков - предприятий, пострадавших от аварий и приостановивший производственную деятельность, их работников, недополучающих доходы вследствие перерывов в производстве и т.д.

Понижение налогообложения стимулирует активизацию страхования. При разумном подходе не страдает и фискальная функция. В краткосрочном аспекте, бюджет конечно теряет определенную часть налоговых поступлений, но в долгосрочном аспекте - приобретает в лице страховщиков стабильных налогоплательщиков и инвесторов. То есть в конечном итоге, общие поступления в бюджет увеличатся.

Поэтому в большинстве стран в целом уровень налогообложения страховых взносов является достаточно умеренным, так как правительства заинтересованы в развитии страховых рынков. Показатели налогообложения страховой премии в ЕС приведены в таблице 2.


Таблица 2.

Уровень прямого и косвенного налогообложения страховой премии в странах ЕС за 1995 год. %


Страна

Добровольное страхование жизни

Огневое и другое рисковое страхование

Медицинское

страхование

Страхование

гражданской

ответственности

владельцев

транс

портных

средств

Страхование

автомобилей

Морское

страхование

Австрия

4

19

1

11

19

11

Англия

0

2,5

2,5

2,5

2,5

0

Бельгия

9

16

19

27

27

0

Германия

0

18

0

15

15

15

Голландия

0

7

0

7

7

7

Греция

6

24

13

15

15

13

Ирландия

0

2

2

2

2

0

Испания

0

5,5

0,5

3,5

0,5

0,5

Италия

2,5

21

2,5

21

21

7

Финляндия

0

25

0

22

22

0

Франция

0

7-30

7

33

18

0


Данные таблицы показывают, что наиболее целесообразно устанавливать отдельный режим по страхованию жизни и др. видам (по жизни - более мягкий, стимулирующий). Потери государства в текущих поступлениях окупятся, когда средства страховых резервов будут инвестированы в экономику, способствуя экономическому росту. К тому же компании по страхованию жизни в развитых странах - один из стабильных покупателей государственных долговых обязательств.

Регулирование деятельности страховой организации как эмитента собственных ценных бумаг - акций и облигаций - осуществляется государством как в интересах сбалансированного развития страхового рынка, так и в интересах держателей ценных бумаг. Методы регулирования этой стороны деятельности страховых АО практически не отличаются от других отраслей: регистрация эмиссий, регулирование обращения акций открытых АО на рынке ценных бумаг и т.п. Единственный особый момент для страхового рынка - это режим выпуска так называемых «облигаций на катастрофы» (эти ценные бумаги выпускаются исключительно страховыми компаниями и содержат элемент перераспределения риска: владельцу облигации предлагается повышенная доходность, за то, что он принимает на себя риск катастрофических событий).

Антимонопольное регулирование страхового рынка осуществляется органами страхового надзора совместно с антимонопольными органами. Целями антимонопольного регулирования являются обеспечение добросовестной конкуренции между страховщиками и защита прав потребителей страховых услуг. Направления антимонопольного регулирования:

1. Наблюдение за слияниями страховых компаний, созданием дочерних страховых и брокерских организаций, продажей крупных пактов акций страховых АО и созданием страховых групп;

2. Наблюдение за региональными и местными страховыми рынками;

3. Регистрация объединений (ассоциаций, союзов) страховщиков и выдача разрешений на их деятельность;

4. Установление правил рекламной деятельности страховых организаций и др.

Регулирование страхования, как и регулирование экономики в целом, подчиняется циклическим колебаниям, и включается в ту или иную макроэкономическую концепцию (кейнсианскую или неоклассическую). Поэтому в заключение рассмотрения механизма государственного регулирования страхования, обобщая теоретический и практический опыт развитых стран в области регулирования страхования и экономики в целом, представляется целесообразным сделать вывод о возможности разграничения кейнсианских и неоклассических инструментов государственного регулирования страхового рынка.

По нашему мнению, применительно к страхованию кейнсианские инструменты регулирования состоят в использовании гарантийных фондов, частичной национализации страхового сектора и развитии государственных страховых компаний, введении новых видов обязательного страхования (государственного и негосударственного), создании государственных перестраховочных организаций, систем обязательного страхования депозитов, тарифном надзоре, либерализации налогообложения страхователей, налоговых стимулах (в особенности, по долгосрочному страхованию жизни), развитии систем регулирования региональных и местных рынков и т.п. Эти инструменты объединяет высокая степень государственного участия в развитии национальной системы страхования, при совмещении государством функций регулирования страхового рынка и прямого управления отдельными его участками.

Неоклассическая система регулирования страхования, по нашему мнению, строится на приоритете регулирования финансовой стороны функционирования страхового рынка, основными инструментами которого являются установление нормативов финансовой устойчивости страховщиков и контроль их соблюдения, а также регулирование инвестиционной деятельности страховщиков. Кроме того, неоклассическая система использует такие регулирующие действия, как передача части регулирующих функций саморегулируемым организациям, перенос государственного внимания в сферу антимонопольного регулирования, установление жестких требований по рекламе страховщиков, представительство государством (в лице специально созданных органов) интересов клиентов в конфликтных ситуациях и защита прав страхователей, отказ от тарифного надзора, либерализация налогообложения страховщиков и т.п.


Жилкина Мария Сергеевна



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Жилищное страхование в системе страховых отношений
Этапы развития жилищного страхования в России
Особенности антимонопольного регулирования страховой деятельности
Совершенствование нормативно-правового регулирования социального страхования
Формирование рыночных условий развития страхования
Вернуться к списку публикаций