2012-03-17 17:54:18
ГлавнаяСтрахование — Механизм государственного регулирования страхового рынка



Механизм государственного регулирования страхового рынка


В этом случае данный метод будет относиться еще и к системе управления государственным долгом: обязывая страховщиков вкладывать резервы в государственные ценные бумаги, государство тем самым обеспечивает на них устойчивый спрос со стороны страховщиков, облегчает их размещение, превращает страховую отрасль в стабильного заимодавца государства. Нормы, предписывающие размещать определенную часть резервов в государственные ценные бумаги в этом смысле используются в развитых странах, где инвестиции в эти ценные бумаги считаются «безрисковыми». В нашей стране такая норма действовала до 1998 г. в соответствии со старой редакцией Правил размещения страховых резервов. К чему привело такое требование - всем известно. Страховщики, неукоснительно соблюдавшие ее, в результате дефолта утратили часть своих резервов и столкнулись с трудностями при выполнении страховых обязательств. А страховщики-нарушители, вовремя вышедшие из «пирамиды ГКО», таких трудностей не имели.

Важным средством регулирования финансовой устойчивости является установление нормативного размера соотношения между активами и принятыми обязательствами страховщиков. Отдельно показатели активов дают представление о состоянии финансов страховщика, однако для полноты картины важно соотнести их с принятыми страховщиком обязательствами. Несоблюдение страховщиком нормативного соотношения - признак финансового неблагополучия и сигнал для руководства компании и органов надзора о необходимости принятия мер по финансовому оздоровлению.

Органы страхового надзора имеют также право на применение санкций по отношению к страховщикам-нарушителям действующего законодательства. Поддержание правопорядка на страховом рынке также является прямой обязанностью органов надзора. Страховой надзор призван обеспечивать соблюдение страховщиками действующего законодательства. Органы страхового надзора могут начать расследование нарушений законодательства, принимать административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, или передавать дело в суд.

В компетенцию органов страхового надзора входит разработка и утверждение нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законом к ее компетенции. Нормативные акты органов страхового надзора носят общеобязательный характер для всех участников страхового рынка, а методические документы - рекомендательный характер.

Органы страхового надзора вправе участвовать в установлении стандартов бухгалтерского учета и отчетности страховщиков, в определении порядка аудиторских проверок страховых организаций, а также порядка публикации страховщиками годовых балансов, отчетов о прибылях и убытках. Органы страхового надзора могут запрашивать и получать от страховщиков не только установленные формы отчетности, но и по требованию - другую информацию о проводимых страховых операциях и финансовом положении. Кроме того необходимую информацию (документы, материалы) органы страхового надзора вправе получать от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан.

Обязанность страховщиков публиковать отчетность является формой проявления принципа «гласности» страхового рынка. Органы страхового надзора получают от страховщиков информацию об их финансовом положении, проверяют ее полноту и достоверность. Затем они обобщают данные и публикуют статистическую информацию по страховому рынку в целом, а также сведения об отдельных страховых компаниях в виде различного рода рейтингов. Кроме того, принцип «гласности» реализуется в процессе публикации данных о страховщиках, к которым применены санкции (лицензии которых отозваны или приостановлены). Открытость информации о финансовом положении страховщиков позволяет защищать права страхователей, а также способствует сохранению добросовестной конкуренции между страховщиками.

Для защиты интересов страхователей, в ответ на их жалобы и обращения, органы страхового надзора вправе проводить целевые проверки оперативно-финансовой деятельности страховщиков. Целью таких проверок является выявление соблюдения страховщиками норм законодательства. Содержание проверок определяется в зависимости от конкретной ситуации - характера поступающих претензий со стороны страхователей, специализации компании, ее истории, репутации и наличии нарушений в прошлом, наличии действующих санкций и т.п.

Органы страхового надзора в целях совершенствования регулирования и контроля осуществляют взаимодействие с другими государственными структурами, в частности налоговыми органами, Центральным банком, органами внутренних дел и др. Сотрудничество носит двусторонний характер, так как и страховой надзор, в свою очередь обязан оказывать информационную и организационную поддержку этим органам в их взаимоотношениях со страховыми организациями.

Регулированию со стороны органов надзора подлежат не только прямые страховщики, но и другие субъекты страхового рынка. Методы регулирования при этом сходны с рынком прямого страхования.

Регистрация и лицензирование перестраховочных организаций отличается от аналогичных процедур в отношении прямых страховщиков. С одной стороны, претенденты на лицензии исключительно по перестрахованию освобождены от предоставления в органы надзора для согласования большого количества страховой документации, что естественно, упрощает лицензирование. С другой стороны, к перестраховочным обществам как гарантам стабильности страхового рынка предъявляются повышенные требования по финансовой устойчивости. В частности, нормативный размер уставного капитала перестраховочной организации выше, чем прямого страховщика.

Страховой надзор устанавливает порядок формирования и функционирования страховых пулов. В некоторых странах при создании пула обязательно нужно зарегистрировать его в органах надзора, иначе пуловое соглашение считается недействительным.

Важным направлением деятельности органов страхового надзора является регулирование деятельности страховых посредников. В развитых странах органы надзора обеспечивают соблюдение принципа ответственности посредника перед страхователем. Во всех странах обязательной регистрации и внесению в государственный реестр подлежат страховые брокеры. В некоторых странах процедура регистрации является обязательной и для агентов (например, в Италии, где страховые агенты подлежат регистрации сначала как предприниматели, а затем вносятся в единый реестр страховых агентов). В некоторых странах посредники подлежат также лицензированию и текущему контролю со стороны органов надзора. Многие страны (в частности, все страны ЕС) требуют прохождения страховыми посредниками минимально необходимой специальной подготовки, однако требования к ним различаются, например, по минимальным срокам профессионального обучения - от двух недель до нескольких месяцев.

На органы страхового надзора (совместно с объединениями страховщиков) возлагаются функции подготовки профессиональных кадров и повышения их квалификации, консультирования по вопросам страхования, а также оказания необходимой помощи страхователям и страховщикам при проведении разбирательств по трудным или спорным случаям, по урегулированию претензий, по организации расследований обстоятельств страховых событий и оценки ущерба и т.п.

В некоторых странах используются такие регуляторы деятельности страховщиков, как отчисления страховщиков в обязательные государственные резервы или гарантийные фонды, внесение гарантийных депозитов или деятельность государственных резервных или перестраховочных компаний. В отечественной практике подобные регуляторы страхового рынка пока не применяются.

Механизм их действия имеет две стороны. С одной стороны, здесь действует свойственный страхованию принцип замкнутой раскладки ущерба: из средств этих фондов может погашаться ущерб, вызванный крупными катастрофами, банкротствами страховщиков и другие чрезвычайные убытки. С другой стороны, налицо сходство этого регулятора с обязательными резервами коммерческих банков. Путем изменения этих норм государство или стимулирует, или сдерживает развитие банковских (или страховых) операций, одновременно повышая надежность финансовой системы в целом.

Гарантийные (резервные) фонды создаются во многих странах мира и являются способом повышения надежности функционирования страхового рынка и защиты прав потребителей страховых услуг. Однако специалистами отмечается неоднозначное воздействие гарантийных фондов на страховой рынок. «Выплачивая определенную часть обязательств неплатежеспособных компаний (обычно устанавливается потолок выплат), гарантийные фонды перераспределяют эти затраты на всю отрасль. Это отражается как на самих страховых компаниях (устойчивые в финансовом отношении страховщики будут вынуждены возмещать чужие требования), так и на потребителях страховых услуг (через повышение цен). Кроме того, при наличии этого механизма у потребителей снижаются стимулы приобретать страховые полисы у финансово крепких компаний или по крайней мере у тех из них, кто осуществляет страхование по более высоким ставкам».

Еще один чисто западный метод регулирования предложения страховых услуг - это схема «последнее прибежище страхователя». Она предусматривает обязанность всех страховщиков под страхом отзыва лицензии участвовать в страховании так называемых «трудных рисков». Рынок, стремящийся к рентабельному проведению страховых операций, не берет на себя страхование многих объектов повышенной опасности, крупных экологических рисков и т.п. Тем не менее общественная потребность в защите от таких рисков есть, поэтому государство берет на себя задачу размещения на рынке такого риска, заставляя страховщиков принять участие в коммерчески невыгодном им договоре.

Еще один мало распространенный, но интересный метод регулирования - так называемый «тест потребностей». Он применяется в Швеции и некоторых других странах. «Тест потребностей» в том или ином виде страхования проводится регулирующим органом до выдачи лицензии. Страховщик, обращающийся за лицензией, должен продемонстрировать, что существует необходимость в росте данного сегмента страхового рынка и что его приход в отрасль будет способствовать ее развитию. Данный подход используется и при лицензировании новых страховых компаний, и при освоении новых видов действующими страховщиками. Так как регулирующие органы в Швеции в целом придерживаются мнения, что на рынке присутствует достаточное число страховщиков, проникновение в отрасль новых компаний весьма затруднительно. На наш взгляд, «тест потребностей» - это метод регулирования, относящийся не только к страховщикам (носителям предложения), но и учитывающий спрос со стороны страхователей. В этом состоит его уникальность, так как кроме него ни один административный регулятор страхового рынка спрос не учитывает.

На этом мы завершаем рассмотрение прямых (административных) методов регулирования и переходим к косвенным. Главным из них для страхового рынка является налоговое регулирование.

Налоговое регулирование страховой деятельности относится к экономическим методам регулирования и включает два направления:

1. Налогообложение страховых организаций.

Основной налог - налог на прибыль страховщиков, который может иметь 2 формы: собственно налог на прибыль и налог с собранных страховых взносов.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Влияние государственного регулирования на результаты функционирования страховых рынков
Социологическое исследование жилищного страхования
Жилищное страхование в системе страховых отношений
Влияние особенностей страхового рынка на сущность, содержание и формы его государственного регулирования
Формирование института страхования в России
Вернуться к списку публикаций