2012-03-17 14:22:12
ГлавнаяСтрахование — Особенности государственного регулирования страхового рынка в России на современном этапе



Особенности государственного регулирования страхового рынка в России на современном этапе


Оговоримся сразу, что все ограничения на вложения страховых резервов не исключают возможности для страховщика инвестировать собственные средства по своему усмотрению. Требования распространяются только на средства резервов, которые принадлежат по сути страхователям, а не страховщику. Если у страховщика есть необходимость в определенных видах вложений сверх установленных норм, ему не запрещено финансировать их за счет собственных средств.

Первая принципиальная особенность новой редакции, заключается в том, что она не содержит требования обязательного размещения резервов в государственные ценные бумаги (как и в какие бы то ни было другие объекты). С одной стороны, это безусловно прогрессивная мера, так как известно, чем для страховщиков кончилось требование предыдущей редакции. Но с другой стороны, на мой взгляд, отсутствие требования обязательной покупки государственных ценных бумаг, применяющееся во многих развитых странах, объясняется не столько заботой о страховщиках, сколько неспособностью государства предложить им какой-либо вид ценных бумаг как надежный инвестиционный инструмент.

Изменился состав рекомендуемых активов. В покрытие страховых резервов больше не принимаются отдельные квартиры (бывшие достаточно популярными у страховщиков), некоторые другие объекты недвижимости, а также акции, вклады и доли в складочном или уставном капитале страховщиков. Страховщикам разрешено теперь приобретать слитки золота и серебра (на сумму не более 10 % страховых резервов). Возможности инвестирования за рубежом остались неизменными (не более 20 %).

Ограничения по каждому виду активов установлены в процентах от суммы страховых резервов (инвестиции должны составлять не более установленного размера). Всего ограничения насчитывают 20 позиций, включая, например, Государственные ценные бумаги субъектов РФ и муниципальные ценные бумаги (30%), банковских вклады (депозиты), депозитные сертификаты и векселя банков (40 %), акции, облигации, доли в уставном капитале и др. 10 % ограничиваются такие направления, как дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников и депо премий по рискам, принятым в перестрахование. Стоимость недвижимого имущества может составлять не более 20 % от величины страховых резервов по видам страхования жизни и 10% от величины страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, в т.ч. одного объекта недвижимости - не более 10% суммарных резервов. Эти ограничения не представляют собой ничего принципиально нового, они применяются во всех странах, различаются только проценты.

Принципиально новым моментом для РФ является следующий блок ограничений: на суммарную величину доли перестраховщиков в страховых резервах (не более 60 %), на долю одного перестраховщика в страховых резервах (не более 15 %) и на суммарную долю перестраховщиков, не являющихся резидентами Российской Федерации, в страховых резервах (не более 30 %). Фактически это уже меры, регулирующие не столько размещение резервов, сколько перестрахование. Цель - ограничить деятельность страховых компаний, не обладающих достаточной финансовой мощностью для того, чтобы оставлять большое собственное удержание по крупным рискам, и поэтому передающие основную часть риска в перестрахование, в том числе за рубеж.

Отсюда следует вывод, что в сегодняшних условиях в России Правила размещения страховщиками страховых резервов в том виде, в каком они приняты в новой редакции, - это не только инструмент регулирования финансовой устойчивости страховщиков (через инвестиционную деятельность и перестрахование), но и инструмент регулирования структуры страхового рынка. Упомянутые выше ограничения по долям перестраховщиков наносят удар по мелким страховым компаниям, тогда как крупные и финансово мощные от таких ограничений пострадают меньше. Следовательно, приняв новые требования, Департамент страхового надзора нанес удар по мелким компаниям и провел еще одно действие, направленное на укрупнение страховщиков. Как уже отмечалось при рассмотрении вопроса о размере уставных капиталов, необходимость, целесообразность, выбор методов борьбы с мелкими компаниями и защиты прав страхователей - вопрос спорный. Однако в данном документе Департамент обозначил свою позицию против них вполне однозначно.

Автор настоящей работы предполагает также, что новые Правила могут дать толчок активизации сострахования, которое будет шире применяться при страховании крупных рисков, привлечение которых организовано мелким страховщиком, а основную долю ответственности примут на себя крупные (правда в этом случае к участию нельзя привлечь нерезидентов, так как они не вправе заключать договора прямого страхования).

Кроме того, ограничения на перестрахование у нерезидентов, положительно скажутся на развитии национального перестраховочного рынка впоследствии, после допуска иностранных страховщиков на рынок. Компания с иностранным капиталом, имеющая лицензию в России, должна будет соблюдать эти требования, и не сможет перестраховываться только за рубежом, а будет вынуждена пользоваться услугами отечественных перестраховщиков.

Новая редакция Правил размещения резервов хотя и не бесспорна с точки зрения интересов страхового рынка, но гораздо более правильна с теоретической точки зрения, она освобождена от экономико-правовых «нестыковок», свойственных предыдущей редакции. Этот документ сыграет в целом положительную роль в регулировании страхового рынка.

С принятием новой редакции Правил постепенно начался переход к приоритету регулирования финансовой устойчивости и платежеспособности, принятому в развитых странах. Однако для того, чтобы этот переход состоялся, должны закончиться все перераспределительные процессы на рынке, которые пока еще продолжаются.

Система регулирования допуска на рынок, пока что не утратившая своего решающего значения, также совершенствуется.

В настоящее время процесс регистрации страховщиков (и для вновь созданных, и для производящих изменения, реорганизацию) несколько усложнился по сравнению с предыдущими этапами. Для акционерных обществ (а они составляют сегодня большинство страховых организаций) регистрация включат три стадии: сначала регистрацию проводит Департамент ценных бумаг и финансового рынка Министерства финансов РФ, где регистрируется проспект эмиссии для вновь созданного АО или увеличение уставного капитала, затем проходит обычная процедура регистрации (перерегистрации) юридического лица в уполномоченных местных регистрационных органах (рассмотренная выше), и только затем проходит окончательная регистрация в Минфине, теперь уже в Департаменте страхового надзора.

В процедуру лицензирования, в целом принципиально не изменившуюся, внесен новый инструмент. Это типовые правила страхования. Министерством финансов РФ был утвержден ряд подготовленных ВСС типовых правил: страхования ответственности таможенных брокеров, страхования ответственности таможенных перевозчиков, страхования ответственности оценщиков, страхование от огня и прочих опасностей имущества физических лиц. По двум последним из них страховщик, принимающий их без изменений, получает возможность ускоренного лицензирования (в течение одного месяца). Кроме вышеперечисленных, ВСС разрабатываются и готовятся к утверждению в Минфине правила еще по более чем 30 видам страхования. Помимо этого рядом отраслевых нормативных актов утверждены типовые правила, например, по страхованию строительно-монтажных рисков и др., а кроме того, еще раньше Росстрахнадзор рекомендовал страховщикам отдельные типовые правила, например, по страхованию жизни с выплатой ренты. В отличие от двух вышеупомянутых, такие правила носят чисто рекомендательный характер и не дают страховщику дополнительных преимуществ при лицензировании. Все эти факты подтверждают, что в России правила страхования постепенно унифицируются, как и полагается для развитой системы регулирования.

Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ в настоящее время по прежнему выполняет значительную часть задач государственного регулирования страхового рынка и имеет сложную структуру. В настоящее время его функции выполняются через 11 отделов и 12 территориальных инспекций.

По сравнению с этапом экстенсивного роста, структура органа страхового надзора несколько упростилась, хотя количество работ, выполняемых им, не только не сократилось, но и дополнилось новыми, связанными например, с реорганизациями и увеличениями уставных капиталов страховщиков в соответствии с требованиями закона. И в отличие от этапа экстенсивного роста, современный страховой надзор тесно сотрудничает с Всероссийским Союзом страховщиков, принимающим участие в нормотворческой и методологической деятельности, организации совместных мероприятий, конференций и т.п. Приведенный выше пример с типовыми правилами страхования подтверждает, что такое сотрудничество является успешным и несет прогрессивную роль для регулирования страхового рынка.

Положительным примером сотрудничества, на взгляд автора, является организация первого в истории отечественного страхового рынка «Всероссийского собрания по развитию национальной системы страхования в Российской Федерации», проведенного 2-3 марта 1999 г. в Москве. Круг вопросов, поднимаемых на собрании, почти полностью относился к области ключевых проблем государственного регулирования страхового рынка: налогообложение страховой деятельности, интеграция России в мировой страховой рынок, региональная политика в области страхования, развитие обязательного страхования, проблемы преобразования Госстраха и др. В резолюции Собрания нашло отражение мнение по этим вопросам большинства страховщиков. Остановимся на двух, на наш взгляд наиболее важных моментах, решение Собрания по которым заслуживает особого внимания - налоговое регулирование страхового рынка и региональная политика на страховом рынке.

Собрание постановило содействовать решению вопроса об увеличении допустимого отнесения страховых взносов на себестоимость предприятий с 1% до 3 % от объема реализуемой продукции (работ, услуг) (п. а) ст. 1.1. Резолюции Собрания). Решение Собрания возымело действие, к мнению страховщиков прислушались и в настоящее время готовится к подписанию Постановление Правительства, закрепляющее эту стимулирующую страхование меру. Кроме того, на Собрании обсуждался вопрос о налоговых стимулах развития долгосрочного страхования жизни (пп. б) и в) ст. 1.1 Резолюции): разрешении предприятиям, организациям относить на себестоимость продукции (работ, услуг) расходы на добровольное долгосрочное (на срок не менее 5 лет) страхование жизни и пенсионное страхование в размере 3% объема реализуемой продукции (работ, услуг) и исключении из совокупного годового дохода налогоплательщиков-граждан уплачиваемых ими сумм страховых взносов по добровольному страхованию, и прежде всего по долгосрочному страхованию жизни и пенсий, а также о совместной деятельности ВСС и ГНС в форме рабочей группы (ст.8 Резолюции).

Вопрос регионального регулирования страхового рынка на Собрании был впервые поднят на столь высоком уровне. Актуальность данной проблемы, которой была посвящена отдельная секция Собрания, сомнений не вызывает. Если до рассматриваемого периода попытки развалить централизованную федеральную систему регулирования страхового рынка и ввести собственные, региональные инструменты регулирования предпринимались лишь в отдельных регионах (Калмыкия, Башкирия, Татарстан), то после кризиса этот процесс заметно активизировался. Сейчас практически все региональные лидеры вводят собственные автономные системы регулирования, направленные на удержание денег в регионе, что противоречит антимонопольному и другому федеральному законодательству. Ст. 9. Резолюции отражала позицию большинства участников Собрания (преимущественно представителей Московского региона): «Признать неприемлемой и противозаконной практику создания страхового законодательства на уровне субъектов федерации как разрушающую единое национальное страховое поле РФ. Создать механизм пресечения попыток региональных и местных властей, а также ведомств создания института уполномоченных страховых компаний». Другое дело, что это заявление носило чисто декларативный характер, а конкретных мер по борьбы с проявлениями регионального сепаратизма предложено не было.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Страховой рынок как объект государственного регулирования
Реализация экономических интересов хозяйствующих субъектов на страховом рынке России
Жилищное страхование в условиях социально-экономических преобразований
Содержание и особенности функционирования страхового рынка
Влияние особенностей страхового рынка на сущность, содержание и формы его государственного регулирования
Вернуться к списку публикаций